II. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихотворение Ю

Учащиеся читают стихотворение Ю. Коринца «Волшебное письмо».

III. Артикуляционная и речевая разминка

1. «Индюк» (учащиеся водят широким передним краем языка
по верхней губе из стороны в сторону, сначала медленно, затем
быстро, добавляя голос).

2. Чтение скороговорки с отчетливым произношением звуков.

Осип охрип, Архип осип.

IV. Вступительное слово учителя

— Ребята, посмотрите внимательно, что нарисовано на доске? Это родовое дерево. Каждый из вас — вершина своего дерева, его маленькая веточка, так как вы самые младшие в семье. А ваши родители, бабушки и дедушки — это могучие стволы и корни ва­шего семейного дерева.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихотворение Ю - student2.ru

V. Повторение изученного

1. Учитель читает сказку.

Лепесток и Цветок

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар.

В Цветке сорок два лепестка. И вот один Лепесток возгордился:

— Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый
главный. Вот возьму и уйду — что мне?

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на зем­лю. Спрятался он в кустиках розы и смотрит, что будет делать Цветок.

А Цветок как ни в чем не бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей.

Пошел Лепесток по лесной тропинке, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

—Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

—Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких
ножках, как у тебя, — не знаю.

Ходил-ходил Лепесток до вечера и засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного Лепестка — Цветок. А Лепесток без Цвет­ка — ничто.

В. Сухомлинский

2. Анализ произведения.

—Что сделал один лепесток?

—Смог ли жить Лепесток без Цветка?

—Какова главная мысль произведения?

3. Слово учителя.

—В семье все связаны друг с другом и только все вместе силь­ны. В одиночку жить трудно. Только в дружной семье, в единстве с родными человек по-настоящему счастлив. У кого в семье живут
бабушки, дедушки? (Ответы детей.)

—Вот какая большая у вас семья — три поколения жи­вут вместе. Все заботятся друг о друге. Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Она и вкусно накормит, и по­жалеет, и приласкает. Шершавые от работы, но очень теплые,ласковые бабушкины руки снимут все заботы, уберегут от не­ приятностей.

4. Ученик читает стихотворение.

Если бабушка сказала:
— То не трогай, то не смей! —
чНадо слушать, потому что

Дом наш держится на ней!

Мы без бабушки однажды

Приготовили обед,

Сами вымыли посуду—

И с тех пор посуды нет!

Посвящает воспитанью

Папа свой свободный день!

— В этот день, на всякий случай,

Прячет бабушка ремень.

Ходит в школу на собранья,

Варит бабушка бульон!

Ей за это каждый месяц

Носит деньги почтальон.

М. Танич

— Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедли­вые бабушки и дедушки.

4. Повторение изученных произведений.

— Давайте вспомним произведения о бабушках и дедушках,с которыми мы познакомились на уроках чтения.

— Чему учат эти произведения?

— Какое произведение вам больше всего понравилось? Почему?

— Ваши родители, хотя бывают иногда строги из-за вашего непослушания или от усталости, тоже нуждаются во внимании и заботе. Они любят вас. Сделайте небольшую уборку в квартире, уберите вещи, разложите игрушки по местам, вымойте посуду — эти небольшие дела всегда будут радовать бабушек, дедушек и родителей.

5. Учащиеся читают стихотворение.

Попробуй волшебником стать
Стать добрым волшебником — И ты обернулся
Ну-ка попробуй! Ретивым конём —

Тут хитрости Галопом сестрёнка

Вовсе не нужно особой: Помчалась на нём!

Понять и исполнить Хоть мама

Желанье другого — Ещё не вернулась с работы,

Одно удовольствие. Нетрудно узнать

Честное слово! Её думы, заботы:

На клумбе — цветок. «Вернусь,

Его листья повисли. Хорошо бы пошить, почитать...

Грустит он... О чём? Да надо с уборкой

Угадал его мысли? Возиться опять».

Он хочет напиться. И ты совершаешь

Эй, дождик, — полей!.. Весёлое чудо —

И дождик струится Пол засверкал,

Из лейки твоей. Засияла посуда!

А что же сестрёнка И ахнула мама,

Скучает в сторонке? Вернувшись домой:

Волшебное что-нибудь — Да это как в сказке,

Сделай сестрёнке!.. Волшебник ты мой!

С. Погореловский

6. Анализ произведения.

— Трудно ли стать волшебником?

— Какое «волшебство» может совершить каждый из вас?

— Есть ли у вас братья и сестры? Часто ли вы с ними ссо­ритесь? (Ответы детей.)

— Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками, сла­достями. Старших нужно уважать и помогать им. Со старших детей и спрос больше. Поэтому, когда за ваши совместные по­ступки расплачиваются они, а вы молчите в стороне, вы теряе­те друзей в лице старших братьев и сестер. Нельзя, конечно,брать их вещи без разрешения, нужно вежливо попросить.

Ученик читает стихотворение.

Вот мой новый самокат,

Покатайся — буду рад!

До чего же это здорово —

Всё делить с друзьями поровну!

Вот конфеты — раз, два, три!

Мне не жалко — на, бери!

До чего же это здорово —

Всё делить с друзьями поровну!

Мячик все поймать хотят —

Пусть его поймает брат!

До чего же это здорово —

Всё делить с друзьями поровну!

Г. Сатир

Физкультминутка

VI. Работа в группах

Учащиеся читают вопросы рубрики «Подумайте» (с. 119) и от­вечают на них.

Наши рекомендации