Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок

3.1 Принцип централизации/децентрализации при формировании логистических организационных структур

Важным вопросом логистической стратегии является вопрос о централизации или децентрализации отдела логистики.

Централизованная организация логистики подразумевает, что в компании есть единственный отделлогистики, который управляет всеми логистическими операциями/функциями изодного места.

Децентрализованная организация логистики, напротив, означает, что все решения, связанные с логистикой, принимаются отдельно на уровненапример, дивизиональных групп и часто в разных географических областях.

На принятие решений о централизации или децентрализацииорганизационной структуры службы логистики влияют такие факторы, как:

- размерфирмы,

- вид (ассортимент) продукции

- географический район, в которомосуществляются продажи.

Существуют несколько аргументов в пользуцентрализованной организации логистики, и два из них будут приведены далее.

Первый связан с информационными системами, которые в корне меняютмногие аспекты бизнеса и традиционные пути взаимодействий как внутри фирмы, так и вне нее. Менеджеры по логистике контролируют важные базы данных, компьютерные программы. Поскольку логистический бизнес концентрируетсявокруг функций управления, передачи, обмена и контроля информации, логистика должна интегрировать информационный обмен, используя единую базуданных и единый центр управления информационными технологиями.

Компьютеры, средства связи и телекоммуникации скорее приведут фирму к централизованному управлению логистикой (посредством локальной корпоративной сети).

Второй аргумент связан с отношениями внутри фирмы. В этой сфере постоянно растет тенденция к совмещению функций управления выходящим и входящими потоками, что дает возможность управлять логистикой в режиме реального времени, оперативно связывая через компьютеры поступающие в компанию заказы на товары, например, с новыми заявками на пополнение внутрифирменных запасов. При заключении контракта с перевозчиком можно добиваться снижения ставки на перевозку благодаря синхронизации функций, например, транспортно–складского процесса, что лучше работает в централизованной системе логистики.

Аргументы в пользу децентрализованной организации логистики связаны с невозможностью управления централизованной системой в крупных транснациональных компаниях, финансово – промышленных группах, холдингах и т.п. Часто в распределенных (по продукту или географии продаж) фирмах предпочитают передавать все линейные функции управления логистикой в каждое автономное подразделение (дивизион). Сторонники децентрализации ставят под сомнение способность централизованного отдела логистики обеспечить требуемый уровень сервиса для покупателей.

Многие глобальные компании нуждаются в децентрализации логистических функций, потому что невозможно добиться централизации.

В течение последних десятилетий управление логистикой развивалось в направлении наращивания централизации организации. Однако происходящий в последние годы процесс распределения информации делает централизованную логистическую организацию ненужной для эффективной обработки данных. В результате появляется тенденция к распылению логистической ответственности по организации. Фактором, поощряющим централизацию, является высокая стоимость логистической инфраструктуры. Но в зависимости от степени централизации операций дорогостоящие ресурсы и способные специалисты могут быть распределены между пользователями. Все это неизбежно приводит к выводу, что традиционное понимание централизации и децентрализации устарело. Оно просто не соответствует современной практике логистики. Терпимость и широта взглядов в философии организации и практической работе стала возможной благодаря современному уровню развития пропускной способности логистических информационных систем.

Управленцы, занимающиеся реструктуризацией логистических организаций, должны примирить разногласия между руководителями, касающиеся этих устоявшихся концепций. В современном мире мобильные организации могут постепенно добиться большего, чем может предложить централизация или децентрализация.

3.2 Виды организационных структур и область их использования: сравнительная характеристика основных типов организационных структур служб логистики: линейно-функциональных, дивизиональных, матричных, проектно- (процессно-) ориентированных.

Логистическая стратегия, логистические функции и операции фирмы реализуются с помощью ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ - совокупности элементов службы (отдела) логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.1. Эволюция организационных структур управления логистикой в промышленно развитых странах

С.741

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.2

В процессе развития теории управления бизнесом и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделилось несколько типов организационных структур компаний, основными из которых являются линейно–функциональные и дивизиональные.

Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются такими их видами, как матричные структуры, программно-(процессно)-ориентированные, сетевые, структуры на основе бизнес единиц и др.

Наши рекомендации