Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Внебюджетные фонды.
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.
Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений.
Расходы государственного бюджета — исходный пункт движения гос.ресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.
Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.
Доходы государственного бюджета:
- Налоги на доходы юридических и физических лиц- Поступления от реального сектора (налог на прибыль)- Поступление косвенных налогов и акцизов
- Пошлины и неналоговые сборы- Региональные и местные налоги
Расходы государственного бюджета:- Промышленность- Социальная политика- Сельское хозяйство- Государственного управление- Международная деятельность- Оборона- Правоохранительная деятельность- Наука- Здравоохранение
Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом.
Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:
1)обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы.
Направления расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством.
Бюджетный дефицит в России: причины и способы регулирования.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами.
Причины:- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
- дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране (рассматривается как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений);- сокращение налогов в целях стимулирования экономики;- повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
3 основных подхода к регулированию государственного бюджета:
1) Связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов.
2) Сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде.
3) Базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства.