Проверка опережающего индивидуального домашнего задания
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Исторический диктант
Определите, верны ли утверждения.
1. Феодальная раздробленность - распад единого государства на независимые владения.
2. Сословная монархия - это абсолютная монархия, не ограничивалась представительными органами власти.
3. Представительным органом в Англии были кортесы.
4. Право - это узаконенные государством права и обязанности граждан.
5. Законодательство формировалось под влиянием римского права.
6. «Салическая правда» - первый сборник писаных законов, принятый Хлодвигом.
7. Франкские короли выдавали дополнения в законодательство - капитулярии.
8. Суд становится сословным - для каждого общественного положения вводился собственный суд, верховным судьей является епископ.
9. Крестьяне имели собственные суды и подчинялись суда феодала.
10. Самым старым в мире считается парламент Исландии.
Тестовые задания
Установите соответствие между органами сословной монархии и государствами.
І вариант
1 Рейхстаг 2 Сейм 3 Парламент 4 Генеральные штаты | А Англия Б Франция В Польша Г Испания Д Германия |
II вариант
1 Сейм 2 Дума 3 Кортесы 4 Парламент | А Венгрия Б Испания В Англия Г Россия Д Франция |
III. Изучение нового материала
Проблемный вопрос. Почему горожане боролись за право на самоуправление?
1. Возникновение городов
Работа с учебником (работа в группах)
Проработайте материал ученика (с. 51-54) и подготовьте доклады о появлении и развитие средневековых городов: причины возникновения (І группа), предпосылки возникновения (II группа), путь и места возникновения (III группа).
2. Население и внешний вид города
Учитель
Население городов было разнообразным. Большое количество жителей составляли ремесленники и торговцы, которые имели свои мастерские и лавки, склады. Много людей занималось обслуживанием горожан - парикмахеры и корчмари, слуги и чернорабочие. Проживали в городе и чиновники разного масштаба (от представителей короля до писарей и сборщиков налога), и феодалы с обслугой, которых сопровождали их вассалы. Значительную долю населения составляло духовенство («белое» и «черное»). Большим было количество средневековой интеллигенции - профессоров и юристов, магистров и докторов. Вместе с тем в городе проживало немало нищих.
Все население средневекового города можно разделить на две группы. Первую группу составляли полноправные жители города, в состав которых входили патриции (крупные чиновники, феодалы, богатые купцы и ремесленники), бюргеры (купцы, торговцы, ремесленники) и интеллигенция. К другой группе - плебса - входили бедняки, прислуга, нищие. Между жителями города часто возникали споры, которые иногда заканчивались восстаниями.
Европейские средневековые города были малочисленними. В больших городах проживало до 30 тыс. человек, в средних - до 5 тыс., а в маленьких - 1-2 тыс. горожан. Городов с населением до 100 тыс. человек было только несколько (Париж, Мадрид, Венеция и др.).
Города Средних веков существовали в сложные и неспокойные времена, поэтому они были окружены стенами с башнями, в связи с чем места в самом городе было мало. Увеличение количества населения города приводило к необходимости перестраивать городские стены или строить новые. В центре города проживали богатые горожане, а пригороды были отданы ремесленникам и купцам. Чем ближе к центру жил гражданин, тем выше был его статус.
В центре города располагалась рыночная площадь, на которой постоянно было людно: происходила торговля, горожане обменивались новостями, объявлялись важные указы короля и местной власти. На рыночной площади обязательно было два сооружения - кафедральный собор и ратуша. Ратуша имела несколько этажей и башню с часами. В ней находился мэр города и магистрат (городской совет). Часто в центре города строили фонтан. Из-за нехватки места улицы были узкими и кривыми, ночью не освещались, а замощение их начали только с ХІІ ст. Часто на улице не могли разойтись даже всадники. Дома имели несколько этажей и чаще всего были деревянными (каменное строительство начинается от ХIV ст.); на первом этаже расположились служебные помещения (лавка, мастерская), на других этажах - жилье. За то, что налог на дом часто платили за землю, которую он занимал, то второй и другие этажи нависали над улицей, иногда сталкиваясь с противоположным домом. Дома не имели номеров, а содержали отметки, которые указывали на профессию хозяина или другое. В городе отсутствовала канализация и водопровод, нечистоты выливали на улицу, поэтому в городах царил сильный запах (король Франции перенес свою резиденцию за город - в Версаль, потому что неприятный запах улиц Парижа не давал возможности открывать окна).
Вместе с тем каждого года города менялись к лучшему: строились канализации и водопроводы, возводились каменные дома, улицы начинали замощение, появлялось освещения.
Задание. Запишите в тетради, из каких групп населения состояло средневекового города.
Проверка опережающего индивидуального домашнего задания
Учащиеся представляют подготовленные дома доклады.
Проведение виртуальной экскурсии по средневековому городу ( сопровождается показом картин, рисунков или мультимедийных зображений).
Материал для проведения экскурсии
Проехав через главные врата, мы попали на улицу, что вела к центральной площади города. Понемногу мы продвигались вперед, однако наша карета постоянно попадала в выбоины, которыми была покрыта вся улица. Впереди появился виз, и мы с превеликим трудом смогли разъехаться. И это была самая большая улица города! С обеих сторон стояли дома на два или три этажа, которые были размещены вплотную друг к другу. На первых этажах располагались мастерские, лавки или таверны: сапог на дверях предлагал покупать или ремонтировать обувь, блестящий щит и меч приглашали посетить оружейника, а из-под крученого бублика на вывеске приятно пахло хлебом, который даже перебивал запах самого города. Во все стороны от улицы отходили переулки, такие маленькие и узкие, что два всадника не могли разъехаться. С улиц вытекал грязь. Вдруг послышались крики и ругань: кто-то попал под «дождь» нечистот, которые вылили из окна. А вот наконец и главная площадь. Здесь расположена ратуша, на которой развеваются флаги. Наряду выбросил вверх свои шпили собор - крупнейшее здание города, именно здесь и ведется оживленная торговля. Отовсюду можно было увидеть городские стены. Город, который издали казалось таким большим, внутри оказалось совсем маленьким.
3. Борьба городов за самоуправление
Работа с научным текстом
Задание. Прочитайте текст и проанализируйте его, ответив на вопросы.
Текст
Борьба городов за свои права
Сначала города были собственностью короля, князей или вельмож. Владелец давал им права, отбывал суд, выдавал всякие распорядки, определял и взимал налоги, вел себя с мещанами так, как ему диктовала его воля. Мещане часто происходили из невольничьего населения и никаких прав не имели. Но позже города дошли до большего благосостояния, разрослись и приобрели значение. С тех пор мещанство начало добиваться для себя прав. В некоторых городах доходило до открытых восстаний, другие шли на переговоры с господином. Очень часто горожане покупали себе права таким способом, что составляли господину большую денежную сумму, словно окуги, а господин давал им так называемую хартию - обеспечение свободы. Порой зависимость от господина оставалась в дальнейшем, но в более мягком виде, на основе соглашения, но не раз городские общины добывали полную свободу, становились «вольными городами».
Свободные города имели полное самоуправление, то есть свое независимое управление и судопроизводство. Проводили в городе малую раду, которую выбирали сами жители города. Она состояла чаще всего из 12 или 24 советников и бургомистра или мэра (во Франции). Совет издавал законы для города, ввел администрацию, заботился об обороне города, заботился о развитии промышленности и торговли, удерживал сношения с другими городами. Судопроизводство вела вторая коллегия, состоявшая из войта и присяжных судей, также выбраних мещанством. Города имели свои отдельные правовые кодексы. Так, например, в Германии известны были «Саксонское зеркало», «Швабское зеркало», магдебургское право. Но полное равенство среди мещан редко когда удерживалось. Конечно, к власти приходили богатые роды купцов и промышленников, которые пытались удержать власть в своих руках и не допустить в свой круг «новых людей». Это высшее сословие называли патрициатом. Беднее «сословие», состоявшее из мелких ремесленников, утратило свои права в городских учреждениях. Порой доходило до социальных революций, и низшая прослойка завоевывала себе место в репрезентации города или создавала отдельный совет для себя.
Города широко открывали ворота для наплыва новых граждан. Кто осел в городе и находился в нем один год и один день, тот мог уже рассчитывать на охрану городского правительства. Таким способом подвергнутые господа, крестьяне или люди неозначеной категории становились свободными горожанами. «Воздух в городе делает человека свободным», - такая была присказка. Города очень заботились о том, чтобы эту славу защитников свободы задержать.
Большие города образовывали как бы независимые государства, имели собственный уклад, сокровище, войско и от государственной власти были независимы. Это было прежде всего в Германии, где крупные города, такие как Аугсбург, Нюрнберг, Гамбург, Любек принадлежали к Германскому союзу и подлежали цесарю, но вели свою независимую политику.
Вопрос
1) Почему сначала города были собственностью короля, князей или вельмож?
2) Почему города стали бороться за независимость?
3) Как города получали права?
4) Как происходило самоуправления в городах?
5) Какие органы самоуправления существовали в городах?
6) Какие документы обеспечивали независимость городов?
7) Какими были отношения между населением внутри города?
8) Какие группы населения проживали в городе?
9) Что означает поговорка «Воздух в городе делает человека свободным»?
10) Кто пополнял население города?
11) Какие союзы городов вам известны?
12) Для чего, по вашему мнению, города объединялись в союзы?
Дополнительный материал
Магдебургское право
Магдебургское право - одна из самых распространенных средневековых правовых систем городского самоуправления в Центральной Европе.
Возникло в Магдебурге (земля Саксония) около 1235 г. во время коммунального движения под влиянием городов-коммун Северной Италии, входившей в состав Священной Римской империи.
Немецкие императоры, в борьбе против герцогов и Папы Римского в войнах Гвельфов и Гибеллинов, ища поддержки в городах, предоставляли им право на самоуправление и подтверждали их независимость от феодалов.
Сформировалось на основе норм традиционного судопроизводства и немецкого обычаевого права, в который вошли нюрнбергское, венское, любецкое, магдебургское право и право других городов. Магдебургское право содержало в себе нормы «Саксонского зеркала», судебных постановлений Магдебурга, сборник «Саксонский Вейхбильд».
Магдебургское право распространилось на города Бранденбурга, Силезии, Пруссии, Польши, частично Чехии и Венгрии.
4. Ремесло, цехи
Работа с учебником
Проработайте материал ученика (с. 56-59) и составьте рассказ о развитии ремесла в средневековой Европе, записав ее в виде тезисов.
Работа с понятиями
Раскройте значение понятий «магдебургское право», «цех», «подмастерье», «шедевр», запишите их в тетрадь.
5. Торговля и ростовщичество
Метод «Мозговой штурм»
Задание. Определите направления средневековой торговли.
Работа с картой
Задание. На настенной карте Европы покажите направления средневековой торговли и товаров.
1) Юг - Средиземное море - Испания, Италия, Южная и Центральная Франция, Венеция, Византия, страны Востока (предметы роскоши, пряности, вино, зерно, ткани, золото, серебро, рабы, оружие).
2) Север - Балтийское и Северное моря - города Северо-Западной Руси (Новгород, Псков, Нарва), Польши, Восточной Балтики (Рига, Ревель), Северной Германии, Скандинавии, Фландрии, Нидерландов (рыба, соль, меха, шерсть, сукно, лен, воск, дерево, зерно).
Работа с учебником
Задание. Проработайте материал ученика (с. 59-61) и подготовьте информацию о развитии средневековой торговли в виде тезисов.
6. Горожанин - человек нового типа
Учитель
Появление городов постепенно меняла Средневековья. Развитие ремесла и торговли, центрами которых были города, уничтожал натуральное хозяйство. Ослаблювався влияние феодалов и поддерживалась крепкая власть монархов. Города становились центрами моды и культуры.
Города укрепляли и человека. Городские жители отличались от сельских образом жизни и даже собственными мыслями. Развитие ремесла и торговли нуждался в образованных людей. Возникает запрос на образование, которое начинает развиваться в городе, под влиянием образования меняется мировоззрение человека, расширяются просторы ее миропознание. Горожанин приобретает больше знаний об окружающем мире, о событиях в нем. Менялся и темп жизни (не случайно первые часы возникают в городах), жизнь человека переставало зависеть от природных капризов. Человек становится активным, меняется ее взгляд на многие вещи.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Фронтальный опрос
1. Каковы причины возникновения городов?
2. Как возникали города?
3. Как города боролись за самоуправление?
4. Почему короли часто поддерживали борьбу городов за независимость?
5. Какие группы населения жили в городе?
6. Как происходило самоуправления города?
7. Какой вид имели средневековые города? Почему?
8. Что такое цеха?
9. Каковы причины возникновения цехов?
10. Каким был уклад цеха?
11. Почему со временем цехи стали тормозить развитие?
12. Почему средневековая торговля развивалась вокруг Средиземного и Балтийских морей?
13. Каковы причины возникновения гильдий?
14. Которые купеческие союзы вам известны?
V. Коррекция и рефлексия. Итоги урока
Выборочная проверка выполнения заданий, анализ типичных ошибок.
VI. Домашнее задание
1. Учебник п. 5 изучить, выполнить задание с. 65.
2. Учебник п. 1-4, 6 повторить, подготовиться к уроку обощения знаний.