Понятие и структура материально-технической базы строительства, виды предприятий, мощность предприятий и базы, принадлежность предприятий, увязка с мощностью строительных организаций.
Материально-техническая база (МТБ) строительства в широком смысле - это совокупность предприятий,отраслей, продукция или услуги которых, в той или иной степени используются в строительной отрасли. Т. о., можно считать, что все народное хозяйство республики является МТБ строительства.
Структурообразующие факторыМТБ: 1) предприятия стран зарубежья
2) предприятия отраслей народного хозяйства РБ
3)собственные предприятия строительных организаций, изготавливающие строительные материалы, конструкции. (Собственная МТБ)
В узком смысле МТБ - это совокупность групп предприятий, продукция которых практически полностью используется в строительстве: материальная база и техническая база.
Материальная база:
1)Группа предприятий строительной индустрии: - заводы по производству жбк;
- заводы по изготовлению электро- и санитарно-технического оборудования;
- предприятия по изготовлению столярных изделий и т.д.
2)Группа предприятий промышленности строительных материалов:
- заводы по производству вяжущих и изделий на их основе;
- заводы по производству кирпича всех видов, керамических изделий;
Заводы металлоконструкций.
Техническая база: - предприятия по эксплуатации и ремонту строительной техники;
-предприятия по ремонту транспортных средств, используемых в строительстве;
-механические заводы по изготовлению оборудования, оснастки, инструмента и т. п.
Принадлежность предприятий. Основная часть предприятий МТБ находится в системе строительного министерства РБ. Однако предприятия могут находиться в собственности совместных предприятий, в частных руках, являться собственностью иностранных компаний, строительных управлений, трестов или комбинатов.
Мощность МТБ - это совокупный объем выпускаемой за год продукции или предоставляемых услуг предприятиями, входящими в эту систему: кирпич – тысячами штук, сборный железобетон – кубометрами.
Учитывая разнообразие выпускаемой продукции и способы измерения этой продукции невозможно оценить мощность МТБ одним натуральным показателем.
В качестве универсальной единицы измерения мощности МТБ используется стоимостной показатель – на какую сумму выпускается продукции каждым предприятием, и по совокупности всей МТБ. Однако такой показатель не всегда отражает реальную сущность и подвержен влиянию инфляционных процессов.
Покупателями продукции предприятий МТБ являются строительные организации, а приобретают они столько материальных ресурсов, сколько нужно, чтобы выполнить согласованные с заказчиком объемы СМР.
Т.о.,мощность МТБ строительства должна соответствовать мощности строительных министерств, ведомств, объединений, частных организаций.
Темп роста подрядных работ ежегодно составляет 8 – 12 %. Возрастающие объемы строительства должны обеспечиваться необходимым количеством строительных материалов, конструкций, изделий. Часть продукции идет на экспорт. Хорошо известны такие предприятия как Белорусский цементный завод, "Красносельскстройматериалы", "Кричевцементношифер", "Керамин", "Гомельстекло", "Гранит".
17.Организация эксплуатации парка строительных машин: требования к парку, принадлежность строительных машин, взаимоотношения между владельцами строительных машин и строительными орг., права и обязанности
Основные требования, предъявляемые к парку строительных машин.
- номенклатура строительных машин должна соответствовать характеру работ, выполняемых строительными организациями;
- количество техники должно обеспечивать выполнение запланированных объемов работ строительными организациями;
- при формировании механизированных отрядов количество строительной техники должно соответствовать друг другу с учетом их производительности.
Организационные формы принадлежности строительных машин:
- вся строит. техника наход. на балансе стр.орг. – (руководит главный механик);
- техника наход. на балансе управл. механиз., наход. в составе строй подраздел.;
- техника находится на балансе трестов механизации;
-техника может находится на балансе специализированных строительных организаций, выполняющих определенные виды работ.
Формы взаимоотношений между организациями, владеющими строительной техникой и строительными организациями:
1)выполнение управлениями механизации работ собств. силами (субподряд).
Строительные и монтажные организации обязаны:
а) до начала месяца представлять наряд-заказ на выполнение работ в следующем месяце, разрешение на производство работ, генеральный план.
б) до начала работ на объектах обеспечить управлению механизации фронт работ: проезд строит. машин к месту производства работ, закрепление красных линий.
Управления механизации обязаны:
а) по получении проектно-сметной документации обеспечить ее проверку и согласование со строительной и монтажной организацией;
б) по мере поступления проектно-сметной документации согласовывать со строительной организацией схему производства работ;
в) с 20 по25 число месяца утверждать график производства работ на след. месяц;
г) обеспечить выполнение работ, предусмотренных договором субподряда
2) выполнение управлениями механизации работ совместно со строит. орг. путем выделения машин с обслуживающим персоналом (услуги)
Строительные и монтажные организации обязаны:
а) обеспечить фронт работ для машин и бесперебойную работу машин
б) осущ. руководство работами, г) извещать об изменен сменности работы машин.
Тресты (управления) механизации обязаны:
а) представлять строительным организациям исправные машины с машинистами
б) доставлять машины на объекты строительства в срок
в) осуществлять техническое обслуживание машин
3) предоставление управлениями механизации машин строительным организациям на условиях аренды (без обслуживающего персонала) (аренда).
Строительные и монтажные организации обязаны:
- принять машины по акту и своими силами доставлять их к объекту работ;
- производить своими силами и за свой счет техническое обслуживание машин
- своевременно своими силами доставлять арендованные строительные машины
Управления механизации обязаны: - передать по акту технически исправные машины; -производить кап.ремонты передаваемых машин.