II. Проверка домашнего задания. Упр. 385: два-три ученика читают свои варианты доказательства
Упр. 385: два-три ученика читают свои варианты доказательства, остальные дополняют.
Примерный вариант доказательства тезиса:
«Книги — наши верные друзья»
О том, что книги — наши друзья, мы слышим с детства и принимаем этот тезис без доказательств. Попробуем все же привести аргументы в пользу этого тезиса. Во-первых, как и с друзьями, с книгами интересно общаться. С хорошей книгой не хочется расставаться. Перечитывая ее, ты не только радуешься встрече с известным, но и открываешь для себя всё большую глубину книги.
Во-вторых, книга открывает тебе неизвестные стороны твоего характера, твоей натуры. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Можно немного переиначить выражение, и оно останется справедливым: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Хорошая книга требует и хорошего, внимательного читателя.
В-третьих, книга может утешить, как добрый друг, может поднять настроение, рассмешить или заставить задуматься.
В-четвертых, из книг мы перенимаем новые сведения, узнаем различные факты, подобно тому как от друзей узнаем новости. Наконец, книга никогда тебя не бросит, не предаст, а вот друзья не всегда оказываются настоящими, верными, бывает, к сожалению, и по-другому.
Следовательно, действительно, книги наши друзья, наши верные друзья. И беречь их мы должны, как настоящих друзей.
III. Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
1. Упр. 383: комментированное письмо.
2. Упр. 387 — устно.
3. Задание: найти в любом учебнике (кроме учебника русского языка) предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями. Записать по 2-3 предложения на каждый случай, сделать синтаксический разбор предложений.
4. Пояснения учителя.
Некоторые слова, в зависимости от контекста, могут быть вводными или только походить на вводные (например, слово «однако»). Сравним:
1) Никто, однако, не знал лес так, как он.
2) Я уже не надеялся на удачу, однако мне повезло.
В первом примере «однако» — вводное слово, во втором это союз, синонимичный союзу «но».
Другой пример — слово «значит». Сравним:
1) Экзамен будет сложным, значит, к нему надо серьезно готовиться.
2) Это письмо значит для меня очень многое.
В первом примере «значит» — вводное слово, во втором — сказуемое.
Домашнее задание. Вопросы для повторения на с. 175; упр. 386.
Урок 86. Контрольный урок по теме
«Предложения с обращениями, вводными словами
И междометиями, вводными конструкциями
Цель урока: проверить знания об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях, умение отличать эти слова и конструкции от членов предложения.
Методические приемы: устный опрос, диктант, грамматическое задание.
Ход урока
I. Устный опрос по вопросам учебника (с. 175)
II. Диктант
Примечание: каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.
1. Куда ты, светлый ручеек, стремишься?
2. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.
3. С одной стороны, это был человек очень добрый, с другой вспыльчивый и резкий.
4. Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звездам.
5. Ночью, однако, никому не спалось.
6. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
7. Да, были люди в наше время...
8. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
9. Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.
10. Монгольские лошади невысоки, однако выносливы.
11. Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
12. Вам, я полагаю, следует быть повежливее.
13. Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
14. До свиданья, дорогие! Вам ни пуха ни пера! Пусть вам встретятся другие, лишь попутные ветра!
III. Грамматическое задание
1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений: I вариант — № 4, 5; II вариант — № 12, 13.
2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях: I вариант — № 2, 10; II вариант— № 5, 8.
Домашнее задание. Упр. 389.
Урок 87. Работа над ошибками диктанта
Цель урока: закрепление изученного, закрепление навыков синтаксического разбора предложений.
Методические приемы: работа над речевыми нормами, работа над ошибками, синтаксический разбор, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Речевые нормы. Найдите предложения с речевыми ошибками, исправьте их:
1) Мне пришлось отвечать на вопросы, написанные на обоих сторонах листа.
2) Неплохо бы прислушаться к ихнему мнению.
3) Ложась спать, не забудь поставить будильник.
4) Взвесьте, пожалуйста, два килограмма яблоков.
5) Следующая Олимпиада состоится в двухтысяча восьмом году.
6) Зайдя в магазин игрушек, у малыша глаза разбежались.
(Ответ: ошибки в предложениях 1, 2, 4, 5, 6.)
II. Проверка домашнего задания
Упр. 389: комментированное чтение предложений, ответы на вопросы упражнения.
Комментарий учителя
Тема текста: предмет науки бионики. Заглавие: «Загадки природы», «Удивительные способности животных».
Стиль — публицистический.
Виды связи предложений во 2-ом абзаце: цепная связь во всех случаях, кроме предложений 4 и 5, между которыми связь параллельная.
III. Анализ контрольной работы