Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Дефицит государственного бюджета.

Государство осуществляет свои функции в рыночной экономике путем проведения социальной, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики. Государство вынужденно осуществлять расходы и обеспечивать поступление доходов.

Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предостаточных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; смета доходов и расходов на определенный период времени, составляемая с указанием источников поступления государственных доходов и направления расходов средств.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных фондов;

3. Местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ составляет бюджеты консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидация бюджетов подразумевает из объединение по отдельным статьям и исключением взаимных операций и не предполагает простого арифметического сложения.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безмездном и безвозвратном порядке в соответствие с бюджетном и налоговом законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Расходы бюджета - денежные средства, на финансовой обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Источники местного самоуправления подразделяются на:

1. Внутренние источники - кредиты, получаемые от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемы путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования; платежи и погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным и муниципальным бумагам; бюджетные ссуды и кредиты; поступления от продажи имущества; суммы превышения доходов от расходов по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

2. Внешние источники - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, привлеченные РФ и ее субъектами.

Основные доходы государства - налоговые поступления и неналоговые платежи, а также доходы государства от выпуска и размещения государственных местных бумаг и доходы от приватизации государственной собственности.

В случае превышения превышение расходной части государственного бюджета над его доходной частью образуется дефицит госбюджета, который является одним из факторов инфляционного процесса и показателем кризисного составления государственных финансов. Если доходная часть бюджета превышает его расходную часть, возникает профицита бюджета.

Основные статьи дохода федерального бюджета являются:

1. налог на добавленную стоимость;

2. налог на прибыль;

3. акцизы;

4. таможенные сборы и пошлины;

5. неналоговые поступления.

Основные статьи расходов федерального бюджета:

1. обслуживание государственного долга;

2. на национальную оборону;

3. на национальную сферу;

4. на социальную сферу;

5. финансовая помощь других уровней.

Профицит бюджета - явление достаточно новое для РФ и сохраняется на протяжение нескольких лет. Среди ученых-экономистов идут серьезные дискуссии о целесообразности профицита госбюджета при наличие социальных проблем.

Причины возникновения дефицита государственного бюджета:

1. превышение обязательств государства перед обществом над его возможностями;

2. государство выполняет несовместимую ему функции;

Важный показатель отношения дефицита государственного бюджета, если он составляет от 1 - 3 и до 5 % - госбюджет в норме, если он больше 10 % то может привести к гиперинфляции.

На составление госбюджета и размер его дефицита влияют три фактора:

1. долгосрочные тенденции налоговых поступлений в государственных расходов;

2. стадия экономического цикла в стране;

3. текущая политика государства.

Основные способы финансового дефицита госбюджета:

1. кредитно-денежная эмиссия;

2. выпуск займов;

3. увеличение налоговых поступлений.

Кредитная эмиссия связана с поступлением в оборот кредитных денег. Кредитные деньги развелись на базе функции денег как средства платежа. Раньше составлялись долговые расписки, в дальнейшим превратившиеся в документы векселя. Дальше банки стали выпускать свои долговые обязательства - банкноты. Дальше появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.

Основной целью кредитно-денежной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках.

Кредитные деньги являются "полноценными", если их количество растет вместе с ростом хозяйственного оборота. Выпуск кредитных денег сверх потребностей хозяйственного оборота ведет к инфляции. Особенно это связано с государственными краткосрочными обязательствами.

Государственные займы - кредитные отношения между государством и физическими лицами или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату.

Займы делятся на займы выпускаемые центральным правительством и займы, выпускаемые местными органами управления.

По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте и размещаются внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте.

По срокам погашения выделяют текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные государственные займы. Текущие займы выпускаются на срок от трех месяцев до года, кратко срочные от 1 до 2-3 лет, среднесрочные от 2-3 до 10 лет, долгосрочные от 5-10 до 40-50 лет.

Наиболее распространенная форма текущего долга государства - казначейские векселя, выпускаемые сроком на 91 день для покрытия кассового покрытия дефицита бюджета. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.

По методу размещения займы подразделяют на добровольные и принудительные. Принудительные займы выпускаются в военное время. Государственные займы, кредиты, гарантии - обычно добровольная сделка. Различают облигационные и безоблигационные государственные займы.

Облигационные займы - внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала и оформляются облигациями.

Безоблигационные займы - займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы облигациями не оформляются.

Увеличение налоговых поступлений осуществляется через основные функций.

Фискальная функция - с помощью данной функции формируются и мобилизуются финансовые ресурсы государства для выполнения обще государственных или целевых государственных программ.

Регулирующая функция выражается в использовании государством налогов для воздействия на процесс общественного производства.

Стимулирующая функция реализуется через систему налогового механизма, а также предоставленных льгот (необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории налогоплательщиков, понижение налоговых ставок).

Дестимулирующая функция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо процессов (введение повышенных таможенных пошлин).

Воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов (налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

Распорядительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Контрольная функция связана с организацией налогообложения и состоит в том, что государство осуществляет контроль за правильностью и своевременностью налоговых платежей и имеет право на получение от налогоплательщиков информации, позволяющий оценивать движение важнейших финансовых положений.

Поощрительная функция связана с таким порядком налогообложения, который отражает признание государства особых заслуг определенных категорий граждан перед государством.

Также относят следующие способы повышения налогов в бюджет:

1. расширение круга налогоплательщиков;

2. увеличение числа тех объектов, с которых взимается косвенные налоги;

3. повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Поступление в бюджет - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения государственных функций, которые предоставляют собой денежные средства, поступающие безвозмездном и безвозвратном порядке. Они же и формируют различные фонды, например фонд медицинских страхований.

Главный материальные источник доходов бюджета - национальный доход. Его рост обеспечивает постоянное увеличение объема дохода государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов представляет собой различные формы собственности. Также государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов.

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы:

1. налоговые и неналоговые поступления;

2. поступления от основного капитала;

3. поступление трансфертов.

Поступления от продажи основного капитала включается:

1. от продажи государственного имущества;

2. от продажи товаров из государственного материального резерва;

3. от продажи земельных участков;

4. от продажи не материальных активов.

Трансферты тоже подразделяются на:

1. трансферты общего характера;

2. целевые текущие трансферты;

3. целевые трансферты на развитие.

Трансферты общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетными субвенциям являются трансферты, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, а бюджетные изъятия - трансферты из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.

Целевые трансферты передаются на определенные цели и не целевому назначению.

Трансферты - это перевод, перемещение денежных средств с других экономических объектов из одной страны в другую.

Классификация доходов государства.

Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития.

По социально-экономическому признаку - доходы, поступающие от: государственных предприятий и организаций:

1. муниципальных предприятий и организаций, негосударственных организаций и предприятий;

2. совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

3. граждан.

По территориальному признаку:

1. федеральных;

2. региональных;

3. местных.

По методу мобилизации — государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.

По форме образования:

1. Налоговые;

2. Неналоговые(например, штрафы).

По получателю дохода:

1. Российская Федерация;

2. Субъекты Российской Федерации;

3. муниципальные образования.

Наши рекомендации