Государственный бюджет: изменения в структуре доходов и расходов.

Качественно новая роль государственных финансов в эпоху монополистического капитализма не могла не сказаться на динамике государственных расходов и доходов. Расширение функций государства, усиление его вмешательства в экономику, задачи социального регулирования и сложная международная обстановка обусловили быстрый рост государственных расходов.

Международное соперничество вело к росту военных расходов, которые приобрели исключительно капиталоемкий характер. Огромных средства тратились не только на содержание личного состава, но и закупку военной техники, строительство инженерных сооружений. Так, в 1913 г. Англия направляла на военные нужды 39% расходов бюджета, Франция — 36%, еще больше Германия и Япония. Во время мировых войн эти расходы достигали предельных величин: в России к 1917 г. они составляли 80% всех расходов государства. Значительными они оставались и в межвоенное время: после резкого сокращения после войны начиналось неуклонное наращивание военных ассигнований, причем, их доля в расходах отдельных государств существенно варьировалась в зависимости от нарастания международной напряженности и близости к очагу агрессии. Так, правительство Франции в 1938-39 гг. было вынуждено расходовать на оборону до 36% всех затрат государства (огромные средства поглощало строительство «линии Мажино»). В более «безопасной» Великобритании они составляли 23% расходов бюджета, а в США – всего 12,5%. Еще одним «пиковым» периодом в наращивании военных расходов были 50-е гг. – время ядерного противостояния супердержав. В это время ведущие государства направляли на военные цели до 1/3 (США в годы Корейской войны – свыше 50%) расходов бюджета. Со второй половины 60-х гг., несмотря на продолжающуюся гонку вооружений, доля военных расходов в бюджетах в развитых странах приобрела тенденцию к понижению.

С военными расходами связаны затраты на обслуживание государственного долга. После войн они достигали астрономических величин, и расходы на погашение долга и выплату процентов часто выступали ключевой статьей расходной части бюджета. Так, во Франции на рубеже веков эти затраты составляли главную статью государственных расходов (в Великобритании – вторую по удельному весу). В первой половине XX в. военные расходы многих государств, в купе с порождаемыми ими расходами по обслуживанию долга, поглощали до 2/3 бюджета. Впоследствии они утратили столь однозначную связь с военными затратами, приобрели обусловленность со стороны экономических и социальных расходов государства.

В конце XIX – первой трети XX в. быстро росли расходы на содержание государственного аппарата и судебных органов. С 1900 г. по 1913 г. эти расходы выросли во Франции и Германии на 90%, в России удвоились. Их удельный вес в расходах бюджета в 1913 г. составил в Англии и США — 6%, Франции — 10%, Германии — около 20%. Опережающими темпами росли расходы на содержание полицейского аппарата, что связано с урбанизацией и обострением социальной борьбы. Впоследствии удельный вес этих расходов стабилизировался, а в ряде стран приобрел тенденцию к понижению.

Эпоха монополистического капитализма отмечена наращиванием экономических расходов государства, причем, их динамика носила неровный характер. В начале XX в. они были связаны с железнодорожным строительством (Россия), созданием на государственные средства военных предприятий (Япония). Во всех странах частным корпорациям, выполняющим военные заказы, представлялись субсидии, налоговые льготы, гарантии по кредитам. Качественно новый характер приобрели расходы на экономические цели в период «Великой депрессии» 1929-1933 гг., они были подчинены задачам антициклического регулирования. Государства расходовали на антикризисные мероприятия огромные средства: оно скупало акции предприятий, находящихся на грани банкротства; поддерживало корпорации субсидиями; осуществляло организацию общественных работ (США). В США в начале 30-х гг. правительство Рузвельта расходовали на эти цели более ½ бюджета. После второй мировой войны наращивание экономических расходов проходило в русле кейнсианской экономической политики, проводимой в развитых странах в 50-70-е гг. Она предполагала наращивание государственных и стимулирование частных инвестиций, увеличение госзаказов, расширение государственного сектора экономики. В этих условиях ассигнования на экономические цели ведущих государств достигали 30-40% бюджетных расходов (удельный вес этих затрат понизился в 80-90-е гг. с переходом к экономической политике, основанной на неоклассических рецептах).

В целом опережающими темпами наращивались социальные расходы государств. В начале века их удельный вес был не велик (во Франции, например, на эти цели расходовалось 5,5 % бюджета). Государства финансировали образование, частично здравоохранение; получило развитие социальное обеспечение и страхование. Однако государственная пенсионная система и социальное страхование того времени охватывали незначительную часть населения. Более широкий характер социальные расходы приобрели после первой мировой войны и во время кризиса 1929-1933 гг. Резко возросла нагрузка на бюджет в связи с выплатами военных пенсий, а во время кризиса – социальных вспомоществований. С другой стороны, «Великая депрессия» сама стимулировала наращивание социальных обязательств государства. Так, в США в 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, была введена система пенсий и пособий по безработице. К концу 30-х гг. социальные расходы ведущих государств были весьма значительными, например, в бюджете Великобритании 1938-39 гг. они составили 24,4%. Новый этап в динамике социальных ассигнований начинается после второй мировой войны. Расширение социальных функций государства и охват социальным обеспечением широких слоев населения предопределили опережающее увеличение социальных расходов, которые стали важнейшим условием успешного развития национальной экономики. В начале 70-х гг. социальные расходы стали наиболее «весомой» статьей бюджета развитых государств, а в 90-е гг. многие государства направляли на социальные цели более ½ государственных ассигнований.

Новые реалии потребовали изменений доходной базе государства. Она претерпела существенную эволюцию в первой половине XX в.

Подавляющую часть государственных поступлений обеспечивали налоги. К концу XIX в. доля налогов в государственных доходах составляла: в Англии -- 84%, во Франции -- 87%, в США -- 80%. Главным источником налоговых поступлений в начале ХХ в. оставались косвенные налоги. Так, в Англии в 1905 г. косвенные налоги составляли 60% общей суммы государственных доходов, а прямые налоги – около 33%; во Франции соответственно – 69 и 25%; в Австро-Венгрии – 62 и 25%. Однако удельный вес и значение прямых налогов начинают расти. В передовых странах в начале ХХ в. активно вводятся прямые налоги — подоходные, поимущественные, на прирост ценности и др.

Лидировала в этом процессе Англия, которая раньше других ввела подоходный налог. К 1910 г. его ставка выросла до 6%, была введена прогрессия: дополнительным подоходным налогом облагался доход, превышающий 500 ф.ст. Был введен налог на прирост стоимости, призванный обложить доходы от ценных бумаг, повысилась ставка поимущественного налога. В результате в 1913 г. прямые налоги обеспечивали 45% доходов бюджета. Другие страны последовали примеру Англии, но их действия в этом направлении отличались нерешительностью. Во Франции решение о введении подоходного налога было принято в 1913 г. (фактически он был введен в 1917 г.). В Германии и США прямое налогообложение присутствовало на уровне Союзных государств (земель) и штатов, бюджет центрального правительства формировался за счет косвенных налогов. В США федеральный подоходный налог был введен только в 1913 г., причем, ставка его была «игрушечной» – 1%. Несколько ранее, в 1909 г., был введен налог на прибыль корпораций. В Германии прерогативы на установление и взимание прямых налогов перешли на общегосударственный уровень после войны в результате налоговой реформы 1919 г.

Первая мировая война выявила преимущества прямого налогообложения. Резкое сокращение продаж и потребления, свертывание мировой торговли привели к падению поступлений от косвенных налогов. Прямые налоги (их значительный удельный вес) придали финансовой системе Англии большую устойчивость, когда государство смогло покрывать налогами военные расходы, не прибегая к расстройству денежного обращения. Важным событием, стимулирующим переход к прямому обложению, был экономический кризис 1929-33 гг., когда в США произошло резкое падение государственных доходов в связи с поступлениями от косвенных налогов. Эти обстоятельства во многом обусловили дальнейшую ориентацию правительства США на преимущественно прямое налогообложение. Тем не менее, в межвоенный период прямые налоги не заняли доминирующего положения в бюджетах, наоборот, возрождение протекционизма в 30-е гг. способствовало «ренессансу» таможенных пошлин и акцизов. И лишь после второй мировой войны последовательная политика в этом вопросе привела к тому, что в развитых странах прямые налоги стали обеспечивать более ½ налоговых поступлений бюджета. (Известным исключением является Франция, где традиционно доминирует косвенное налогообложение).

Несмотря на общее снижение удельного веса, доля косвенных налогов в доходах многих государств оставалась весьма значительной. В определенные периоды косвенные налоги восстанавливали утраченные позиции. Этому способствовали быстрое восстановление экономики после войн, повышение благосостояния широких слоев населения и рост потребления. Важнейшая тенденция в развитии косвенных налогом проявилась в стремлении многочисленные акцизы единым универсальным налогом, что воплотилось в налоге добавленную стоимость, впервые введенным во Франции в 1954 г.

Сложный путь развития в ХХ в. прошли таможенные пошлины. Перед мировыми войнами, в условиях всеобщей подготовки к войне, в политике ведущих государств явно обозначалась тенденция возвращения к протекционизму. В эти периоды роль таможенных пошлин в формировании доходов бюджета значительно повышалась. После второй мировой войны с углублением международной экономической интеграции значение пошлин неуклонно снижалось.

Огромные государственные и, прежде всего, военные расходы, при отставании доходов, порождали дефицит бюджета. Со времени первой мировой войны ведущие страны мира все чаще сводят бюджет с дефицитом. Со временем он становится хроническим и в рамках кейнсианской политики, господствующей с конца 30-х по 70-е гг. XX в., рассматривается как нормальное явление экономической жизни. Развитые страны стремились покрывать его государственными займами, хотя некоторые из них в чрезвычайных условиях нередко прибегали к помощи «печатного станка». Результатом политики дефицитного финансирования было быстрое наращивание государственного долга, причем, самые развитые в экономическом отношении страны делали наиболее крупные заимствования. Главное их отличие от второстепенных государств – доминирование внутреннего долга над внешним. В государственном долге менее развитых стран была велика доля иностранных займов.

Наши рекомендации