I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Что такое «окружающая среда»?
– Что изучает наука экология?
– Какое значение имеет для людей экология?
– Составьте цепь питания: растение – гусеница – сокол – скворец.
II. Введение в тему.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймете ж, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы
И без природы нам конец?
– Прочитайте тему урока – «Природа в опасности!».
– Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства.
III. Изучение нового материала.
1. И г р а «Выбери правило поведения в природе».
Правила записаны на доске:
1) Не ломайте ветки, деревья не калечьте, ни цветок, ни лист зря не рвите.
2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Не жалко, еще вырастет.
3) Можно пошуметь, покричать, главное – никому не мешать.
4) Не шумите, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5) Ползущего ужа, зеленую лягушку, мерзкую жабу, противных гусениц лучше прогнать, чтобы их совсем не было.
6) Звери всякие нужны – звери всякие важны.
2. Р а б о т а в т е т р а д и (с. 5, задание 4).
– Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.
3. Р а с с к а з у ч и т е л я.
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
С 1600-е по 1970-е годы число млекопитающих уменьшилось на 36 видов, а птиц на 97 видов. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
В 1948 году был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). По заданию этого союза были составлены списки растений и животных, нуждающихся в помощи в первую очередь. Это и была первая Красная книга. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению исчезающих видов.
Чтобы сохранить типичные и редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Заповедники – это научные лаборатории в природе. В нашей стране 155 заповедников.
4. И г р а «Устами младенца».
– А теперь послушаем детей и их рассуждения на тему «Экология устами младенца». О чем говорят дети?
П р о с л у ш и в а н и е з а п и с и с вопросами детей для учащихся класса.
1. Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер.)
2. Это место, где гуляют люди: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк.)
3. Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета. (Солнце.)
4. Это то, во что все сажают, и когда она есть, на деревьях листики вырастают. (Почва.)
5. Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать. (Лужа.)
6. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить, и ничего нельзя там делать. (Заповедник.)
IV. Итог урока.
– О чем вы узнали сегодня на уроке?
– А что можете сделать для охраны природы вы, дети?
– Используя природу, люди наносят ей вред, поэтому природу надо охранять. Вы должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Домашнее задание:прочитать текст (с. 27–32); ответить на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
У р о к 6
проверочная работа
по разделу «Как устроен мир»
I. Тест.
1. К неживой природе относятся:
а) растения, животные, человек, грибы и микробы;
б) Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все то, что сделано его руками;
в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.
2. К живой природе относятся:
а) грибы и микробы, растения, животные, человек;
б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег;
в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками.
3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они передвигаются, растут, умирают;
б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают;
в) они дышат, питаются, растут, размножаются.
4. Что такое окружающая среда?
а) Это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем;
б) это все то, что нас окружает в природе;
в) это совокупность живой и неживой природы.
5. Что такое экология?
а) наука об окружающей среде;
б) наука, которая изучает неживую природу;
в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.
6. Что объединяет этих животных: дронт, морская корова, странствующий голубь?
а) спасены человеком;
б) стали редкими;
в) уничтожены человеком.
7. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают фермы, пасеки, птицефабрики;
б) создают заповедники, ботанические сады;
в) создают бульвары и скверы.
10. Что такое заповедники?
а) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где выращивают редкие растения всего мира.
II. Сообщения учащихся (о редких и вымирающих видах животных и растений).
У р о к 7
тела, вещества, частицы
Цели:познакомить детей с телами и их составом; развивать кругозор учащихся.
О б о р у д о в а н и е: карточки-опоры (тела, вещества, частицы, естественные тела, искусственные тела, твердые, жидкие, газообразные).
Ход урока