I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Как размножаются животные?
– Чем отличается размножение зверей от всех других животных?
– Как заботятся о своем потомстве птицы и звери?
II. Сообщение темы урока.
– Тема нашего урока «Охрана животных».
III. Изучение нового материала.
Б е с е д а.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Ребята, посмотрите, какие прекрасные творения природы представлены на иллюстрациях на доске. Ими бы только восхищаться, если, к сожалению, не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность.
– Для чего нужна Красная книга?
КРАСНАЯ КНИГА
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовет.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем, прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.
Б. Дубровин
– Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Международная Красная книга, впервые изданная в 1966 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась Красная книга СССР. Спустя 6 лет появилось второе издание, более полное. Был значительно расширен круг животных, нуждающихся в охране. Кроме млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий в нее были включены рыбы, насекомые, моллюски и даже черви.
– Редкими стали белый медведь, морж, уссурийский тигр, бобер, соболь, орел-беркут, фламинго, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка, жук-красотел и другие животные.
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера, степи – это дом.
Животные играют большую роль в природе. Необходимы они и людям.
– Как вы думаете, для чего?
– Давайте послушаем сообщения о животных, которые в нашей местности нуждаются в охране.
Учащиеся, подготовленные заранее, рассказывают о животных.
– Помните, что беречь надо и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел, лягушка, жаба. Их жизнь часто зависит от нас с вами, от нашего поведения в природе.
Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к и х п р а в и л (с. 53).
IV. Закрепление изученного.
– Многое делается в нашей стране по охране животных. Принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки.
Но беречь надо всех животных, тогда, погуляв в лесу или на лугу и вернувшись домой, вы сможете рассказать:
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал,
Я никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 112–115); выполнить задания 1–3 (с. 116).
У р о к 27
в царстве грибов
Цели:познакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса.
Ход урока
I. Введение в тему.
– Сегодня мы совершим необычное путешествие в лес. Отправляясь в лес, мы помним главное правило путешественников:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
– Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?
З а г а д к а:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб.)
– Речь сегодня на уроке пойдет о грибах. Мы вспомним все, что нам известно о грибах, узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
– Раз вы такие опытные грибники, отгадайте, о каких грибах сказано в загадках:
1. На пеньке растут в лесу
Эти дружные ребята,
Называют их… (опята).
2. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки,
Под березою растут,
Как, скажите, их зовут? (Подберезовики.)
3. В блестящей темной шапочке
Средь молодых сосенок
Растет грибок… (масленок).
4. Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (лисички).
5. Люблю я в разных шапках быть:
То в красной или сероватой,
То в желтой, то в зеленоватой.
Собирай, не мешкай,
Это… (сыроежки).
6. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С нежной, бархатной подкладкой.
(Боровик.)
– Какие это грибы? Можно их положить в лукошко?
7. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсит.
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Не бери его с полянки,
Не нужны тебе… (поганки).