Финансы. Государственный бюджет. Внебюджетные фонды

ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

финансы. Государственный бюджет. Внебюджетные фонды

В процессе экономической деятельности у отдельных предпринимателей, в отраслях, в сферах и в народном хозяй­стве страны в целом образуются различные денежные фонды (средства). Система образования, распределения и использо­вания этих денежных фондов для обеспечения расширенного (нормального) воспроизводства называется финансами.

Термин «финансы» с латыни означает «платеж», «до­ход». Впервые его начали использовать торговцы в средневе­ковой Италии, в дальнейшем этот термин стал применяться для обозначения денежных ресурсов.

Совокупность денежных (экономических) отношений, возникающих между государством и производственными структурами, государством и регионами, государством и слоями населения - физическими и юридическими лицами - по поводу движения денежных ресурсов, представляет собой финансовые отношения.

Следует отметить, что не все денежные отношения явля­ются финансовыми. К ним не относятся те денежные средст­ва, которые обслуживают личное потребление и обмен. На­пример, розничный товарооборот, оплата транспорта, быто­вых, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также про­цессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег.

Финансовые отношения и обслуживающие их специаль­ные учреждения (Министерс'тво финансов, банки, казначейст­ва, налоговые службы) в единстве образуют финансовую систему государства. Материальной основой финансов является производство. В современных условиях финансы - это сово­купность централизованных, государственных фондов денежных средств, денежных фондов домохозяйств, предприятий-фирм, отраслей и сфер.

Различают следующие виды финансов: финансы населения, финансы предприятий-фирм, финансы отраслей, финан­сы сфер и финансы государства. Финансы предприятий-фирм являются основой всех видов финансов.

Финансы населения образуют доходы отдельных граждан и семей. Финансы предприятий-фирм, отраслей и сфер фор­мируются за счет прибыли и различных поступлений.

Финансы государства являются централизованными фи­нансами, а других - децентрализованными финансами.

Совокупность социально-экономических мер государства
по использованию централизованных денежных ресурсов есть
финансовая политика государства. Она выполняет мобилизационные, распределительные и контрольные функции.

Мобилизационная функция проявляется в поступлении денежных средств на государственные нужды, которые существенно влияют на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением дохо­дов из сферы производства в иные сферы хозяйствования. Госу­дарство распределяет и перераспределяет ВВП и НД в интересах задач, стоящих перед обществом.

Контрольная функция заключается в том, что финансо­вый контроль и государственный аудит направлены на обес­печение динамичного развития государственного и частного предпринимательства.

Финансовая система состоит из двух частей: "Государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный (федеральный) бюджет - главное зве­но финансовой системы, являющееся централизованным фон­дом денежных средств, находящихся в распоряжении прави­тельства. Он выступает как финансовый план, состоящий из доходов и расходов. Через него распределяется до 40% на­ционального дохода.

К доходам относятся налоги (прямые и косвенные), про­центы по кредитам, доходы от прибыли предприятий, от при­ватизации, от ценных бумаг, госпошлины, гербовый сбор и т.д. Главным источником госбюджета являются налоги. Они составляют до 85% всех доходов, а остальные - неналоговые (дивиденды, доходы от сдачи в аренду и т.д.).

К расходам относятся затраты на содержание аппарата госуправления, на вооружение, госзакупки товаров и услуг, на образование, здравоохранение, социальные пособия, на инновационные технологии, выплаты по госдолгу, предостав­ление кредитов и т.д.

Расходы носят целевой и безвозвратный характер. Без­возвратное предоставление государственных средств из бюд­жета на целевое использование называется бюджетным фи­нансированием. Основное требование к бюджету - сбаланси­рованность, т.е. равенство доходной и расходной частей.

Совокупность государственного бюджета и соответст­вующих ему организаций и учреждений есть бюджетная система.

Структура бюджетной системы любой страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. Двухъярус­ную структуру - государственный и местный бюджет - имеют страны с унитарным устройством. США, ФРГ и Россия, яв­ляющиеся странами федерального устройства, имеют трехъя­русную бюджетную структуру: государственный, региональ­ный (субъектов РФ или штатов) и местный (бюджет земли).

В бюджетную систему Российской Федерации (консоли­дированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

- федеральный бюджет;

- 21 бюджетов субъектов федерации; 55 краевых и обла­стных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;

- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, район­ных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Ведущим звеном государственной бюджетной системы является госу­дарственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного де­нежного фонда государства.

Следовательно, государственный бюджет является не только бюджетом центрального (федерального) правительст­ва, но и представляет собой совокупность всех уровней госу­дарственных и административно-территориальных властей. Задачей всех бюджетов является реализация экономических функций государства. Все виды бюджета состоят из доходной и расходной частей.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть административно-территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы - это налог на имущества предпри­ятий, местные налоги, налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д. Они поступают в соответствующие бюджеты.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вы­шестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов.

Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и мини­мизации дефицита бюджета.

Субвенции - средства строго целевого назначения, пере­даваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на воз­мездной основе под проценты или без них.

К бюджету государства относятся также различные вне­бюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет. Эти фонды находятся в распоря­жении центральных или местных органов власти и концен­трируются в специальных фондах, каждый из которых пред­назначен для определенных нужд. В России существует более 30 государственных внебюджетных фондов, образованных за счет целевых отчислений, а в США насчитывается более 800_ подобных фондов. К ним относятся: федеральный дорожный фонд, фонд развития таможенной системы, фонд развития налоговой системы и налоговой службы, фонд борьбы с пре­ступностью, экологический фонд и т.д. Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного меди­цинского страхования образуют единый социальный фонд.

Все эти целевые фонды с госбюджетом РФ образуют консо­лидированный государственный фонд денежных средств РФ.

Такие фонды расширяют возможности вмешательства го­сударства в происходящие социально-экономические процес­сы, минуя бюджет и парламентский контроль. Следовательно, посредством внебюджетных средств государство сглаживает остроту бюджетного дефицита и стимулирует инвестицион­ные процессы в областях и республиках.

19.2. Государственныйдолг и его виды

Соотношение доходов и расходов характеризуется поня­тием бюджетного дефицита и бюджетного излишка.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами. Обратная ситуация - превышение доходов над рас­ходами - есть бюджетный излишек (профицит).

Бюджетный дефицит по международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Он покрывается внутренними и внешними государственными займами в виде продаж госу­дарственных ценных бумаг (облигаций), ужесточением нало­гообложения, займов у внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд страхования, фонд занятости), а также эмиссией денег, что может привести к инфляции.

Впервые существование бюджетного дефицита у нас бы­ло признано в 1989 г. (127 млрд р.). До 1995 г. главным ис­точником финансирования бюджетного дефицита были кре­диты Центробанка, затем для покрытия дефицитов госбюдже­та начали использовать механизм внутренних займов населе­ния и коммерческих банков через продажу краткосрочных и долгосрочных облигаций и казначейских обязательств. Также были начаты операции по продаже золотых слитков с выда­чей соответствующих сертификатов. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета яви­лись выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центробанк РФ).

Накапливающиеся каждый год дефициты бюджета в со­вокупности образуют государственный долг. В зависимости от срока погашения государственный долг делится:

•на основной (долгосрочный долг) - 5 лет и свыше. При этом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть представлена к оплате до истечения оговоренного срока;

• текущий - до 1 года. При этом называется задолжен­ность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

С учетом размещения займов государственный долг под­разделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это займы государ­ства у населения в форме продажи государственных ценных бумаг (облигаций), государственных казначейских векселей, кредитов Центробанка правительству и т.д. В России внут­ренний долг возрос до 25.6% ВВП. Покрытие государствен­ного внутреннего долга осуществляется за счет госбюджета и путем выпуска государственных ценных бумаг.

Внешний государственный долг - это -одалживание денег у других государств и международных финансовых организа­ций (МВФ, Мировой банк, Парижский клуб, Лондонский клуб). У России внешний долг составляет примерно 150 млрд долл., а задолженность иностранных государств России - бо­лее 140 млрд долл. Это в основном развивающиеся страны. После реструктуризации из 60 стран-должников у нас оста­лось 10. Крупнейшие из них: Куба - 28 млрд долл., Монголия - 18, Вьетнам - 17, Индия - 16, Сирия - 11 млрд долл. и т. д.

Следует отметить, что во всем мире считается нормаль­ным явлением, когда дефицит бюджета составляет около 3%ВВП. Он должен покрываться за счет внутренних и внешних источников.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов РФ возложено на центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ.

Погашение государственного долга и процентов по нему проводится или путем рефинансирования - путем выпуска новых займов, чтобы рассчитаться по облигациям "старых займов, или путем конверсии и консолидации.

Конверсия - изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов или превращение займа в долгосрочные иностранные инвестиции. В данном случае иностранные кредиторы должны приобрести недвижимость или участвовать в совместном вложении капитала и т. д. В итоге в стране увеличивается иностранный капитал без поступления в страну денежных ресурсов.

Консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обяза­тельства переходят в долгосрочные и среднесрочные при вза­имном согласии заемщика и кредитора.

19.3. Налоги: сущность, принципы, функции и способы изъятия

В условиях перехода к рыночным отношениям значи­тельно возрастает роль налогов.

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги составляют основ­ную долю госбюджета (в развитых странах до 90%). Еще до К.Маркса была теоретически доказана необходимость взима­ния налогов в любом обществе. Они оказывают непосредст­венное влияние на динамику социально-экономического раз­вития общества, т. е. используются государством на его нуж­ды и являются безвозмездными.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налого­вой базой. Имущество или доход, подлежащие налогообложе­нию, являются объектами налога. Субъект налога - это нало­гоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, кото­рое обязано уплатить налоги. Источник налога - доход, из которого выплачивается налог. Ставка налога - величина на­логовых отчислений с единицы объекта налога. Она опреде­ляется в виде твердой ставки (на тонну, штуку, партию товара и т.д.), процента (налоговая квота), прогрессивной ставки, растущей по мере возрастания дохода, регрессивной, сни­жающейся по мере роста дохода.

Объект налога - доход или имущество с которого начисля­ется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.).

Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налоги.

Налоговая льгота - это полное или частичное освобож­дение налогоплательщика от налога.

Система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством называется налого­обложением.

Важнейшими принципами налогообложения являются:

• единые налоговые ставки для субъектов независимо от вида деятельности;

• равнонапряженность налогового изъятия;

• гибкость;

• открытость и гласность в использовании налогов;

• адресность и целевой характер;

• отсутствие двойного налогообложения, однократ­ность налогообложения;

• стабильность, простота, доступность и определен­ность;

• обязательность санкций за неуплату;

• заблаговременность установления;

• учет национальных и территориальных интересов;

• учет иностранного опыта.

Налоги выполняют три функции: фискальную, социаль­ную и экономическую (регулирующую, стимулирующую, распределительную).

Фискальная функция является основной. Государство из налогов формирует денежные фонды для содержания госаппарата, армии, развития науки и техники, защиты окружаю­щей среды и т.д.

Социальная функция - это поддержка пожилых, детей, больных граждан и т. д.

Экономическая функция - это воздействие налогов на развитие производства и социально-экономические процессы в стране: предоставление некоторых льгот малому бизнесу, фермерским _хозяйствам и т. д. В этой функции проявляются регулирующая, стимулирующая и распределительная роли налогов.

Налоги взимаются следующими способами: кадастровым, на основе декларации и у источника.

Кадастровый способ (от слова «кадастр» - таблица, спра­вочник) - это взимание налога дифференцированно по объек­там по определенному признаку, что указывается в специаль­ных справочниках. При этом величина налога не зависит от доходности объекта (например, налог на владельцев транспортныхсредств).

Взимание налога на основе декларации осуществляется по Документу, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Примером может служить налог на прибыль.

Источника взимание налога производится до получения —дохода, и получателю дохода этот доход поступает умень­шенным на сумму налога. Например, подоходный налог с фи­зических и юридических лиц (налог на прибыль (доход) пред­приятий).

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги, взимаемые с конкретного физического или юридического лица. Это налоги на доходы и имущество. К ним относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль, налоги на землю, дом, налоги на перевод капиталов за рубеж и т. д.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Они уста­навливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. К ним относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины на наследство, на сделки с недвижимостью, с ценными бума­гами. При этом цена товара или услуги растет.

НДС взимается во всех странах мира, кроме Австралии, США и Швеции. При этом его уровень по отдельным странам не превышает 25%.

Фактически НДС - это налог на потребителей. Он взима­ется с разницы между отпускной ценой и издержками произ­водства до данной стадии движения товаров. В условиях сво­бодных цен ничто не мешает продавцам компенсировать НДС за счет роста цен. В России НДС введен с 1 января 1992 г. и охватывает практически все виды товаров и услуг. При этом на продукты питания и детские изделия НДС установлен до 10%, а по остальным товарам, работам и услугам - 20%.

Акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон его охвата невелик – это винно-водочные изделие,пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия/меха и т.д. После
изъятия акциза оставшаяся прибыль в цене должна обеспечитьпредприятию не менее 25% рентабельности.

Налоги поступают в центральный федеральный и местные бюджеты по установленным правилам. Наиболее высокие налоги в Скандинавских странах и Швейцарии.

Наши рекомендации