Государственный бюджет. Структура доходов и расходов

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого – центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого – центральное правительство; правительства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты бывают соответственно центральными, республиканскими, краевыми, областными, районными и земельными, т. е. местными.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет государственный бюджет. С экономической точки зрения государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий. Благодаря бюджету государство сосредоточивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря распределительной функции денежные средства концентрируются в руках государства и распределяются. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как эффективно они используются. Сфера действия распределительной функции характеризуется тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники производства. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое показателем бюджетных поступлений и расходных назначений.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Они находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и перечень источников их финансового покрытия. Госбюджет представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.

Доходная часть бюджета РФ –часть центральных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Расходная часть бюджета РФ –совокупность денежных отношений, связанных с использованием средств госбюджета. Расходы бюджета осуществляются путем бюджетного финансирования и основаны на следующих принципах:

1) плановость, т.е. распределение средств госбюджета между отдельными отраслями, сферами, регионами, отдельными социальными группами на основе государственного планирования;

2) непрерывность финансирования в течение года(в разрезе кварталов); т.е. равномерное выделение необходимых сумм помесячно или поквартально в соответствии с утвержденными графиками;

3) безвозвратность,т.е.средства на развитие приоритетных отраслей, отдельных программ выделяются без оплаты и бессрочно;

4) целевая и адресная направленность расходов,т.е. средства расходуются на заранее установленные цели и строго определенные отрасли с обязательным последующим контролем расходования средств;

5) выделение средств по мере выполнения задания, т. е. в ходе выполнения заданий выделяется очередная сумма для осуществления расходов.

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие:

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные

пошлины, гербовый сбор) 75-85%

Неналоговые поступления: доходы от государственной

собственности, государственной торговли 5-8 %

Взносы в государственные фонды: пенсионный,

фонд социального страхования,

страхования от безработицы 10-12%

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений – различные виды платежей предприятий, организаций, населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение,

образование, социальные пособия, субсидии бюджетам

местных властей на эти цели 40-50%

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения

в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям,

субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление

государственных программ 10-20%

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней

политики, включая содержание дипломатических служб

и займы иностранным государствам 10-20%

Административно-управленческие расходы: содержание

правительственных органов, полиции, юстиции и прочие 5-10%

Платежи по государственному долгу до 7-8%

Наши рекомендации