ГЛАВА 12. От средневековья к новому времени. Возрождение

Культура Возрождения

Возрождение как явление культуры: стадиально-типологический анализ Возрождение(по-французски, Ренессанс) – одно из самых ярких явлений европейской и мировой культуры, связанное с таким идейным движением, как гуманизм, невиданным взлетом искусства, особенно изобразительного, началом становления современной науки, социально-религиозными рефо-

рмами,Великими географическими открытиями. Его родина – Италия была страной с очень высоким уровнем средневековой цивилизации, которая уже в XIII в. начала приобретать новое качество. С этого времени здесь формируется рынок свободной рабочей силы, бурно развивается торговля, создаются первые мануфактуры. Важным направлением деятельности части населения становится предпринимательство, понимаемое предельно широко от капиталистической организации производства и торговли до политического авантюризма.

Возрождение выросло из средневековья, на гребне подъема городов и расцвета городской культуры, в его основе тот гигантский духовный потенциал, который был накоплен в предыдущие столетия. В Италии он дополнялся длительной непрерывной цивилизационной традицией, которая обеспечивала античности статус актуальной культуры, а средневековых итальянцев делала ее наследниками, поскольку они являлись прямыми генетическими потомками древних римлян. Здесь ее памятники встречались на каждом шагу, находились буквально под ногами. К ней постоянно обращались философы и ученые, поэты и архитекторы, черпая идеи и образы, получая источник вдохновения и подтверждения правильности своих мыслей. Теперь интерес к греко-римским древностям был не только филологический; многие скульпторы и художники делали героями своих произведений языческих богов и богинь, Боттичелли, Джорджоне, Тициан воспели красоту нагой Венеры; а итальянская знать, включая лиц духовного звания, стала украшать свои дворцы подлинными античными статуями. В XVI в. появились первые художественные коллекции – основа будущих музеев.

Речь шла, конечно, не просто о возрождении античности (отсюда названия эпохи), а о новом уровне европейской культуры, о ее очередном взлете, возрождении новой личности. Ренессанс – это одновременно и социокультурное движение, и тип культуры, и особая эпоха. Его территориальное пространство – Западная и Центральная Европа, временнóе – конец XV–XVI вв., в Италии – с XIV в. В отечественной науке этот период принято включать в завершающую стадию средневековья, хотя также существует мнение, что Возрождение открывает новое время. В типологическом отношении Возрождение можно считать особым проявлением (вариантом) позднесредневековой культуры, характеризующимся уникальностью черт. Но этим далеко не исчерпывается его сущность. Сложность ее уяснения состоит в том, что, по словам Л.М. Баткина, Возрождение закрывает средневековье, выходя за его пределы, и открывает новое время, не принадлежа ему в сущности; ренессансная культура – не просто конец и начало, она сама по себе.[91] Одни исследователи подлинный Ренессанс связывают только с Италией, другие – и их большинство – оперируют понятием «северное Возрождение», включая в него культуру других стран Западной Европы.

XV–XVI вв. стали временем возникновения централизованных государств и консолидации их народов, первых попыток осознания ими своего национального и культурного статуса, первых национальных движений (Германия, Голландия), формирования европейских литературных языков. Возрождение в его итальянском и «северном» вариантах можно рассматривать как наиболее раннее и одно из самых ярких проявлений национальной культуры задолго до ее окончательного становления в новое время.

В этот период товарно-денежные отношения начинают пронизывать все общество, включая его духовную сферу, формируется рынок культурных ценностей,которые становятся товаром, предлагаемым всем желающим его купить. Два события можно считать началом этого процесса: изобретение в середине XV в. книгопечатанияИоганном Гутенбергом (ум. 1468) официальное разрешение Папы Римского продавать Библию (1520). Профессиональная, «высокая» культура стала более доступной, среди ее потребителей появились и представители средних слоев, бюргеры. Тем не менее, Ренессанс остался преимущественно элитарным явлением, основной массе населения оставались недоступными вершины научно-философской мысли и литературы. Именно с этого времени начинает формироваться аристократическая линия в развитии западноевропейский культуры. Дворянство проявляет все больший интерес к образованию, знаниям, искусству, становится их важным заказчиком, оказывая, тем самым, заметное влияние на развитие многих духовных сфер.

В центре Возрождения стоит гуманизм – идейное течение, для сторонников которого (гуманистов) самой большой ценностью представлялась человеческая личность; ее благополучие, права, возможности для всестороннего развития и проявления способностей становится главным. Гуманисты выступали за новые принципы оценки человека и отношений между людьми. Они мечтали о равенстве независимо от сословной принадлежности, о свободе, как они их понимали. Жестокие социальные реалии того времени вызывали у гуманистов чувство протеста и заставляли часто обращаться к размышлениям об оптимальном общественном устройстве, которые находили выражение в утопических социальных проектах.

Гуманизм во многом был антиподом средневековой идеологии. Если последняя искала идеал на небесах, то гуманисты отстаивали право человека на наслаждение благами земной жизни и отвергали христианский аскетизм. Средневековье в целом ограничивало человеческое познание, замыкая его в религиозных рамках, гуманисты же выступали за свободу мысли, против ее догматических и авторитаристских ограничений. Средневековая идеология иррациональна, гуманизм рационален. Его идеалы: разум, познание природы, радость бытия – полностью расходились с католицизмом и вели к секуляризации всей духовной жизни.[92]

Ренессансный гуманизм впервые сложился в Италии, в XIV – XV вв. и был представлен творчеством поэтов Ф. Петрарки (1304–1374), Дж. Боккаччо (1313–1375), мыслителей и писателей М. Фичино (1433–1499), Л. Валла (1407–1457), Д. Пико делла Мирандола (1463–1494), деятелей искусства Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564) и др. Их влияние на духовную жизнь Италии и других стран оказалось очень сильным. В 1341 г. Петрарка был публично увенчан лавровым венком и провозглашен королем всех образованных людей и поэтов.

В XVI в. гуманизм начинает играть важную роль и в других странах: в Германии (И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, А. Дюрер), Франции (М. Монтень, Ф. Рабле), Англии (Т. Мор) и т.д.

В гуманизме, как и в других проявлениях ренессансной культуры, воплотилась важная закономерность развития духовной жизни – преемственность и опора на предшествующие идеи. Гуманисты многое заимствовали у античности, однако не меньшее влияние на них оказало христианство. В большинстве своем они были людьми верующими, сформировавшимися в лоне католической церкви, многие занимали церковные должности. Можно сказать, что светское, антицерковное по своему характеру мировоззрение сформировалось в рамках христианства, в нем гуманисты черпали свои исходные идеи и аргументацию. Гуманисты широко обсуждали религиозно-церковные проблемы, высказывая при этом свои собственные суждения, которые часто расходились с ортодоксальной позицией. Они впервые предприняли научную критику Библии. Можно говорить об их особой – гуманистической – религиозности, которая во многом была, фактически, свободомыслием.[93]

Таким образом, не порывая с христианством, опираясь на него, гуманисты обосновали новую, светскую по сути идеологию, ставшую ранним предвестником буржуазного развития, становления новоевропейской культуры. Здесь видится противоречие, но в тех условиях альтернативы такого варианта духовной эволюции, думается, не было.

Возрождение связано с кардинальными изменениями в социальном механизме развития культуры. О переменах в ее заказчике речь уже шла. Новые обстоятельства появились также в социальном статусе создателей духовных ценностей, и само Возрождение в значительной степени явилось результатом этого изменения. В архитекторах, художниках, скульпторах теперь видели не ремесленников, как раньше, а творцов, авторов произведений. Последние стали подписываться, а имена их создателей приобрели известность. Многие деятели культуры пользовались прижизненной славой, хотя работать им приходилось порой в непростых условиях. Понятно их стремление получить придворную или другую государственную должность, которая могла бы обеспечить им более или менее стабильный источник дохода и благоприятные условия жизни и творчества. Итальянский живописец Джентиле Беллини носил звание официального художника Венецианской республики, получал высокое жалование и был богатым человеком. Германский император присвоил ему титул пфальцграфа.

Эпоха Возрождения подарила миру десятки великих имен, титанов, по выражению Ф. Энгельса, которые наперекор традиции соз­давали альтернативную систему ценностей, разрабатывали программу строительства новой Европы и начали ее воплощать в жизнь. Масштабы сделанного ими смогли оценить и осмыслить только их потомки. Эти люди не только опережали свое время, но, что более важно, ускоряли исторический процесс, вели за собой других, приближая будущее.

Дух гуманизма и всего Возрождения нашел наиболее яркое воплощение в художественной культуре. Его предвестники в Италии – поэт Данте Алигьери (1265–1321) и художник Джотто ди Бондоне (1266 или 1276–1337) открыли новые пути для европейской литературы и изобразительного искусства, начали процесс обмирщения культуры, отхода от средневековых канонов, реализуя с невиданной доселе полнотой принцип свободы творчества.

Как и в других областях культуры, Италия и здесь играла ведущую роль. Переход к ренессансному искусству здесь завершился в начале XV в. До конца этого века утвердилисьновые (или возрожденные античные) принципы: архитектурная ордерная система, пластика, основанная на знании анатомии и античной скульптуры, живопись и графика с использованием перспективы, новых жанров и тем. Сложился ренессансный художественный стиль. В изоискусстве возрождается и приобретает важное место портретный жанр (особенно в живописи).

Наивысший взлет итальянское искусство пережило в конце XV в.–первых десятилетиях XVI в. В это время творили гениальные архитекторы, скульпторы, художники. Некоторые из них создавали произведения в разных видах изобразительного искусства, например Микеланджело, Леонардо да Винчи. В основе их творчества лежал культ внутренней и внешней человеческой красоты: одинаково прекрасны и Мадонна, и Венера, и итальянские горожанки – современницы запечатлевших их художников. Традиционные библейские персонажи и сюжеты, которые продолжают преобладать, служат теперь для того, чтобы возвеличить и воспеть земного человека. Происходит своеобразная скрытая секуляризация, придававшая светский характер священным сюжетам и сакрализировавшая земную жизнь.[94]

В эпоху Возрождения искусство находилось в единстве с наукой. Архитекторы, как и раньше, были одновременно инженерами-строителями. Леонардо да Винчи, который полагал, что живопись, как и математика, подчиняется законам, написал «Трактат о живописи». Его внехудожественные интересы были беспрецедентно широки: анатомия, ботаника, картография, геология, математика, аэронавтика, оптика, механика, астрономия, гидравлика, акустика, конструирование оружия, строительство и планировка городов.[95]

В других странах Западной Европы в искусстве долго сохранялись готические традиции, принципы Ренессанса, переплетавшиеся с ними, восторжествовали там лишь в XVI в. и действовали недолго. В живописи особенно выделялись школы нидерландская (Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший) и германская (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший), национальные в своей основе, но развивавшиеся под итальянским влиянием.

Вторая половина XVI в. – время «затухания» Ренессанса, когда, с одной стороны, происходит консервация его элементов, а с другой – намечается переход к новому. Вырабатывается своеобразный «антиклассический» стиль, получивший название маньеризм, для которого характерна изысканная «манерность», отсутствие ренессансного величия, стремление к экстравагантности, преобладание личностного авторского начала, определенная иррациональность. Искусство Возрождения изживает себя и уступает место иным художественным принципам.

В XVI в. намечается процесс перехода от средневековой науки к науке нового времени. Он связан с резкой критикой старых принципов, в частности Аристотеля и его физики, с которой выступали Д. Бенедетти, Б. Телезио, Д. Бруно. Ученые того времени, решая общетеоретические проблемы, часто обращались и к практическим вопросам. Особое внимание тогда уделялось медицине; несмотря на противодействие церкви, врачи занимались вскрытием трупов, закладывая основы анатомии человека.

Как и прежде, многие ученые были одновременно и философами, работали в различных областях знания. Джироламо Кардано – итальянский натурфилософ, живший в XVI в., был писателем, медиком, математиком, изобретателем (создателем карданного вала). Его современник и соотечественник Никколо Тарталья занимался математикой, механикой, содержание которой изложил в книге «Новая наука». В ней основное внимание уделялось проблеме движения артиллерийских снарядов.

В 1543 г. вышла книга польского ученого Николая Коперника (1473–1543) «Об обращениях небесных сфер», в которой была выдвинута гелиоцентрическая идея. Значение этого открытия человечество поняло и оценило только в новое время.

Научные знания стали приобретать общественную ценность и более широко распространяться в обществе. К ним начали проявлять интерес многие представители знати, в т.ч. власть имущие. Неуемная энергия, жажда обогащения, а в какой-то мере и просто стремление к приключениям толкали людей на рискованные предприятия самого разного свойства, в т.ч. дальние морские экспедиции. Веками европейцы вынашивали идею западного пути в Индию, через Атлантический океан. Первые – безуспешные – попытки предпринимались еще в конце XIII в. Эпоха Великих географических открытий началась в середине XV в., когда португальцы открыли побережье Западной Африки; в 1492 г. Колумб посетил Америку, до конца жизни будучи уверенным в том, что попал в Индию; в 1497 г. Васко да Гама все же приплыл в Индию, обогнув Африку; закончилась эта эпоха в XVII столетии (в 1606 г. была открыта Австралия). Эти плавания произвели переворот в географических представлениях, Ф. Магеллан и его команда своим кругосветным путешествием убедительно доказали шарообразность Земли. Многократно увеличились знания европейцев о других странах и народах, на карту были нанесены целые континенты. Золото, хлынувшее из колоний, частично было использовано в интересах культуры, пошло на оплату труда ее деятелей.

С этого времени, по словам А. Тойнби, океан начинает использоваться Западом как средство всемирной коммуникации и насильственного объединения человечества.[96] Все это впоследствии привело к глобальным культурным изменениям.

Наши рекомендации