Глава 5. реклама в россии: от средневековья к новому времени 161
приобретать широкий публичный характер. Отсюда потребность в широком оповещении о зрелищах потенциальных зрителей, с чем жанр конклюзии — изысканный, дорогой, элитарный — справиться не мог. Наступает эра печатной театральной афиши.
В театральном музее им. Бахрушина можно увидеть афишу первого публичного театра, открытого по повелению Петра I в построенном для этой цели здании на Красной площади в 1702 г. Славянской вязью по светлому фону здесь перечислены ожидающие посетителя "действа". Они имеют характер цирковых представлений.
Со стилистикой вербальной составляющей русских зрелищных афиш XVIII в. можно познакомиться по упоминавшемуся нами выше лубку, который посвящен прибытию "аглицких комедиантов". Слово "аглицкий" означало тип представления, а не национальность артистов труппы. О характере зрелища свидетельствуют изображения акробатов, гимнастки, жонглера, обрамляющие текст, который гласит:
"С милостивым позволением здешних высоких командующих будет сюды прибывшая Аглицкая компания.
Во-первых, начинает младая женская персона больше как двадцатью позитурами, яко же здесь показаны, чего нигде во всем свете не бывало, потом шутливая толстая мужская персона такие дивные скоки, которые против натуры являются быти, делает.
А после паки женская персона — танец с десятью обнаженными шпагами... Первая фигура показывает на принципала, который на скрыпке играет и купно танцует так дивно и штучно, что всяк удовольртвован быть имеет"37.
В Екатерининское время театральные представления приобрели более цельный характер. В обеих столицах действовали стационарные театры, а к концу XVIII в. к ним присоединилось немалое число крепостных театров у князей Шереметьевых, Юсуповых, Голицыных и др. Бытописатель М. И. Пыляев упоминает о том, что театральные афиши XVIII в. назывались перечневые. Они "печатались для лучшего объяснения публике содержания и хода представления" 38.
Приведем еще один пример "перечневой" афиши. Ее распространяли владельцы крепостного театра, расположенного в сельской глубинке. Текст дается в сокращении, так как его полное
"' РовинскийД. Русские народные картинки. В 5 т. — М., 1881. — Т. 2. С. 72. 38 Пыляев М. И. Старая Москва. - М„ 1997. - С. 116.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
цитирование было бы слишком громоздким. Чтобы передать "аромат эпохи", сохраняем архаичную орфографию:
"...Сего числа, опосля обеду по особливому сказу крепостными людьми прапорщика Алексея Денисовича совместно с крепостными брата его Маера (т. е. майора. — Авт.) Петра Денисовича при участии духовного хора Александры Денисовны Юрасовских на домовом театре Сурьянинском Представлено будет:
"Разбойники Средиземного моря" или
"Благодетельный Алжирец"
большой пантомимной балет в 3-х действиях, соч. Г. Глушковского, с
сражениями, маршами и великолепным спектаклем.
Сия пиэса имеет роли, исполненныя отменною приятностью и полным
удовольством, почему на санкт-петербургских и московских театрах
часто играна и завсегда благосклонно публикою принимаема была.
Особливо хороши декорации: наружная часть замка Бей, пожар и
сражения.
За сим дано будет:
...Препотешной, разнохарактерной, комической, пантомимной дивер-тисман, с принадлежащими оному разными танцами, ариями, мазуркою, русскими, тирольскими, камаринскими, литовскими, казацкими... плясками.., а в заключение всево духовный хор крепосных людей Александры Денисовны Юрасовской исполнит несколько партикулярных песен и припевов"39.
Но не только театральные зрелища являлись объектами печатных афиш. В качестве таковых выступают праздничные шествия и народные гулянья, организуемые правительством по случаю значительных церковных дат и важных политических событий.
В предыдущих главах мы рассматривали типы шествий, характерные для античной и средневековой западноевропейской культуры. Некоторые из них носят характер ритуального действия: такова повторяющаяся из года в год актуализация событий священной истории, содержащая элементы конфессиональной рекламы. В России подобную роль исполняли крестные ходы, связанные с церковными празднествами. В Москве они происходили в среднем один раз в месяц. Особой зрелищностью отличалось так называемое "шествие на осляти", символизировавшее вход Иисуса Христа в Иерусалим незадолго до его казни.
09 Евреинов Н. Н. Крепостные актеры. — Л., 1925. — С. 49—51.