Признак - Люди джахилийи отказывались от принятия истины под ложным предлогом.


Они объясняли свой отказ от следования тому, что дал Аллах, своим непониманием. Так они говорили, как сообщает Всевышний Аллах:

﴿قُلُوبُنَا غُلْفٌ﴾


«Сердца наши покрыты завесой». (Сура аль-Бакара, аят 88)
А также:

﴿يَا شُعَيْبُ مَا نَفْقَهُ كَثِيرًا مِمَّا تَقُولُ﴾


«О Шу’айб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно». (Сура Худ, аят 91)
И Всевышний Аллах вскрыл лживость их слов, и разъяснил, что это происходит по причине того, что запечатаны их сердца, а сердца запечатаны по причине прояления ими неверия.

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Всевышний Аллах рассказал о том случае, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал иудеев к исламу:

﴿وَقَالُواْ قُلُوبُنَا غُلْفٌ بَل لَّعَنَهُمُ اللَّه بِكُفْرِهِمْ فَقَلِيلاً مَّا يُؤْمِنُونَ ﴾


«Они сказали: "Сердца наши покрыты завесой". О нет, это Аллах проклял их за их неверие. Как же мала их вера!» (Сура аль-Бакара, аят 88)
То есть слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) не доходят до их сердец. И они взяли это доводом тому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) лжет. Таков смысл этого аята. Есть также другое толкование этого аята, то есть они сказали:

﴿قُلُوبُنَا غُلْفٌ﴾


«Сердца наши переполнены знанием». (Сура аль-Бакара, аят 88)
Всевышний Аллах объяснил, что причина этого иная. Причина в том, что Всевышний Аллах проклял их за неверие. Всевышний Аллах отдалил их от милости и они, по причине неверия, перестали принимать истину. А затем они перестали понимать слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как они отворачивались от них, и это послужило для них наказанием. Всевышний Аллах говорит:

﴿فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ ﴾


«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца». (Сура ас-Сафф, аят 5)
Если какой-то человек не принимает истину, Всевышний Аллах наказывает его посредством лжи. После лжи человек уже не принимает истину, потому что его сердце приходит в негодность. Всевышний Аллах сказал:

﴿ بَل لَّعَنَهُمُ اللَّه بِكُفْرِهِمْ فَقَلِيلاً مَّا يُؤْمِنُونَ ﴾


«Это Аллах проклял их за их неверие. Как же мала их вера!» (Сура аль-Бакара, аят 88)
А также:

﴿فَبِظُلْمٍ مِّنَ الَّذِينَ هَادُواْ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ طَيِّبَاتٍ أُحِلَّتْ لَهُمْ وَبِصَدِّهِمْ عَن سَبِيلِ اللّهِ كَثِيرًا (160) وَأَخْذِهِمُ الرِّبَا وَقَدْ نُهُواْ عَنْهُ وَأَكْلِهِمْ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ ﴾


«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей». (Сура ан-Ниса, аяты 160-161)
Иудеи сказали:

﴿قُلُوبُنَا غُلْفٌ﴾


«Сердца наши покрыты завесой». (Сура аль-Бакара, аят 88)
На самом деле это ложь. Они из-за выскомерия отвергли призыв, а здоровое сердце всегда его поймет. Но если это природное начало /фитра/ портится, то сердце перестает принимать истину.
Точно таким же был народ Шу’айба. Шу’айб был из самых красноречивых пророков. Поэтому его называли /хатыб уль-Анбийа/. Но, несмотря на это, неверные сказали ему:

﴿ يَا شُعَيْبُ مَا نَفْقَهُ كَثِيرًا مِّمَّا تَقُولُ وَإِنَّا لَنَرَاكَ فِينَا ضَعِيفًا وَلَوْلاَ رَهْطُكَ لَرَجَمْنَاكَ وَمَا أَنتَ عَلَيْنَا بِعَزِيزٍ ﴾


«О Шу’айб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно. Мы считаем тебя слабым среди нас. Если бы не твой род, мы побили бы тебя камнями. Ты нисколько не дорог нам». (Сура Худ, аят 91)
Они не понимали его речь, так как Всевышний Аллах запечатал их сердца так, как запечатал сердца иудеев. Это закон Всевышнего Аллаха в мироздании. Если кто-то возгордился над истиной, когда она явилась к нему, то его сердце портится в качестве наказания.
Такими же были неверные из числа курайшитов. Они сказали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

﴿قُلُوبُنَا فِي أَكِنَّةٍ مِّمَّا تَدْعُونَا إِلَيْهِ وَفِي آذَانِنَا وَقْرٌ وَمِن بَيْنِنَا وَبَيْنِكَ حِجَابٌ فَاعْمَلْ إِنَّنَا عَامِلُونَ ﴾


«Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой - завеса. Трудись же, и мы будем трудиться». (Сура Фуссылят, аят 5)
У всех неверующих один и тот же путь. Они оправдываются тем, что не понимают слова пророков. Означает ли это, что в словах пророков есть недостаток? Нет, но они не могут их воспринять, так как они не уверовали и отвернулись.

Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Люди джахилийи приводили в качестве оправдания то, что они не понимают того, к чему их призывают. Они не понимали, потому что не хотели ответить. Они не понимали, что доводы, с которыми пришли пророки перевешивают доводы многобожников. Всевышний Аллах послал пророков, для того чтобы донести до людей довод. Всевышний Аллах сказал:

﴿لِئَلاَّ يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ ﴾


«Дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха». (Сура ан-Ниса, аят 165)
А также:

﴿وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً ﴾


«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (Сура аль-Исра, аят 15)
Это совершенная справедливость и мудрость Всевышнего Аллаха, Который никого не наказывает, пока не предъявит довод. Поэтому Он отправил посланников, чтобы не было у людей довода после этого. Также Аллах вывел сынов Адама из спин их отцов, чтобы взять с них завет в том, что они не будут отвергать таухид. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُواْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ (172) أَوْ تَقُولُواْ إِنَّمَا أَشْرَكَ آبَاؤُنَا مِن قَبْلُ وَكُنَّا ذُرِّيَّةً مِّن بَعْدِهِمْ أَفَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ الْمُبْطِلُونَ ﴾


«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я - не ваш Господь?". Они сказали: "Да, мы свидетельствуем". Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: "Мы не знали этого". Или же не говорили: "Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?"». (Сура аль-А’раф, аяты 172-173)
Всевышний Аллах приводит людям доводы, доводы слышимые и видимые. А люди джахилийи оправдываются тем, что не понимают этих доводов. Они сказали:

﴿يَا شُعَيْبُ مَا نَفْقَهُ كَثِيرًا مِمَّا تَقُولُ﴾


«О Шу’айб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно». (Сура Худ, аят 91)
Всевышний Аллах сказал:

﴿وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَن يَفْقَهُوهُ ﴾


«Мы набросили на их сердца покрывала, дабы они не могли понять его (Коран)». (Сура аль-Исра, аят 46)
Понимание доводов бывает двух видов:
1 - Понимание смысла довода.
То есть кому-то предъявили довод и он понял его смысл. Такой довод обязательно должен быть предъявлен. Поэтому Всевышний Аллах посылал посланников, которые говорили на языке своего народа. Если к кому-то обратиться на незнакомом языке, это не считается предъявлением довода.
2 - Понимание, в результате которого человек отвечает на довод.
Такое понимание не является условием приведения довода. То есть многобожники поняли смысл доводов, однако не поняли, что эти доводы сильнее, чем их доводы. Они не поняли, что знание посланников перевешивает их знание. Второй вид понимания заставляет принять доводы и последовать за ними.
Поэтому Всевышний Аллах не принял отговорки многобожников, так как они поняли смысл доводов. Они отвернулись от истины и на них пал гнев Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَن يَفْقَهُوهُ ﴾


«Мы набросили на их сердца покрывала, дабы они не могли понять его (Коран)». (Сура аль-Исра, аят 46)
То есть они были лишены второго вида понимания. И вот так все группы многобожников всегда приводят такие отговорки, потому что не хотят признать, что они отвергли истину из-за упрямства.
Наши имамы говорят, что условием предъявления довода является понимание смысла. Далее шейх говорит: «И Всевышний Аллах вскрыл лживость их слов». Всевышний Аллах сказал, что они лжецы, потому что они поняли смысл доводов. Но на их сердцах завеса и они не смогли понять истину. В Коране Всевышний Аллах очень часто относит действия только к тем, кто действительно получил пользу. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنَّمَا تُنذِرُ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُم بِالغَيْبِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَمَن تَزَكَّى فَإِنَّمَا يَتَزَكَّى لِنَفْسِهِ ﴾


«Ты предостерегаешь только тех, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, и совершают намаз. Кто очищается, тот очищается во благо себе». (Сура Фатыр, аят 18)
Всевышний Аллах сообщил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) увещевал только тех, кто боится своего Господа. Но разве пророк (мир ему и благословение Аллаха) увещевал только их? То есть действие отнесено лишь к тем, кому оно принесло пользу.
Всевышний Аллах назвал многобожников лжецами. Они не понимают доводы, так как на их сердцах печать. А сердца запечатаны по причине неверия. Это справедливость и мудрость Всевышнего Аллаха.
Вопрос приведения и понимания довода разъяснен учеными в книгах. Понимание довода делится на две части, как мы сказали ранее. Мы это разъяснили, потому что сегодня некоторые люди, читая, что имамы сказали: «Понимание довода не является условием», - начинают возражать этому. Ученые имели в виду второй вид понимания, а не первый вид.
Это качество джахилийи проникло и в эту умму еще в прежние времена. Многие люди отвернули от Корана и Сунны, отвернулись от слов саляфов, и сказали, что не понимают этих слов. Они, подобно людям джахилийи, не понимают, что доводы Корана и Сунны сильнее, чем их собственные доводы. Но это не является для них оправданием.
Например, те, которые внесли нововведения в вопросы вероубеждения. Заблуждения в /акъиде/ могут быть неверием, а могут быть меньше этого. Эти люди оставили Коран, оставили Сунну, оставили слова сподвижников и взяли мнения людей. Более того, они придумали свои доводы и этими доводами стали возражать доводам Корана и Сунны. Например то, что совершил Джахм ибн Сафуан и после него му’тазилиты. Они придумали свои доводы и посчитали, что эти доводы сильнее, чем доводы Корана и Сунны. Они придумали довод, который назвали «воплощение явлений в телах». Когда Джахм ибн Сафуан хотел доказать некоторым людям существование Творца, он не сделал это с помощью Корана и Сунны, а решил придумать свой довод. Он сказал, что в каждом теле присутствует какое-то явление, независящее от самого тела. «Значит мы зависимы от кого-то, то есть зависимы от Творца», - сказал Он. Джахмиты стали отвергать всякие доводы, которые противоречат этому доводу. Они сказали: «Если ты скажешь, что у Аллаха есть милость, прощение, Он нисходит и так далее, то это тоже явление, а если это явление, значит Аллах - это тело и Он зависит от чего-то. Значит этих атрибутов нет». Вот так они начали отвергать атрибуты Всевышнего Аллаха. На основе таких мыслей отошли от прямого пути и му’тазилиты, и куллябиты, и матуридиты, и аш’ариты. Но этот довод ложный в самой своей основе. Когда приверженцы сунны приводят им доводы из Корана и Сунны в ответ на их лживые доводы, они отвечают: «Мы их не понимаем». Доводы Корана и Сунны ясные, но их сердца отвращены от этого.
Точно также, когда говоришь различным нововведенцам из числа суфиев, что их путь неправильный, что они делают нововведения, что нельзя следовать за путем, который противоречит Корану и Сунне, они говорят, что не понимают этих доводов. Они не понимают, что доводы Корана и Сунны сильнее, чем то, что рассказывают их шейхи. Поэтому их нельзя оправдать тем, что они не знают. Всевышний Аллах опровергает их оправдания также, как опроверг отговорки тех, которые были до них. Они слышат Коран, слышат Сунну, читают книги ученых, но все равно остаются на своих убеждениях.
Далее шейх сказал: «И Всевышний Аллах вскрыл лживость их слов, и разъяснил, что это происходит по причине того, что запечатаны их сердца, а сердца запечатаны по причине прояления ими неверия». Всевышний Аллах говорит:

﴿وَكَانُوا لَا يَسْتَطِيعُونَ سَمْعًا ﴾


«Они не могли слышать». (Сура аль-Кахф, аят 101)
То есть они слышали Коран и Сунну, но не извлекли пользы от этого слышания. Они не могут извлечь пользу, так как на их сердцах завеса по причине того, что они отвернулись. Каждый человек, который отварачивается от следования за истиной должен бояться, что будет наказан этим. Это величайшее наказание.
Если посмотреть сегодня на тех, кто противоречит истине, они все приводят в оправдание то, что им это непонятно. Это тоже самое, что делали люди джахилийи. Нет сомнения, что довод тех, которые унаследовали Книгу и Сунну, является самым ясным. Поэтому шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал про философов: «Им дан интеллект, но не дана его чистота. Им дано знание, но не дано понимание». Полезного понимания лишены многие люди. Человек должен отказаться от всего, что противоречит убеждениям саляфов и после этого придет понимание. Посмотри на имамов этой уммы, которые раскрыли свое сердце для правильного вероубеждения и для следования за посланником (мир ему и благословение Аллаха), по причине чего Аллах дал им особое понимание аятов и хадисов. Когда они говорят, мудрость изливается из их уст. Поэтому один из имамов сказал: «Кто сделал повелителем своей души Сунну, тот будет произносить мудрость».

Наши рекомендации