Финансовая политика в россии.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика государства является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Основные составляющие финансовой политики государства: 1.денежно-кредитная политика; 2.налоговая политика; 3.бюджетная политика;

4.политика в области международных финансов.

Цели и содержание финансовой политики государства определяют ее основные задачи:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении.

Еще одним органом является Центральный банк РФ. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Доходы и расходы населения. Номинальные и реальные доходы.

Доход– сумма денег, полученная в течение определенного времени (месяц, год).

В доход включается: з/п, дивиденты, % на капитал, пенсии, пособия по соц. обеспечению, по безработице, субсидии на оплату жилья.

Номинальные доходы – уровни денежных доходов, независимо от налогов и изменения цен.

Реальные доходы – уровни денежных доходов, с учетом изменения денежных тарифов.

Реально-располагаемые доходы – доходы за минусом налогов и др. обязательных платежей.

1. З/п в доходе составляет 60-66%. З/п в РФ занижена. Минимальный размер оплаты труда – 4611р.

2. Соц.выплаты3. Обязательные платежи и взносы4. Приросты финансовых активов.

Год Рубль $

Номинальные доходы на душу населения:1991г – 466р., 2000г – 2281р.(000) Реальные доходы:2000г к 1991г – 48,4%.

Работники с/х за год получают столько, сколько работник газово-нефтяной промышленности за месяц.

Самая высокая з/п:1. Ханты-Мансийский округ

2. Ненецкий округ3. Москва

Минимал.размер оплаты труда: Россия – 4611р., Латвия – 11000р. Уровень пенсий в РФ очень низкий.

Доходы от теневой экономики: В СССР до 90-х гг. – 5-7%.

Пособие по безработице: min – 800, max – 4900.

Расходы населения — затраты граждан, семей, домашних хозяйств в денежной форме на приобретение товаров, оплату услуг, уплату налогов, внесение сборов, осуществление платежей, взносов, приобретение ценных бумаг.

Существует коэф-т дифференциации доходов (дицитный) – соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеч.населения и 10 % наименее обеспеч.населения:

1991 – 5,4 раза, 1992 – 8 раз, 2012 – 16-17 раз.

США разница – 6 раз, Швеция – 3 раза, Европа – 4 раза.

Превышение 10 раз – социально-опасные.

Уровень жизни населения.

Уровень жизни населения – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами.

Потребности – условия труда, качество образования, здравоохранения, питания, жилья. Зависит от индивидуальных семейных доходов.

Уровень жизни рассматривается на:

- глобальном уровне для населения страны в целом, что позволяет увидеть общую картину и сравнить с другими странами, - дифференциальном уровне – для отдельных групп населения по потребительским бюджетам. 1)Бюджет высокого достатка больше прожиточного минимума в 10 раз.

2)Среднеобеспеченный бюджет – самые бедные из богатых (около 10 млн).

3)Низкообеспеченный бюджет – минимум материальной обеспеченности (1-2 прожиточного min).

4)Бюджет ниже прожиточного минимума.

По уровню жизни в 2012 году Россия находится на 59 среди 110 стран мира, между Румынией и Монголией. По экономическим показателям Россия находится на 72 месте, свободе предпринимательства - 50 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 96 место, уровню безопасности на 82 месте, по качеству образования на 34 месте, и уровне свободы граждан – на 87 месте среди стран мира.

60. Величина прожиточного минимума. Бедность и богатство.Прожиточный минимум – стоимостная оценка продуктов питания, непроизводственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека и обеспечивающих минимальный уровень потребления, а также обязательные платежи и сборы. Минимальный потребительский бюджет – стоимостная оценка набора продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека, его жизнедеятельности и обеспечивающих восстановительный уровень потребления, также обязательные платежи и взносы.

Минимальный потребительский уровень = 2ПМ.

Величина ПМ:2010г – 6287р, для трудоспособного населения – 6792р, для пенсионеров – 4961р, для детей – 6076р. ПМ в Москве – 9265р, в Туле – ниже, в Якутии – больше. ПМ утвердили в 1992, потом 1999, потом в 2006.На долю «богатой России» приходится 15% её населения, на долю «бедной» - 85%.

1.Население 1-ой группы накапливает 85% всех сбережений в банках, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности.

2. 2-я группа 8 % доходов от собственности и 15% всех сбережений.

Доля развитой экономики западных стран, доля з/п сохраняется на уровне 50-70%, а в России – 24,5%.Часовой заработок российского работника в несколько раз меньше заработка американца или европейца, но он производит в 3 раза больше ВВП, чем американец за 1% часовой з/п.

Из этого: необходимо увеличивать объем гос.финансовых ресурсов на здравоохр-е, развитие инфраструктуры, организации потребит.кредита, кредитов-е жилищного имущества.

Наши рекомендации