Управление инновациями в цепях поставок

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Методические указания

по выполнению практических, самостоятельных и контрольных работ

Новосибирск 2016

УДК

ББК

Кафедра экономики и логистики

Составитель канд.экон.наук, доцент Е.Б. Денисенко

Рецензент канд.экон.наук, доцент Г.В. Исаева

Управление инновациями в цепях поставок: метод. указания / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Экон. фак.; сост. Е.Б. Денисенко.─ Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2016.- 30 с.

Методические указания по выполнению практических, самостоятельных и контрольных работ предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент всех форм обучения.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № от 20 г.).

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью выполнения практических и самостоятельных заданий бакалаврами, обучающимися по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой и практическими материалами, необходимыми для изучения дисциплины «Управление инновациями в цепях поставок» и развития у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации, а также проверка и закрепление знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

При выполнении практических заданий необходимо привести сделанные расчеты, заполнить аналитические таблицы и сформулировать четкий и полный ответ в соответствии с вопросами, поставленными в задании. По усмотрению преподавателя практические задания могут выполняться на практическом занятии или самостоятельно.

Задание 1.

Приведите примеры факторов инновационной деятельности в цепях поставок, заполнив нижеприведенную таблицу.

Факторы инновационной деятельности в цепях поставок

Классификационные признаки Функциональные области логистики
Снабжение Сбыт Складирование Транспортировка Сервис
1. Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в цепях поставок.          
2. Факторы, формирующие инновационную деятельность в цепях поставок.          

Задание 2.

Составьте классификатор источников инноваций в цепях поставок, приведите примеры инноваций в соответствующих функциональных областях логистики, заполнив нижеприведенную таблицу.

Источники и виды инноваций в цепях поставок

Источники и виды инноваций в цепях поставок Функциональные области логистики
Снабжение Сбыт Складирование Транспортировка Сервис
1. Источники инноваций в ЦП          
2. Примеры инноваций в ЦП          

Задание 3.

Опираясь на литературу, посвященную инновационному менеджменту, составьте классификационное описание для следующих инноваций:

1. Развития транспортно-логистического комплекса г. Новосибирска;

2. Система штрих-кодирования товаров;

3. Новый вид складского оборудования;

4. Программное обеспечение по оптимизации поставок товаров.

Классификацию представьте в виде таблицы.

Классификатор инноваций

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
технологические параметры предметные              
процессные              
                 
               
               
               
               
                 

Классификационные признаки:

1) в зависимости от технологических параметров:

· продуктовые;

· процессные;

2) по предмету и сфере деятельности:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· управленческие;

· научные;

3) по месту в системе (на предприятии):

· инновации на входе (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, информации и др.);

· инновации на выходе (изделия, услуги, технология, информация и др.);

4) в зависимости от глубины вносимых изменений:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные, псевдомодификации);

5) в зависимости от способа разработки:

· инновации, разрабатываемые собственными силами;

· инновации, разрабатываемые внешними организациями;

· инновации, разрабатываемые совместно как собственными, так и внешними силами;

6) по роли в процессе производства:

· основные (создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей);

· дополнительные (расширяют рынок в соответствующих отраслях);

7) по причинам возникновения:

· реактивные

· стратегические.

Задание 4.

Выберите наиболее эффективный инвестиционный проект, исходя из следующих данных:

Исходные данные по проектам

Показатели Инвестиционные проекты
А Б
1. Объем инвестируемых средств, тыс.руб.
2. Период эксплуатации, лет
3. Величина денежного потока всего, тыс.руб.,в том числе: 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год   -  
4. Ставка дисконтирования, %

Задание 5.

Определите экономическую целесообразность реализации инновационного проекта, исходя из следующих данных:

Исходные данные по проекту

Наименование показателя Значение
1. Объем инвестируемых средств, тыс.руб.
2. Денежный поток по годам, тыс.руб.: 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год  
3. Ставка дисконтирования, %

Задание 6.

На основе приведенных в таблице данных определите NPV инвестиционного проекта.

Исходные данные по проекту

Показатели Период времени, годы
Начальные инвестиции, млн.руб. - - -
Денежные потоки, млн.руб. -
Значение эквивалента определенности 1,0 0,956 0,947 0,933
Ставка дисконтирования с учетом риска, % -
Безрисковая ставка дисконтирования, % -

Задание 7.

Выберите наименее рискованный вариант инвестирования при следующих исходных данных:

Исходные данные по проектам

Возможные значения конъюнктуры инвестицион-ного рынка Инвестиционный проект А Инвестиционный проект Б
Расчетный доход, млн.руб. Значение вероятности Ожидаемый доход, млн.руб. Расчетный доход, млн.руб. Значение вероятности Ожидаемый доход, млн.руб.
Высокая 0,25   0,25  
Средняя 0,45   0,55  
Низкая 0,30   0,20  
В целом - 1,0   - 1,0  

управление инновациями в цепях поставок - student2.ru 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа проводится с целью более глубокого изучения дисциплины. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается изучить указанные ниже темы по дисциплине «Управление инновациями в цепях поставок» и подготовить доклады, используя список рекомендуемой литературы, а также разобрать тестовые задания.

Тематика докладов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.

Информационное обеспечение

Актуальную дополнительную информацию по дисциплине можно получить из следующих интернет источников:

1. http://web.snauka.ru Электронный журнал Современные научные исследования и инновации;

2. http://www.cfin.ru Корпоративный менеджмент;

ГЛОССАРИЙ

АВАНТЮРА (фр. aventure) — разновидность риска, т. е. мероприятие (действие), рассчитанное на случайный успех и осуществляемое без учета реальных сил, условий и возможностей. Обычно обречена на провал.

АКТИВЫ — экономические ресурсы предпринимателя (предприятия) в форме основного и оборотного капитала, нематериальных средств, используемые в производстве с целью получения прибыли.

АЛГОРИТМ (по латинской форме имени среднеазиатского математика Аль- Хорезми Algorithmi) — система последовательных действий, применяемых по строго определенным правилам, приводящая к решению поставленной задачи.

АМОРТИЗАЦИЯ АКТИВОВ — постепенное списание стоимости долгосрочных активов, связанное с их физическим и моральным износом.

АНАЛИЗ УГРОЗ — анализ будущей обстановки (экономической, политической, военной, экологической и т. п.). Анализ угроз — это также анализ возможной агрессии со стороны конкурентов.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — модель, позволяющая предсказать оперативные результаты на основе фундаментальных законов или принципов.

АНАЛОГИЯ (греч. analogia— сходство) — очевидное подобие двух объектов или сходство их форм или функций при отсутствии логической связи и/или эквивалентности. Последнее отличает аналогию от модели.

АННУИТЕТ — равномерные платежи или поступления денежных средств через одинаковые периоды времени по одинаковой ставке процента.

БЕЗРИСКОВАЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ — норма доходности по инвестициям без риска потери капитала и дохода.

БЕНЧМАРКИНГ ИННОВАЦИЙ — изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновации.

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР — самостоятельная организация или структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающиеся разработкой инноваций и новых форм бизнеса.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ИННОВАЦИИ - упорядоченная совокупность инновационных работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС-РЕИНЖИНИРИНГ - оптимизация системы организации и управления хозяйственным процессом, которая базируется на принципах ориентации на весь процесс, на качественный скачок, на ликвидацию закомплексованности в бизнесе, на использование эффективных технологий информационного продукта.

БРЭНД (англ. brand— клеймо, фабричная марка) (1) — система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца.

БРЭНД (2) - всемирно известная товарная марка; законодательно защищенный продукт; компания (ее название) или концепция, выделяемая общественным сознанием из массы себе подобных.

БРЭНД-СТРАТЕГИЯ — комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке.

БЮДЖЕТ — финансовый план краткосрочного периода, отражающий расходы и поступления средств при реализации инновационного проекта.

ВЕНЧУРНЫЙ (англ. venture— отважиться, рисковать) КАПИТАЛ — капитал, вкладываемый с высоким риском

ВЕНЧУРНЫЕ ФИРМЫ - небольшие предприятия, занятые прикладными исследованиями и разработками, созданием и внедрением технологических инноваций.

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ показатель эффективности инвестиций, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инвестиций приводится к настоящей стоимости инвестируемых средств.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (фр global— всеобщий, лат.glob— шаг) — универсальный процесс, охватывающий весь земной шар и состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке в целях укрепления связей денежного капитала инновациями.

ГУДВИЛЛ (англ. goodwill— престиж фирмы) (1) — денежная оценка имиджа фирмы, ее деловых связей на рынке.

ГУДВИЛЛ (2) - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению, например, репутация, техническая компетенция, связи, влияние и др.

ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК — показатель, характеризующий эффект инвестиций в виде возвращаемых инвестору денежных средств чистой прибыли и амортизации.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ — расширение сферы производственной и коммерческой деятельности на рынках новых товаров, производство которых не связано с основным производством.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ — приведение будущих доходов и затрат к текущему периоду сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ ПОТОКА НАЛИЧНЫХ СРЕДСТВ — пересчет де- нежных сумм с учетом различной ценности средств в настоящее время и в будущем.

ДИСКОНТНАЯ СТАВКА — ставка процента, по которой будущая стоимость денег приводится к настоящей их стоимости.

ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio— распространение, растекание) ИННОВАЦИИ — распространение однажды освоенной инновации, использование ее вобщественной практике.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (греч. kyklos- круг) ИННОВАЦИИ (1) – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль и/или другую реальную выгоду.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ (2) — стадийность процесса: освоение, диффузия и рутинизация. Нововведение имеет строгую последовательность прохождения указанных стадий.

ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ — математический закон, гласящий, что аддитивная макропеременная (та, которая является суммой многих компонентов) меньше (в процентном выражении) отклоняется от своего среднего значения, чем любая из составляющих ее компонент, при условии, что последние примерно одинаковы по величине и изменяются независимо друг от друга примерно в одинаковых пределах.

ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ — изобразительный, графический или комбинированный символ, гарантирующий качество обслуживания привлекающий клиента, информирующий его о характере услуг. Знак обслуживания - вид промышленной собственности.

ИГРА — вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т. п.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. В теории игр игра — это совокупность правил и процедур, относящихся к партии.

ИДЕЯ — предложение нового проекта, которое после технико- экономического обоснования и разработки может превратиться в инновацию.

ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia/hieros— священный +arche— власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

ИЗОБРЕТЕНИЕ — техническое решение, относящееся к продукту(в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу(процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ — абстракция от реальности, но довольно близкая к реальной действительности, чтобы дать полезные наблюдения, анализ или оценки этой действительности.

ИМИТАЦИЯ (лат.imitatio) — подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.

ИМИТАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ — создание модели реальных хозяйственных ситуаций и манипулирование этой моделью в целях получения выводов о действительном мире.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ — долгосрочное вложение капитала.

ИНВЕСТИЦИИ — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и / или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — план или программа долгосрочного вложения капитала с целью получения прибыли в будущем.

ИНВЕСТОР— субъект предпринимательской инвестиционной деятельности, вкладывающий собственные, заемные и привлеченные средства и имущество в инновации с целью получения экономического и социального результатов.

ИНВЕСТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ — финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов для осуществления долгосрочных вложений.

ИНДУЦИРОВАННАЯ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — потеря конкурентоспособности предприятиями, вызванная переходом к рыночной экономике и открытием внутреннего рынка для широкого импорта товаров.

ИНЖИНИРИНГ (англ. engineering— изобретательность, знание).

ИННОВАЦИИ — комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и] диффузию инновации, преимущественно комплексных, дорогостоящих.

ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiatio— совершение таинств) — деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и материализации идеи, т. е. превращении идеи в вещь, товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

ИНКЛЮЗИВНЫЙ (фр. inclusif— включающий в себя) —pacпространяющийся на более широкий круг предметов.

ИНКУБАТОР (лат. incubare— высиживать птенцов) — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса (т. е. предпринимательства) или новых видов технологий,

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА (лат. infra- под +structure— строение, устройство) — организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, т. е. комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, патентные библиотеки и другие специализированные организации.

ИННОВАЦИОННЫЙ КОНТУР - область создания и освоения новых технологий, способствующих интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. К этим технологиям относятся информационные, медицинские, фармацевтические технологии.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС — процесс генерации идей, создания и коммерческого использования продуктов интеллектуального труда.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ — синоним инновации.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (1) — совокупность целей инновационной стратегии государственных органов и механизмов ее осуществления.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (2)—совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с Целью выпуска новейших видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА (1) комплекс мероприятий согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное нововведение.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА (2) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

ИННОВАЦИОННАЯ СПИРАЛЬ (лат. spira- изгиб, извив) -кривая, делающая постоянно увеличивающиеся витки от некой начальной точки где-то на заре зарождения человечества, которые ускоряются во времени.

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА - обстановка, окружающая создание, реализацию и продвижение инноваций.

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание, реализацию, распространение и рутинизацию инноваций.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК - риск, связанный с добровольным вложением капитала в реализацию новых продуктов и новых технологий в надежде на получение сверхприбыли (обычно не менее 100 % к капиталовложениям) в очень короткий срок (не более 1 месяца) реализации этих операций, продуктов, технологий.

ИННОВАЦИЯ (англ, innovation— нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») (1) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

ИННОВАЦИЯ (2)— создание и использование интеллектуальной продукции в целях получения новых экономических и социальных условий деятельности людей.

ИНСАИТ — осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (1) - интеллектуальное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (2) - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri— пристально, внимательно смотреть) — способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ — материализованная форма сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи.

ИТЕРАЦИЯ (лат. iteratio— повторение) — результат применения какой- либо математической операции, получающийся в серии аналогичных.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИЛИ ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ —основной критерий эффективности инвестиций, рассчитываемый как разность совокупного дохода за период жизни продукции и всех расходов за тот же период с учетом фактора времени.

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ — инвестиции в воспроизводство основных фондов и на прирост материально-производственных запасов.

КВАЗИМОДЕЛЬ (от лат. quasi— как будто, будто бы) — ряд концепций, позволяющих сделать более точные прогнозы, чем прогнозы, полученные с помощью метафор или аналогий, но менее точные, чем прогнозы на основе моделей.

КВАНТИФИКАЦИЯ (лат. quantum— сколько +facere— делать) — количественное выражение качественных признаков (например, оценка в баллах).

КОММЕРЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА — оценка финансовой состоятельности и эффективности инвестиций.

КОНКУРЕНЦИЯ— соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации товаров.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА — степень его выгодности и привлекательности для покупателя, совершающего сделку купли-продажи, в сравнении с другим аналогичным товаром.

КРИЗИС (гр. Krisis— переломный момент) — резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние в каком-либо процессе.

ЛИКВИДНОСТЬ — способность активов использоваться в качестве средств платежа и быть готовыми к быстрому превращению в денежную форму без потери своей текущей стоимости.

ЛИКВИДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИИ — способность объектов инвестирования быть реализованными в течение короткого периода времени без потери стоимости

ЛОГОТИП — специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров данной фирмы.

МЕТОД ДЕЛЬФИ — метод прогнозирования, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов (с использованием анкет) для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Свое название метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул).

МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО — реализуемый с помощью ЭВМ метод имитации для приближения воспроизведения реальных явлений. Метод объединяет анализ чувствительности и анализ распределений вероятностей входящих переменных.

МОДЕЛЬ (фр. modele/ лат.modullus— мера, образец) — теоретическое построение, имеющее некоторое отношение к реальности, которое можно независимо обсуждать и анализировать.

МЭРДЖЕР (лат. major— старший, большой, более поздний; англ.merger— слияние, объединение, поглощение) — поглощение одной фирмы другой компанией.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — метод выбора хозяйствующим субъектом такой организации и управления хозяйственным процессом и такой организационно-правовой формы хозяйствования, которые способствуют минимизации налоговых платежей на длительный срок без нарушения действующих законодательных актов. Используется только на микроуровне.

НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ) ПРОБЛЕМА — часть научного направления, представляющая один из возможных путей его решения.

НАУЧНАЯ ТЕМА — часть научной проблемы, которая выступает как самостоятельная единица планирования и финансирования.

НАУЧНОЕ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ — крупная самостоятельная научная работа, направленная на решение важнейшей задачи развития какой-либо отрасли науки.

НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА — то же, что синергетика.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ — совокупная оценка долгосрочных вложений в приобретение прав на имущество, не имеющее материально- вещественной формы, но приносящее доход.

НОВАЦИЯ (лат. novation— изменение, обновление) — какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.

НОВИЗНА ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ - одно из условий патентоспособности полезной модели. Полезная модель является новой, если совокупность существенных признаков не известна из уровня техники.

НОВОВВЕДЕНИЕ (1) — то же, что и инновация.

НОВОВВЕДЕНИЕ (2) — целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.

НОРМА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОЕКТА — минимальный размер партии продукции, при которой доход от продаж равен издержкам производства.

ОБЩЕНИЕ (лат. communis— общий) — процесс передачи сообщения, имеющего смысловое содержание, от одного лица другому.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (гр. on(ontos) - сущее) ПОДХОД -точка зрения, согласно которой процессы научно-технического и финансового развития интерпретируются как саморазвивающие, т. е. управляемые изнутри.

ОТКРЫТИЕ — установление не известных ранее данных о физических, химических или биологических процессах или многократное наблюдение неизвестного ранее явления природы.

ПАБЛИК-РИЛЕИШЕН (англ. publicrelations) — деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, представляющая собой форму рекламной работы с широким привлечением средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.); система некоммерческих связей с общественными организациями.

ПАРТИЯ — элемент игры, означающий конкретную реализацию игры, практическое применение правил, приводящее к определенному результату.

ПЕРИОД ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ(КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ) — срок окупаемости инвестиций, представляющий собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом издержек возмещает основные инвестиции.

ПОИСКОВЫЙ ПРОГНОЗ — прогноз, при котором гипотетические последствия существующих тенденций характеризуются с точки зрения нейтрального наблюдателя.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТОВАРА — максимальная цена, которую покупатель считает выгодным для себя заплатить за данный товар.

ПРЕДПРИЯТИЕ.-РЕЦИПИЕНТ (предприятие + лат. recipienc(recipientis) — принимающий) — предприятие, принимающее помощь от другого хозяйствующего субъекта, индивидуального предпринимателя или спонсора.

ПРОГНОЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ — научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем.

ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИИ — комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулированию продажи инновации и др.

ПРОДУЦЕНТ (лат. producens- производящий) ИННОВАЦИИ — это производитель данной инновации.

ПРОЕКЦИЯ (лат. proectio— бросание вперед) — в прогностике: условное высказывание о будущем. Проекция обычно делается в отношении одного явления из целого набора, охватывающего какой-либо диапазон возможностей.

ПСЕВДОИННОВАЦИЯ — незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т. п.

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕСА - инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инновации.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА отношение чистой прибыли к инвестициям (капитальным вложениям), а также к акционерному капиталу.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - производство, способное к размножению, т. е. массовое производство серийной продукции (товара, услуг).

РЕЦИПИЕНТ (лат. recipienc(recipientis) — принимающий) — предприятие, в хозяйственную деятельность которого «вливают» капитал для активизации этой деятельности или для оказания помощи.

РИСК ИНВЕСТИРОВАНИЯ — вероятность возникновения потерь при Долгосрочном вложении капитала и нематериальных средств в нововведение, связанная с колебаниями цен на рынке, инфляцией и пр.

РЫН0К НОВШЕСТВ — система экономических форм и механизмов инновационного предпринимательства, условия и место реализации новшеств — товаров. Рынок новшеств включает в себя помимо объектов промышленной собственности информационные продукты, которые не патентуются и не защищаются авторским правом, но тесно связаны с объектами промышленной собственности.

РЫНОЧНАЯ НИША РЕАЛИЗОВАННАЯ — часть фундаментальной рыночной ниши, которую предпринимателю удается удержать в борьбе с конкурентами.

РЫНОЧНАЯ НИША ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ — совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары предпринимателя.

РЫНОЧНЫЙ СЕГМЕНТ — часть единого рынка определенного товара, отличающаяся по цене, качеству и ориентации товара на определенного потребителя от других частей.

СЕЛЕКТИВНЫЕ (от лат. selektio- выбор, отбор) РИСКИ —риски неправильного выбора, вложения капитала, вида ценных бумаг в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

СИНЕКТИКА — метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

СИНЕРГЕТИКА — междисциплинарное направление, объединяющее внутренние области разных ветвей науки. Другое название — нелинейная динамика.

СИНЕРГИЗМ (греч. synergeia— сотрудничество, содружество) — явление в деловой практике, когда общий результат превосходит сумму отдельных эффектов, входящих в этот результат.

СРОК ЖИЗНИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА — продолжительность стадий проекта или временной период, в течение которого инвестор планирует получать отдачу от первоначально вложенного капитала

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario) — сюжетная схема, т. е. заранее под- готовленный примерный план осуществления чего-либо.

СЦЕНАРИЙ ИННОВАЦИИ упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.

ТАКСОНОМИЯ (греч. taxis— расположение по порядку +nomos— закон)— теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Она исследует взаимное отношение соподчиненных групп и категорий.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ — подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи (т. е. в продукт).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНКУБАТОР (от лат. incubare-высиживать птенцов) — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых технологий.

ТЕХНОПАРК (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК) — группа предприятий, объединенных организационно и территориально и занимающихся разработкой передовых технологий.

ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ — графическое изображение состояния безубыточной производственной деятельности предпринимателя, показывающее, при каком объеме продаж товаров чистый доход станет равным сумме постоянных и переменных затрат.

ТРАНЗИТНАЯ (лат. transitus- переход) ЭКОНОМИКА – экономика переходного периода.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (от греч. phenomenon- являющееся) МОДЕЛЬ - модель, охватывающая набор наблюдаемых явлений, которую можно использовать для прогнозирования. При этом не ставится цель объяснить причины, лежащие в основе этого явления, или связать их общими законами.

ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРЕДЖ — соотношение собственных и заемных Инвестиционных средств.

ФИРМЕННЫЙ БЛОК — объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также разные поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телефон, телекс) и фирменный лозунг, выражающий коммерческое и техническое кредо фирмы.

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ — совокупность художественных приемов, создающих характер при поднесении всех рекламных материалов на базе графического дизайна.

ФЛУКТУАЦИЯ (лат. fluctuatio— колебание) — случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа чисел, от ее среднего значения.

ФРОНТИНГ (от англ. front— выходить на) — то же, что и фрон-тирование рынка.

ФРОНТИРОВАНИЕ РЫНКА — операция по захвату рынка, занятого другим хозяйствующим субъектом, или зарубежного рынка

Х ХОД — элемент игры, означающий совокупность правил и процедур, относящихся к партии, которым подчиняются ее участники.

ЦЕНА ФИРМЫ — показатель местоположения фирмы на рынке и перспектив ее развития.

ЭВРИСТИКА — совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ — прогноз, сделанный на основе модели будущего и предполагающий наличие большего уровня знаний, чем это требуется для простой экстраполяции.

ЭКЗОГЕННАЯ (гр. - снаружи, вне) ПЕРЕМЕННАЯ — переменная ,поведение которой нельзя описать на основе данной модели.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука, изучающая человеческое поведение в экономической

Наши рекомендации