Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок

Виды организационных структур и область их использования: сравнительная характеристика основных типов организационных структур служб логистики: линейно-функциональных, дивизиональных, матричных, проектно- (процессно-) ориентированных.

Логистическая стратегия, логистические функции и операции фирмы реализуются с помощью ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ - совокупности элементов службы (отдела) логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.1. Эволюция организационных структур управления логистикой в промышленно развитых странах

С.741

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.2

В процессе развития теории управления бизнесом и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделилось несколько типов организационных структур компаний, основными из которых являются линейно–функциональные и дивизиональные.

Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются такими их видами, как матричные структуры, программно-(процессно)-ориентированные, сетевые, структуры на основе бизнес единиц и др.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ОРГСТРУКТУР

Основные: Линейно-функциональные и дивизиональные

Виды:

- матричные

- программно- (процессно-, проектно-) ориентированные

- сетевые

- структуры на основе бизнес-единиц

Линейно-функциональная организационная структура является классическим примером разделения труда по вертикальным процессам. Создание линейно–функциональной структуры сводится к группировке персонала компании по сферам (функциональным областям) бизнеса: производству, снабжению, маркетингу, финансам, продажам и т.п.

Управление осуществляется по вертикальной иерархии от высшего персонала менеджмента компании до линейного исполнителя низшего звена. Штабные функции (планирование, контроль, учет, анализ и т.п), сосредоточены, как правило, в верхнем эшелоне менеджмента.

ДОСТОИНСТВА/НЕДОСТАТКИ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

ДОСТОИНСТВА

§ Стимулирование профессиональной специализации.

§ Содействие четкому разграничению функциональных обязанностей персонала и распределению полномочий логистического менеджмента.

§ Ликвидация дублирования логистических функций другими подразделениями компании.

§ Повышение эффективности использования инфраструктурных логистических мощностей, материальных и финансовых ресурсов при выполнении отдельных функций логистики.

§ Улучшение координации внутри отдельных логистических функций.

§ Содействие повышению технологичности выполнения логистических операций/функций.

§ Создание для персонала службы логистики перспектив карьерного роста и профессионального развития.

НЕДОСТАТКИ

Основным недостатком линейно–функциональных структур является изоляция подразделений друг от друга и затрудненное движение информации.

§ Стимулирование функциональной изолированности и затруднение межфункциональной координации.

§ Повышение числа межфункциональных конфликтов и несодействие достижению общих целей бизнеса.

§ Повышение числа взаимодействий между отдельными структурными подразделениями, снижая эффективность коммуникаций.

§ Усложнение внедрения интегрированных логистических технологий вследствие функциональной технологичности.

§ Затруднение планирования, анализа и контроля комплексных (результирующих) логистических показателей.

§ Порождение «ведомственности» внутри фирмы и внутри службы логистики.

Вдивизиональных структурах часть или все штабные функции делегируются производственным подразделениям (диверсифицированным территориально или по ассортименту продукции).

ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

§ характерна для компаний, использующих корпоративную стратегию концентрированного роста: развитие географии сбыта, расширение ассортимента продукции.

§ такая структура может рассматриваться как соединение отдельных линейно-функциональных структур, обслуживающих определенный рынок (территорию) или реализующих продуктовую специализацию

К числу дивизиональных структур можно отнести организационные структуры служб логистики, ориентированные на:

§ продукт или потребителя

§ определенный регион

§ сектор рынка

ДОСТОИНСТВА/НЕДОСТАТКИ ДИВИЗИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

§ Основным недостатком линейно-функциональных структур - изолированность подразделений одно от другого и затрудненное движение информации

§ Дивизиональные структуры - дублирование функций управления и часто отличаются противопоставлением местных интересов дивизионов головному офису компании

Широкие полномочия в принятии управленческих решений региональных (территориальных) отделений службы логистики, характерные для дивизиональных структур, требуют от высшего руководства компании решения непростой задачи: рационального сочетания самостоятельности отделений и их ответственности за следование логистической стратегии фирмы, что получается далеко не всегда.

Расширение числа компаний, работающих на российском рынке, которые имеют дивизиональную структуру логистической службы, естественным образом связано с их ростом и развитием бизнеса.

Линейно–функциональные и дивизиональные структуры логистики не позволяют достичь необходимой интеграции логистического процесса и в полной мере обеспечить межфункциональную и межорганизационную координацию. В связи с этим в ряде передовых компаний стали внедряться матричные, проектно- и процессно–ориентированные организационные структурыуправления логистикой.

Особенности матричных организационных структур управления логистикой компании.

По определению, матричная организация – это когда одна структура, базирующаяся на продукте или проекте накладывается на существующую другую линейно – функциональную структуру. Т.е. для обеспечения интеграции логистического процесса на типичную вертикальную линейно–функциональную структуру управления компанией накладывается проектно–целевая горизонтальная структура, эта конструкция образует своеобразную матрицу.

Следствием пересечения вертикальных (линейно–функциональных) и горизонтальных (проектных полномочий) является двойное подчинение исполнителей на местах – и функциональному (линейному) руководителю, и менеджеру соответствующего проекта. Такое подчинение часто сложно организовать и еще сложнее воплотить на практике. Поэтому матричные оргструктуры логистики в отечественной экономике пока не получили серьезного развития.

Матричная организационная структура

§ расширяет дивизиональную, налагая структуру, базирующуюся на продукте или проекте, на существующую линейно-функциональную структуру

§ При этом образуется своеобразная матрица подчиненности исполнителей как линейным руководителям, так и логистическим менеджерам, курирующим проект или продуктовую категорию

Матричные организационные структуры управления типичны для фирм, которые:

- вынуждены быстро адаптироваться к изменениям технологий или рынков;

- при управлении сталкиваются с неопределенностью, требующей обработки больших объемов информации;

- в значительной степени зависят от ограниченных финансовых и человеческих ресурсов.

Потенциал матричной организационной структуры в полной мере может быть реализован при ориентации компании на осуществление интегрированных логистических бизнес – процессов. Матричный подход требует передачи логистическим командам инфраструктурных и технологических ресурсов, и такие команды могли бы географически располагаться так, чтобы удовлетворять потребности линейных подразделений компании. При этом снижается необходимость дублировать высококвалифицированный персонал в функциональных областях логистики. Однако необходимо учитывать, что временный персонал управления логистическим проектом может не чувствовать той ответственности, которая характерна для традиционной линейно–функциональной организационной структуры.

Матричные организационные структуры управления типичны для фирм, которые:

1. вынуждены быстро адаптироваться к изменениям технологий или рынков сбыта продукции

2. при управлении сталкиваются с неопределенностью, требующей обработки больших объемов информации

3. в сильной степени зависят от ограниченности финансовых и человеческих ресурсов

Следствием пересечения вертикальных (линейно-функциональных) и горизонтальных (проектных) полномочий является то, что исполнители на местах имеют двойное подчинение: функциональному (линейному) руководителю и менеджеру соответствующего проекта.

Такое подчинение часто бывает достаточно сложно организовать и еще сложнее реализовать на практике

В ходе развития интегрированной концепции логистики и реструктуризации бизнеса компании появились новые типы организационных структур, ориентированных на выполнение логистических проектов (например, описанная выше матричная структура).

Под проектной организацией обычно понимается временная организационная структура, создаваемая в фирме для решения конкретной комплексной задачи (разработка проекта и его реализация). Обычно для внедрения проектной оргструктуры создается так называемая проектная команда, которой руководит менеджер проекта. В проектную команду могут включаться как высококвалифицированные менеджеры материнской компании, так и представители других фирм: производственных, проектных, строительных, консалтинговых и т.д. Для реализации проекта выделяются финансовые, материальные и другие виды ресурсов компании. После завершения проекта персонал материнской фирмы возвращается в свои функциональные подразделения, а временный персонал распускается.

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис. 3. Линейно-функциональная оргструктура управления логистикой С. 743

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.4 Структура управления дивизионом (регионом продаж) С.763

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.5. Типовая матричная структура управления логистикой компании

С. 765

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок - student2.ru

Рис.6. Проектно (процессно-)-ориентированная организационная структура логистики фирмы С.781

Рис.9. Типовая структура департамента логистики дистрибьюторской компании

Но все-таки важнейшими задачами для логистиков всех уровней являются оптимизация расходов на логистику иуправление рисками.

Логистическая составляющая присутствует в любой отрасли бизнеса, поэтому профессиональный логистик должен разбираться и в экономических, и в технических вопросах.

Математические знания: основы проектирования логистических систем и формирования логистических связей; математическое моделирование; методы оптимизации. Любые процессы - расчет товарных запасов, выявление сезонных зависимостей, разработка рациональных схем движения грузопотоков и т. п. требуют тщательного планирования и анализа.

Знания в области экономики и менеджмента: принципы прогнозирования и планирования в логистике, планирования производства; организация грузоперевозок на всех видах транспорта; основы бухучета; методы планирования запасов и управления ими; принципы организации складского хозяйства; структура управления компанией; порядок разработки бизнес-планов, договоров, соглашений, контрактов. Логистик обязан уметь не только грамотно организовать закупку, транспортировку, хранение и сбыт продукции, но и анализировать будущие объемы продаж и прибыль.

Руководитель отдела логистики должен координировать работу своих подчиненных и взаимодействовать с сотрудниками других подразделений (финансового, производственного отделов, отделов снабжения, продаж и т. д.), а значит, ему необходимо знание менеджмента и основ управления персоналом.

Знания в области юриспруденции: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие коммерческую деятельность; основы таможенного, транспортного и страхового законодательства; требования к оформлению снабженческой, транспортной, складской, сбытовой и финансовой документации; правила и нормы охраны труда. Кроме того, логистик должен постоянно отслеживать изменения в законодательстве, касающиеся специализации компании, в которой он работает.

Знания в области маркетинга: основы маркетинга; анализ рынков; методы изучения спроса на продукцию; анализ конкурентоспособности; рекламных и PR-технологий и т. п.

Знание иностранных языков, норм внешнеэкономической деятельности:устное и письменное владение иностранными языками, знание Incoterms - международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли; владение основами деловой переписки; знание особенностей всех видов международных перевозок и т. п.

Знание современных ИТ-технологий:методы автоматизации документооборота и учета товародвижения; современные ERP-системы и логистические информационные системы.

Тема 3. Организационные структуры служб логистики в цепях поставок

Наши рекомендации