Зависимость местоположений предприятий от сырьевой базы.

Местоположение предприятия выбирается в соответствии со следующими критериями:

1) близостью расположения поставщиков, ресурсных баз (с целью уменьшения издержек на транспортировку сырья и материалов промышленное предприятие лучше всего расположить недалеко от организаций-поставщиков);

2) близостью к потребителю производимой продукции (с целью минимизации издержек по доставке готовой продукции предпочтительным является близкое расположение предприятий-потребителей или рынков сбыта);

3) благоприятными климатическими условиями. Месторасположения предприятия сильно зависит от типа

производимой продукции. Предприятия пищевой промышленности должны быть в каждом населенном пункте.

Предприятия легкой промышленности лучше располагать в крупных центрах.

Предприятия тяжелой перерабатывающей промышленности удобно располагать недалеко от мест добычи сырья для производства и перерабатывающих предприятий.

При этом эффективнее всего организация промышленных комплексов, т.е. формирование замкнутой логистической системы — «добывающее предприятие (поставщик производственных ресурсов) — обрабатывающее (машиностроительное, металлургическое) предприятие-производитель — предприятие-потребитель». В этом случае будет осуществлена значительная экономия средств на транспортировку внутри логистической системы. Затраты увеличатся при движении материального потока из одной логистической системы в другую.

Условия, учитываемые при определении местоположения предприятия:

1) общие (транспортные затраты, стоимость рабочей силы);

2) специальные, (наличие сырья, воды);

3) факторы сосредоточения (рынки сбыта при высокой плотности населения);

4) региональные (месторождения сырья);

5) общественно-культурные (культурный уровень города). Условия выбора местоположения предприятия с точки

зрения снабжения определяются наличием:

1) земельных участков;

2) вспомогательных и производственных материалов (затрат на транспортировку);

3) трудовых ресурсов в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе;

4) инфраструктурой транспорта, (наличием автомобильных дорог и т.д.)

Условия выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта определяется: 1)потенциалом сбыта (структурой населения, покупательной

способностью и т.д.);

2) транспортными путями;

3) различными контактами, способствующими реализации. Условия выбора местоположения предприятия, определяемые государством:

1) налоги (налоговые льготы для определенных регионов);

2) законодательство, регулирующее пересечение границ;

3) мероприятия связанные с охраной внешней среды;

4) экономическая система, риски, связанные с политической нестабильностью;

5) программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий.

41Зависимость местоположений предприятий от распределения трудовых ресурсов

Факторы, влияющие на принятие решения относительно местоположения предприятия:

1. Внутренние:

· финансовые ограничения для покрытия затрат, связанных с выбором местоположения;

· личные предпочтения специалистов предприятия;

2. Внешние. Определяются, как правило, законодательством. Так, предписания в области строительства (например, планы застройки) и предписания в области экологии могут содержать запреты на осуществление промышленного строительства. Некоторые местности могут быть исключены из выбора в силу своих естественных характеристик (таких, как климат, структура почвы и т. п.). Политические ограничения могут привести к тому, что целые регионы будут выпадать из числа потенциальных мест размещения предприятий. Существует, например, целый ряд государств, в законодательстве которых не предусматриваются для иностранных граждан возможности ведения предпринимательской деятельности. В некоторых случаях слишком велик политический риск.

Перечень факторов выбора местоположения предприятия включает совокупность всех критериев, существенных для принятия решения о выборе места размещения предприятия.

Факторы, учитываемые при определении местоположения предприятия:

·· общие -- транспортные затраты и стоимость рабочей силы;

·· специальные, важные для предприятий определенных отраслей промышленности (наличие сырья, воды);

·· региональные -- притягивают предприятия к определенным регионам (например, месторождения сырья);

·· факторы сосредоточения -- обусловливают территориальную концентрацию (например, рынки сбыта при высокой плотности населения);

·· факторы рассредоточения -- обусловливают территориальную децентрализацию (например, низкий уровень заработной платы в стране);

·· естественно-технические (например, структура почвы);

·· общественно-культурные (например, культурный уровень города). Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения снабжения:

·· земельные участки (структура, закупочная цена или размер арендной платы);

·· сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, затраты на транспортировку);

·· рабочая сила (трудовые ресурсы в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе, уровня заработной платы, квалификации рабочей силы, отношения к труду);

·· энергия (затраты на энергоснабжение);

·· транспорт (инфраструктура транспорта, например: наличие автомобильных дорог, близость аэропортов, затраты на транспорт).

Производственные факторы выбора местоположения предприятия:

·· природные особенности (структура почвы, климат);

·· технологические особенности (территориальная близость предприятий, готовых к развитию кооперативных связей, например, поставщиков услуг автомобильной транспортировки для работы по принципу «точно в срок»).

Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта:

·· потенциал сбыта (структура населения, покупательная способность, конкуренция, особый престиж продукта в районе производства или высокий рейтинг региона в силу качества производимой в нем продукции);

·· транспорт (транспортные пути, затраты на транспорт);

·· контакты, способствующие реализации (ярмарки, рекламные агентства).

·Факторы выбора местоположения предприятия, определяемые государством:

·· налоги (ставка налога, налоговые льготы для определенных регионов);

·· законодательство, регулирующее пересечение границ (таможенные правила, внешнеторговые законы), которое может, например, ущемлять интересы экспортеров и, следовательно, способствовать принятию решения о размещении предприятия за рубежом;

·· экономическая система (законодательство в области бизнеса, регулирующее конкуренцию, право принимать участие в делах предприятия), а также риски, связанные с политической нестабильностью (например, ограничения в движении капитала, экспроприация);

·· мероприятия в области охраны внешней среды (снижение уровня загрязнения внешней среды);

·· государственная помощь (программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий, содействие научно-исследовательским работам и опытно-конструкторским разработкам).

Факторы выбора участка под распределительный центр после принятия решения о его географическом месторасположении:

·· размер и конфигурация участка;

·· транспортная доступность местности;

·· планы местных властей.

·Последовательность действий при выборе варианта размещения распределительного центра:

·1. Изучается конъюнктура рынка, прогнозируется величина материального потока.

·2. Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе и на отдельных участках цепи поставок.

·3. Разрабатывается система закупок.

·4. Разрабатываются варианты схем распределения продукции по цепи поставок.

·5. Выбирается месторасположение распределительного центра, отвечающее критерию минимума общих затрат.

·42

Наши рекомендации