Признак - Люди джахилийи считали что, противоречие правителю и неподчинение ему - это достоинство, а наоборот, послушание и подчинение правителю - это есть унижение и позор


Сказал шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах):
Они, т.е. люди джахилии, считали что, противоречие правителю и неподчинение ему, это есть достоинство, а наоборот, послушание и подчинение правителю, это есть унижение и позор. И возразил им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приказал послушание и подчинение правителям, и искреннее отношение им, и был строг в этом завете, и заявил о нем громогласно, и много раз повторял его.
Эти три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе от него, сказав: "Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями".Муслим, 1715. Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе, или части их.

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди джахилийи не подчинялись правителю, так как считали это унижением. А ослушание правителей было у них достойным делом. Поэтому они не были объединены одним правителем.
Пришел Ислам и возразил им, приказав послушание мусульманскому правителю, так как в этом огромная польза. Всевышний Аллах сказал:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ ﴾


«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». (Сура ан-Ниса, аят 59)
Всевышний Аллах приказал подчиняться правителям, но посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уточнил, сказав: «Нет послушания творению, когда речь идет об ослушании Творца». Ахмад, 4/426, 427, 436; Табарани, 18/229; См. «Сильсиля ас-Сахиха», 180. А также он сказал: «Нет послушания (творению) в ослушании Всевышнего Аллаха, поистине, подчинение только в одобряемом». Бухари, 7257; Муслим, 6/15; Абу Дауд, 2625; Насаи, 2/187; Ахмад, 1/94. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 181.
Послушаться правителю нельзя в тех случаях, когда он приказывает ослушаться Всевышнего Аллаха. Но подчинение необходимо во всех остальных вопросах. Именно в том вопросе, где речь идет об ослушании, нельзя подчиняться, но во всех остальных вопросах нельзя оставлять подчинение. Потому что в подчинении правителю объединение мусульман, предотвращение кровопролития, установление безопасности, защита притесненных от притеснителя, справедливое правление между людьми и так далее. Подчинение необходимо, даже если правитель не является праведным в своей религии, даже если он нечестивец, до тех пор, пока он не стал неверующим. Сообщается, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «В своё время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал нас к себе, а мы дали ему клятву, и среди прочего он потребовал от нас поклясться ему, что мы станем повиноваться ему, когда будем деятельными и станем проявлять нерадение, когда нам будет трудно и когда будет легко, а также в тех случаях, когда нас станут лишать того, что нам будет положено по праву. И мы поклялись, что не будем пытаться лишить власти законного правителя, если только не увидим, что он впал в явное неверие, относительно чего будут у нас доказательства от Аллаха». Бухари, 7055; Муслим, 1840.
Поэтому если грехи правителя меньше, чем неверие, то необходимо слушаться его и подчиняться ему. Потому что его нечестие против него самого, а его власть несет пользу всем мусульманам.
Однажды одному из имамов сказали: «Есть нечестивый человек, однако у него сила, и есть праведный человек, однако он слаб. Какой из них достоин быть правителем?» Имам ответил: «Нечестивец, у которого есть сила. Потому что его нечестие против него самого, а его сила для мусульман. И наоборот, праведность праведного для него самого, однако его слабость вредит мусульманам».
Правителю необходимо подчиняться, даже если он несправедлив и притесняет мусульман. Как сообщается в длинном хадисе, со слов Хузейфы о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Подчиняйся (правителю), даже если он бьет тебя по спине и забирает твое имущество». См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2739.
Потому что в подчинении пользы больше, чем вреда. Выход против него несет в себе огромный вред и этот вред больше, чем вред послушания ему. Потому что выход против него сопровождается кровопролитием, лишением безопасности и началом раскола.
Слышали ли вы, что случалось с теми, кто выходил против своего правителя? Слышали ли вы о тех, кто выступил против Усмана (да будет доволен им Аллах)? Они вышли из подчинения ему и убили повелителя правоверных. И вред от этого, сохранился до сегодняшнего дня. Необходимо подчиняться правителям, даже если в этом есть вред, потому что этот вред меньше, чем вред от выхода против него. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал обязательным подчинению правителю до тех пор, пока тот не вышел из Ислама. Необходимо терпеть этот вред, чтобы защититься от более сильного вреда. Необходимо выбирать меньшее зло, для того чтобы отвратить большее зло и это вещь известная. Не было ни одного случая, когда народ вышел против своего правителя и вред от этого не оказался бы большим, чем вред от подчинения ему.
В этом вопросе видно различие между людьми джахилийи и людьми Ислама. Люди джахилийи не считали нужным подчиняться правителю, напротив, они считали это унижением. Ислам приказывает подчиняться правителям, даже если они грешники и притеснители. В данном случае, необходимо проявлять терпение, потому что в этом есть польза для мусульман. Это великое правило, с которым пришел Ислам. Сегодня государства неверных подобны людям джахилийи. Они говорят о свободе и демократии, но что случилось с их обществом? Они варвары, среди них царят убийства и грабежи, потеря нравственности, зло, отсутствие безопасности. Однако они считают себя великими государствами, хотя остаются на том, на чем были люди джахилийи.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал слушать правителей и подчиняться им, приказал искренне относиться к ним и давать им советы. Советы необходимо давать втайне. А говорить о них при людях, делая /гъиба/ - это обман по отношению к ним. Такие действия вызывают радость лишь у людей зла. Это вероломство /хияна/ по отношению к правителям. Необходимо делать за них ду’а, чтобы Аллах дал им праведное окружение. Кто хочет дать совет правителю, тот должен сделать это, когда останется наедине с ним. А если невозможно донести до него таким образом, тогда нет на человеке вины.
Но садиться в собраниях, вставать на минбары, включать диктофоны, для того чтобы рассказать людям о грехах правителей - это не является советом /насыха/. Это вероломство /хияна/ по отношению к правителям. Необходимо делать ду’а за них, чтобы Всевышний Аллах сделал их праведными. Необходимо прикрывать их недостатки от людей. Необходимо выполнять ту работу, которую они поручили тебе.
Далее шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб сказал: «Эти три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе от него, сказав: "Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями". Муслим, 1715. Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе, или части их».
Какие это три вещи?
1 - Люди джахилийи поклонялись праведникам и святым, говоря:





﴿هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ﴾


«Они - наши заступники перед Аллахом». (Сура Йунус, аят 18)
2 - Разобщенность людей джахилии в религии и в мирской жизни.
3 - Люди джахилийи считали что, противоречие правителю и неподчинение ему - это достоинство, а наоборот, послушание и подчинение правителю - это есть унижение и позор.
Эти три вещи, пророк (мир ему и благословение Аллаха) объединил в одном хадисе. Ведь, пророку (мир ему и благословение Аллаха) была дана лаконичная речь /джауами’ аль-калима/, то есть слова - краткие по содержанию, но объемные по смыслу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями". Муслим, 1715.
1 - Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. В ширк также входит поклонение праведникам и святым.
2 - Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь. Вервь Аллаха - это Коран. Если выполнять то, что в нем приказано и отстраняться от того, что в нем запрещено, тогда наступит единство. Коран - это божественное руководство, которое несет нам пользу. Придерживаться его - это милость, а отстраняться от него - это наказание и несчастье.
3 - Искренне относитесь к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями.
А нарушение этих трех вещей - это ширк, раскол и неподчинение правителю.

Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Жизнь людей джахилийи протекала в беззаконии. Они не желали признавать власть кого-либо и не были довольны чьей-либо властью. Они считали подчинение человеку унижением, так как этот человек подобен им. Они говорили: «Как можно подчиняться ему, если он такой же, как мы? Чем он лучше нас?» Они считали, что неподчинение указывает на величие, могущество и высокое положение в обществе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил людям джахилийи в этом. Он обязал подчиняться мусульманским правителям в одобряемом. Он запретил выступать против них с оружием и запретил откалывать от них. Первыми, кто нарушил этот завет, были хариджиты, которые вышли против Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Подчиняйся (правителю), даже если он бьет тебя по спине и забирает твое имущество». См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2739. Однажды у него спросили: «Сражаться ли нам с правителем?» Он ответил: «Нет, пока они совершают молитву». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будут над вами такие правителе: что-то в них вам будет нравиться, а что-то не нравиться. Кто будет порицать это, тот непричастен к этому, а кто проявит довольство, над тем угроза». У него спросили: «А сражаться ли нам с ними?» Он ответил: «Нет, пока они совершают молитву». Сообщается также, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «И мы поклялись, что не будем пытаться лишить власти законного правителя, если только не увидим, что он впал в явное неверие, относительно чего будут у нас доказательства от Аллаха». Бухари, 7055; Муслим, 1840.
Если правитель мусульманин, который не ушел в неверие /куфр/, если набожные ученые /рабанийун/ не вынесли в отношении него постановление, что он вероотступник, то подчинение ему обязательно. Пока правитель мусульманин, обязательно людям нужно объединиться вокруг него. Потому что польза подчинения ему во много раз превышает тот вред, который может истекать от того, что у него есть какие-то религиозные нарушения. Это правило постоянно подтверждалось на протяжении всей исламской истории. Каждый раз когда люди, выступая против своих правителей, надеялись приобрести благо, получалось все наоборот. Сообщается, что Аз-Зубайр бин ‘Ади, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «В своё время мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа, на что он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже , и так будет продолжаться до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. Эти слова я слышал от вашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует”». Бухари, 7068.
Посмотрите на то, как люди свергнули Омейядов /бану Умейа/, стало ли лучше? К власти пришли аббасиды /бану Аббас/ и их государство уже не было подобно государству Омейядов. Нововведения распространились по всему государству. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел и возразил многобожникам в этом вопросе. Это основа из великих основ Ислама. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Подчиняйся (правителю), даже если он бьет тебя по спине и забирает твое имущество». См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2739. Почему? Потому что то, что он делает из зла, касается только тебя, но ведь встретив Господа, ты обязательно взыщещь с того правителя за свои нарушенные права. Но если ты выйдешь против него, то вред этого коснется всех мусульман.
Точно также до призыва шейха Мухаммада (да смилуется над ним Аллах) люди на арабском полуострове были разрознены во всех делах. Восток арабского полуострова был под властью Османского халифата. На западе власть принадлежала местной знати и аристократам. Центр арабского полуострова представлял собой целую группу княжеств. В каждом княжестве был свой правитель, который постоянно менялся из-за революций. Говорят, что в одном княжестве, за один день менялось четыре правителя.
Но Всевышний Аллах в то время почтил эти земли призывом к таухиду и люди объединились в религии и в мирской жизни. Поэтому шейх сказал: «Эти три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе от него, сказав: "Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями". Муслим, 1715. Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе, или части их».
Эти три вещи: ширк, раскол и выход против правителей. Прошу Всевышнего Аллаха, чтоб Он дал нам пользу от изучения этих трех вопросов.

Наши рекомендации