Финансовый контроль в РФ. Виды, формы и методы фин. контроля. Проблемы совершенствования фин. контроля

Финансовый контроль государственных организаций – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деят.ю государственных предприятий и учреждений, банков и фин. корпораций.

Оперативный контроль возложен на следующие гос. органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исп. власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюдж. учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения фин. норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных ср-в гос-ва. Текущий контроль опирается на первичные док-ты оперативного бюджетно-бухучета и отчетности.

Оперативный контроль предупреждает возможные злоупотребления при получ. и расходовании, ср-в, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

К деятельности органов гос. контроля примыкает контрольная деят. органов представительной власти, а также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

Понятие фин. контроля негосударственной сферы экономики и граждан со стороны гос-ва затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед государством след. денежных обязательств:

1) уплата налогов и других обязательных платежей;

2) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на следующие формы: предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения фин. операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования ср-в. На макроуровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и фин. планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны; на микроуровне – в процессе разработки фин. планов и смет, кредитных и кассовых заявок, фин. разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, фин. операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получ. и расходовании ср-в, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бух. службы. Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Различают следующие методы проведения контроля:

1) документальные и камеральные проверки;

2) обследование;

3) надзор;

4) анализ фин. состояния;

5) наблюдение (мониторинг);

6) ревизии.

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом фин. контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основ. которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Совершенствование гос. фин. контроля в РФ заключается в улучшении системы гос. фин. контроля, формирование правовой базы, повыш. роли гос. фин. контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности гос-ва.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы гос. фин. контроля в России.

В нынешних усл. существуют факторы, ограничивающие действенность гос. фин. контроля в РФ. Осн. из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

· не существует национальных стандартов контроля, отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение гос. фин. контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе фин. контроля;

· организационная структура органов гос. фин. контроля недостаточно отражает специфику гос. устройства РФ;

· законодательно не определены статус органов гос. фин. контроля РФ и ее регионов, место и роль каждого субъекта гос. фин. контроля в его целостной системе;

· отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает перекладывание ответственности;

· органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

· отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

· отсутствуют общегосударственные принципы планирования контрольной работы, классификация фин. нарушений

· неурегулированность правовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органов гос. фин. контроля, в том числе и бюджетного, ограничивает результативность ревизий и проверок.

Чтобы привести в действие экономические рычаги, с помощью которых контроль может влиять на финансовые результаты, нужен соответствующий правовой инструментарий, важнейшим инструментом является исп. санкций за бюджетные правонарушения. От способности гос-ва предотвращать нарушения и преступления в этой сфере напрямую зависит финансовая и, как следствие, экономическая безопасность гос-ва.

57. Фирма: цели деятельности и ф-ции. Осн. организационно-правовые формы предпринимательства в России.

Определение фирмы (предприятия):

1. с юридической (организационно-правовой) точки зрения предприятие – это самостоятельный субъект хозяйственной деятельности с правами юридического лица, которое на основ. имеющихся ресурсов осуществляет производство и реализацию продукции, оказывает услуги и выполняет работы;

2. с организационно-экономич. – предприятие – это организационно-экономическая единица, представляющая объединение работников в единую кооперацию труда для масштабной производственно-хозяйственной деятельности;

3. с социально-экономич. – предприятие – это трудовой коллектив, объединенный общностью целей и задач, единством экономических интересов;

4. с технико-экономич. – предприятие – это комплекс ср-в производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственного процесса, в ходе которого идет производство благ и оказание услуг.

Высшая цель фирмы – получение дохода и прибыли.

Др. осн. цели:

- экономия ресурсов,

- качество продукции,

- рост ПТ,

- снижение затрат на ед. продукции

Ф-ции фирм:

Производственная - Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.

Реализационно-маркетинговая функция -Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.

Ресурсно-спросовая функция -Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.

Финансово-инвестиционная -Генерация фин. потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.

Бюджетная функция предприятия -Наполнение местного, регионального и федерального бюджета.

Градообразующая -Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.

Социальная функция предприятия -Обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями. Обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей ср-вами к существованию. Воспитание навыков коллективной работы. Реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности.

Познавательная -Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.

Образовательная -Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.

Воспитательная -Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.

Инновационная функция предприятия -Генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.

Институциональная -Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.

Информационно-сигнальная -Распространение инфор-ции об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.

Консолидирующая функция -Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-фин. потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.

Стабилизационная, антикризисная -Обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития путем создания «островков стабильности»

Организационно-правовые формы

Гражданский кодекс РФ предусматривает большое количество различных видов юридических лиц. Кроме того, он позволяет дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деят.ю без образования юридического лица.

К коммерческим организациям, то есть имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, относятся:

 полное товарищество (ст.69-81 ГК РФ);

 товарищество на вере (ст.82-86 ГК РФ);

 общество с ограниченной ответственностью (ст.87-94 ГК РФ);

 общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК РФ);

 акционерное общество (открытое и закрытое) (ст.96-104 ГК РФ);

 производственные кооперативы (ст.107-112 ГК РФ);

 государственное и муниципальное унитарные предприятия (ст.113-115 ГК РФ).

Наиболее распространенными формами явл. общества с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытые акционерные общества (ЗАО)

Наши рекомендации