Зависимость местоположений предприятий от сырьевой базы.
Местоположение предприятия выбирается в соответствии со следующими критериями:
1) близостью расположения поставщиков, ресурсных баз (с целью уменьшения издержек на транспортировку сырья и материалов промышленное предприятие лучше всего расположить недалеко от организаций-поставщиков);
2) близостью к потребителю производимой продукции (с целью минимизации издержек по доставке готовой продукции предпочтительным является близкое расположение предприятий-потребителей или рынков сбыта);
3) благоприятными климатическими условиями. Месторасположения предприятия сильно зависит от типа
производимой продукции. Предприятия пищевой промышленности должны быть в каждом населенном пункте.
Предприятия легкой промышленности лучше располагать в крупных центрах.
Предприятия тяжелой перерабатывающей промышленности удобно располагать недалеко от мест добычи сырья для производства и перерабатывающих предприятий.
При этом эффективнее всего организация промышленных комплексов, т.е. формирование замкнутой логистической системы — «добывающее предприятие (поставщик производственных ресурсов) — обрабатывающее (машиностроительное, металлургическое) предприятие-производитель — предприятие-потребитель». В этом случае будет осуществлена значительная экономия средств на транспортировку внутри логистической системы. Затраты увеличатся при движении материального потока из одной логистической системы в другую.
Условия, учитываемые при определении местоположения предприятия:
1) общие (транспортные затраты, стоимость рабочей силы);
2) специальные, (наличие сырья, воды);
3) факторы сосредоточения (рынки сбыта при высокой плотности населения);
4) региональные (месторождения сырья);
5) общественно-культурные (культурный уровень города). Условия выбора местоположения предприятия с точки
зрения снабжения определяются наличием:
1) земельных участков;
2) вспомогательных и производственных материалов (затрат на транспортировку);
3) трудовых ресурсов в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе;
4) инфраструктурой транспорта, (наличием автомобильных дорог и т.д.)
Условия выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта определяется: 1)потенциалом сбыта (структурой населения, покупательной
способностью и т.д.);
2) транспортными путями;
3) различными контактами, способствующими реализации. Условия выбора местоположения предприятия, определяемые государством:
1) налоги (налоговые льготы для определенных регионов);
2) законодательство, регулирующее пересечение границ;
3) мероприятия связанные с охраной внешней среды;
4) экономическая система, риски, связанные с политической нестабильностью;
5) программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий.
41Зависимость местоположений предприятий от распределения трудовых ресурсов
Факторы, влияющие на принятие решения относительно местоположения предприятия:
1. Внутренние:
· финансовые ограничения для покрытия затрат, связанных с выбором местоположения;
· личные предпочтения специалистов предприятия;
2. Внешние. Определяются, как правило, законодательством. Так, предписания в области строительства (например, планы застройки) и предписания в области экологии могут содержать запреты на осуществление промышленного строительства. Некоторые местности могут быть исключены из выбора в силу своих естественных характеристик (таких, как климат, структура почвы и т. п.). Политические ограничения могут привести к тому, что целые регионы будут выпадать из числа потенциальных мест размещения предприятий. Существует, например, целый ряд государств, в законодательстве которых не предусматриваются для иностранных граждан возможности ведения предпринимательской деятельности. В некоторых случаях слишком велик политический риск.
Перечень факторов выбора местоположения предприятия включает совокупность всех критериев, существенных для принятия решения о выборе места размещения предприятия.
Факторы, учитываемые при определении местоположения предприятия:
·· общие -- транспортные затраты и стоимость рабочей силы;
·· специальные, важные для предприятий определенных отраслей промышленности (наличие сырья, воды);
·· региональные -- притягивают предприятия к определенным регионам (например, месторождения сырья);
·· факторы сосредоточения -- обусловливают территориальную концентрацию (например, рынки сбыта при высокой плотности населения);
·· факторы рассредоточения -- обусловливают территориальную децентрализацию (например, низкий уровень заработной платы в стране);
·· естественно-технические (например, структура почвы);
·· общественно-культурные (например, культурный уровень города). Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения снабжения:
·· земельные участки (структура, закупочная цена или размер арендной платы);
·· сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, затраты на транспортировку);
·· рабочая сила (трудовые ресурсы в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе, уровня заработной платы, квалификации рабочей силы, отношения к труду);
·· энергия (затраты на энергоснабжение);
·· транспорт (инфраструктура транспорта, например: наличие автомобильных дорог, близость аэропортов, затраты на транспорт).
Производственные факторы выбора местоположения предприятия:
·· природные особенности (структура почвы, климат);
·· технологические особенности (территориальная близость предприятий, готовых к развитию кооперативных связей, например, поставщиков услуг автомобильной транспортировки для работы по принципу «точно в срок»).
Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта:
·· потенциал сбыта (структура населения, покупательная способность, конкуренция, особый престиж продукта в районе производства или высокий рейтинг региона в силу качества производимой в нем продукции);
·· транспорт (транспортные пути, затраты на транспорт);
·· контакты, способствующие реализации (ярмарки, рекламные агентства).
·Факторы выбора местоположения предприятия, определяемые государством:
·· налоги (ставка налога, налоговые льготы для определенных регионов);
·· законодательство, регулирующее пересечение границ (таможенные правила, внешнеторговые законы), которое может, например, ущемлять интересы экспортеров и, следовательно, способствовать принятию решения о размещении предприятия за рубежом;
·· экономическая система (законодательство в области бизнеса, регулирующее конкуренцию, право принимать участие в делах предприятия), а также риски, связанные с политической нестабильностью (например, ограничения в движении капитала, экспроприация);
·· мероприятия в области охраны внешней среды (снижение уровня загрязнения внешней среды);
·· государственная помощь (программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий, содействие научно-исследовательским работам и опытно-конструкторским разработкам).
Факторы выбора участка под распределительный центр после принятия решения о его географическом месторасположении:
·· размер и конфигурация участка;
·· транспортная доступность местности;
·· планы местных властей.
·Последовательность действий при выборе варианта размещения распределительного центра:
·1. Изучается конъюнктура рынка, прогнозируется величина материального потока.
·2. Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе и на отдельных участках цепи поставок.
·3. Разрабатывается система закупок.
·4. Разрабатываются варианты схем распределения продукции по цепи поставок.
·5. Выбирается месторасположение распределительного центра, отвечающее критерию минимума общих затрат.
·42