Социология как наука: объект и предмет социологии.
Социология как наука: объект и предмет социологии.
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.
Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.
Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество.
Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.
Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:
во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретныесоциальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни;
во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию;
в-третьих, социология исследует сущностьполитическихпроцессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;
в-четвертых, социология изучаетдуховную жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.
Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узко социальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находитсяцелостность, системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание начеловеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения.
Социология марксизма.
Марксистское направление в социологии связано с именем основоположника этого направления К. Маркса (1818-1883). В основе его теории лежит материалистическое понимание истории. Согласно Марксу в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная, а точнее экономическая деятельность. Она имеет название - способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производственные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.
На основе материалистического понимания истории Маркс создает теорию социальных систем. Он вводит новое понятие - общественно-экономическая формация. Общественная формация - это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов.
История человеческого общества, по Марксу, знала четыре общественно-экономические формации, а всего их пять. Первая формация - первобытнообщинная, вторая - рабовладельческая, третья - феодальная, четвертая - капиталистическая.
Пятая, еще не наступившая - коммунистическая, которая имеет две фазы - социализм и коммунизм. Смена общественно-экономических формаций представляет собой Марксову теорию социального развития. Цель социального развития - осуществление перехода к коммунистической формации. Именно на этой стадии человеческое общество перейдет от предыстории к подлинной истории. Смена общественно-экономических формаций закономерна. Причина этому в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Их взаимоотношения динамично и неустойчиво, т.к. орудия труда - главный содержательный элемент производительных сил - находится в постоянном развитии, продвигая тем самым по пути развития и работника с его навыками и умениями, и предмет труда. Однако производственные отношения менее динамичны и поступательны. В определенный момент они становятся тормозом развития производительных сил. Наступивший социальный кризис преодолевается революционным путем.
Теория социальных революций - одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. Устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на новый уровень, более высокой общественно-экономической формации. Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал, не боятся ее разрушительного действия.
К. Маркса считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи - за реформистский. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
Образование как социальный институт.
Социальный институт образования – это одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.
Признаки института образования:
1.установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни, форма
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правила учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Концепции Л. Козера
- обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
- социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
- социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Социальный контроль.
Социальный контроль' — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путем применения властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.
Социология как наука: объект и предмет социологии.
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.
Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.
Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество.
Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.
Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:
во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретныесоциальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни;
во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию;
в-третьих, социология исследует сущностьполитическихпроцессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;
в-четвертых, социология изучаетдуховную жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.
Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узко социальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находитсяцелостность, системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание начеловеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения.