Признак - Люди джахилийи смотрели с восхищением на обладателей мирских благ


Мирское занимало огромное место в сердцах людей джахилии, на это указывает слова Аллаха:

﴿وَقَالُوا لَوْلَا نُزِّلَ هَذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ ﴾


«Они также сказали: "Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?"» (Сура аз-Зухруф, аят 31)

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Они восхищались теми людьми, которые обладали мирскими благами, и презирали тех, кто не обладает богатством. Они распространили это правило даже на вопросы пророчества. Люди джахилийи считали, что пророком может быть только богатый человек, а не бедняк. Они сказали: «Неужели Всевышний Аллах не нашел никого другого, кроме этого сироты Мухаммада, которого воспитывает Абу Талиб?» Всевышний Аллах сказал:

﴿وَقَالُوا لَوْلَا نُزِّلَ هَذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ ﴾


«Они также сказали: "Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?"» (Сура аз-Зухруф, аят 31)
Например, они приводили в пример аль-Уалида ибн Мугъиру или Хабиба ибн ’Амра ас-Сакафи, или ’Урву ибн Мас’уда. Они говорили, что только эти богатые люди могут быть посланниками. Но Всевышний Аллах сказал:

﴿أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَةَ رَبِّكَ ﴾


«Разве это они распределяют милость твоего Господа?» (Сура аз-Зухруф, аят 32)
А также:

﴿اللّهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ ﴾


«Аллах лучше знает, кому доверить Свое послание». (Сура аль-Ан’ам, аят 124)

100 признак - Люди джахилийи пытались поправлять Аллаха, Свят Он и Велик, предъявлять какие-то требования, вносить какие-то предложения Аллаху


Люди джахилии пытались диктовать Аллаху и распоряжаться Его делами, как это указано в аяте предыдущего вопроса

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Например, они сказали:

﴿لَوْلَا نُزِّلَ هَذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ ﴾


«Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?» (Сура аз-Зухруф, аят 31)
То есть будто бы Всевышний Аллах не знают, кто достоин пророчества, а они знают это. Они попытались исправить Всевышнего Аллаха. Также они говорили:

﴿لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً ﴾


«Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» (Сура аль-Фуркан, аят 32)
Они вмешиваются в дела Всевышнего Аллаха, хотя у них нет относительно этого никакого знания. Всевышний Аллах объяснил причину того, почему Коран ниспосылался частями:

﴿كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا (32) وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا ﴾


«Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование». (Сура аль-Фуркан, аяты 32-33)
А также:

﴿وَقُرْآناً فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلاً ﴾


«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (Сура аль-Исра, аят 106)
Также Коран ниспосылался частями, для того чтобы людям было легче действовать по нему, ведь, если бы все обязанности были возложены на людей за один раз, им было бы очень тяжело. Коран был ниспослал частями, так как аяты ниспосылались в связи с определенными событиями.
Это качество людей джахилийи проникло сегодня и в эту общину. Люди лезут в размышления о религии без знания и начинают возражать Всевышнему Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ ﴾


«О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника». (Сура аль-Худжурат, аят 1)

Признак - Люди джахилийи презирали бедняков


Люди джахилийи презирали бедняков, тогда Аллах ниспослал слова:

﴿وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ ﴾


«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом». (Сура аль-Ан’ам, аят 52)

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди джахилийи просили пророка (мир ему и благословение Аллаха) запретить беднякам присутствовать на собраниях, где посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучал людей. Всевышний Аллах ниспослал:

﴿وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ ﴾


«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников». (Сура аль-Ан’ам, аят 52)
А затем Аллах сказал:

﴿وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَؤُلاء مَنَّ اللّهُ عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا أَلَيْسَ اللّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ (53) وَإِذَا جَاءكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلاَمٌ عَلَيْكُمْ كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ أَنَّهُ مَن عَمِلَ مِنكُمْ سُوءًا بِجَهَالَةٍ ثُمَّ تَابَ مِن بَعْدِهِ وَأَصْلَحَ فَأَنَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾


«Так Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: "Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?". Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен? Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: "Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он - Прощающий, Милосердный"». (Сура аль-Ан’ам, аяты 53-54)
Бедняк, который следует за истиной, имеет почет у Всевышнего Аллаха и потому имеет право на радушный прием.

Наши рекомендации