Социология как наука: объект, предмет и методы социологии.

Социология как наука: объект, предмет и методы социологии.

Объект социологии.

Социология как наука возникла в середине XIX века.

Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.

Причины появления социологии:

-Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации. В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.

-Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).

-Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).

Источники социологии.

-Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…

-Философия.

-Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.

Предмет социологии.

Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.

Специфика предмета:

-Социология – это наука об обществе как социальной системе. Сферы общества: экономическая, культурная, политическая, социальная

-Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.

-Это наука о социальном поведении людей.

-Наука о социальных процессах и изменениях.

Методы социологии.

Это способы познания (3 группы методов).

1)Теоретические методы.

-Метод системного анализа.

-Метод структурного анализа.

-Метод функционального анализа.

-Метод типологизации, то есть по какому-то критерию характеризуем явление.

-Сравнительно-исторический метод.

2)Эмпирические методы, то есть практические.

-Опрос.

-Анализ документов.

-Наблюдение.

-Эксперимент.

-Экспертные оценки…

3)Математические методы.

-Статистические методы.

-Метод факторного анализа.

-Метод корреляции.

Структура и функции социологии. Социология и другие науки.

Структура социологии.

1)По характеру знаний:

-Теоретическая (изучает общество и выявляет объективные законы его развития).

-Эмпирическая социология (изучает общественное мнение).

2)По уровню знаний:

-Микросоциология (личности, малые группы изучает).

-Макросоциология (социальные институты и общество изучает).

-Мегасоциология (международные отношения и глобальные проблемы современности).

3)По содержанию: социальные системы, общества, личность, культуру, социальные организации, социальные институты, социальную стратификацию (деление на неравные слои), социальные нормы и социальный контроль, социальные конфликты, социальные реформы и революции.

Функции социологии.

-Теоретическая философия, то есть формулирование объективных законов социального развития.

-Информационная (перед референдумом 1993 года).

-Мировоззренческая (то есть формирование культуры мышления и выбора позиции).

-Прогностическая (прогноз кратковременный).

Социология и другие науки.

Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному:

-Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология).

-Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией…

-Функционально связана с логикой и языкознанием.

-Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)).

-Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.

-История и социология. История изучает события в хронологическом порядке (что, где, когда), а социология выявляет причинно-следственные связи (почему и как).

-Экономика изучает производственные отношения, а социология – социальные отношения (межличностные).

-Психология изучает чувства и эмоции людей, социология – ценностные ориентации.

-Право изучает нормы отношений между людьми, а социология изучает реальные отношения, реальные действия.

Позитивизм.

Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ).

Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог.

Основной вклад:

-Ввёл термин «социология».

-Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни;

-Рассматривал общество как сложную социальную систему;

-Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики);

-Основу общества составляет семья;

-Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.

Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог.

Основной вклад:

-Положил в основу социологии идею эволюции.

-Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов.

-Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции.

-Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей.

-Общество имеет 3 системы органов:

а) Поддерживающие (экономика);

б) Распределительная (социальная сфера);

в) Регулирующая (политическая сфера.

Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.

Марксизм.

Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно).

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс…

Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик.

Основной вклад:

-Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание).

-Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей.

-Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения.

-Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.

-Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.

Структурный функционализм.

-Считает, что общество функционально едино.

-Все общественные явления функциональны и необходимы.

-Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы.

-Условие выживания системы – равновесие.

-Развитие общества носит эволюционный характер.

Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).

Конфликтология.

-Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем.

-Конфликт выполняет позитивные функции.

-Форма регулирования конфликтов – демократическое общество.

Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.

Постмодернизм.

Разрабатывает концепции современных общественных систем:

-Постиндустриальное общество;

-Глобально общество;

-Коммуникативное общество.

Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер.

Особенности современной западной социологии:

-Развивается в двух обособленных руслах:

1)Академическая (теоретическая).

2)Прикладная (эмпирическая).

-Разделена на два уровня социологических обобщений:

1)Микросоциология.

2)Макросоциология.

-Представлена двумя методологическими основами:

1)Социоцентризм (предмет социологии – общество).

2)Человекоцентризм (предмет социологии – поведение).

-Имеет два непримиримых научных лагеря:

1)Эволюционизм.

2)Конфликтология.

-Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков).

-Связана с осознанием глобализации современного мира.

-Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам).

Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания.

Типы социальных системы.

По уровню системы:

-Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

-Макросистемы (об обществе в целом…).

-Мегасистемы (общепланетарная система).

По качеству:

-Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.

-Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.

-Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

По структуре:

-Гомогенные (однородные).

-Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

Типы обществ.

По способу производства.

-Первобытное общество.

-Рабовладельческое общество.

-Феодальное общество.

-Капиталистическое общество.

-Коммунистическое общество.

По цивилизационному критерию.

-Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).

-Индустриальные общества.

-Постиндустриальные общества.

По политическому критерию:

-Демократические общества.

-Авторитарные общества.

-Тоталитарные общества.

Религиозный критерий.

-Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.

-Мусульманские – суннитские и шиитские общества.

-Буддистские (буряты).

-Иудейские общества (евреи).

Личность как система.

Личность как система обладает следующими свойствами:

1) потребностью в информационном обмене с внешней социальной и предметной средой, поскольку личность представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои «входы и выходы» и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; личность является не только потребителем, но и источником информации;

2) определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять свою стабильность и в то же время совершенствоваться, изменяться;

3) наличием механизмов саморегуляции и адаптации, сохранения работоспособности при непредвиденных внутренних и внешних изменениях путем смены программ функционирования или поиска оптимальных состояний;

4) определенным внутренним равновесием – психологическим гомеостазисом, то есть стремлением к большей внутренней упорядоченности и гармоничности;

5) тенденцией к увеличению внутреннего напряжения, необходимого для взаимодействия с внешней средой или преодоления внутренних конфликтов;

6) уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение;

7) функционированием по принципу эквифинальности, согласно которому нет единственного наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей движения к намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества.

Системный подход к личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит, не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе.

Социальная мобильность.

Социальная мобильность –это всевозможные перемещения, переходы людей в обществе из одной социальной позиции в другую .

Типысоциальной мобильности. Различаю т вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность имеет место, когда индивид или группа перемещаются между стратами разных социальных

уровней . Здесь возможны два варианта: восходящая мобильность, то есть

социальное восхождение, и нисходящая мобильность – движение вниз по

иерархической лестнице социального успеха, или социальная деградация.

Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение

индивида или группы на одном и том же социальном уровне, внутри одно-

го слоя, без изменения статуса и престижа. Мобильность может быть индивидуальной (связана с переходами индивидов из одной общности в другую ) и групповой (осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами

критерии стратификации). Существует также различие между структур-

ной и неструктурной социальной мобильностью . Структурная мобильность относится к движениям, ставшим возможным благодаря фундаментальным изменениям в форме структуры занятости в рамках конкретного

общества; неструктурная мобильность – к любым движениям, которые не

предполагаю т таких изменений .

Функциисоциальной мобильности: - обеспечение стабильности общества, - обеспечение справедливости, когда выполнение наиболее важной

работы предоставляется наиболее способным людям.

Типы социальных процессов.

По содержанию социальные процессы бывают:

-Ассоциативные, объединяющие процессы.

-Диссоциативные (разъединяющие процессы).

По качеству:

-Процессы воспроизводства, то поддержания существующего.

-Это процессы развития, то есть качественного развития состояния.

-Трансформационные процессы, то есть переходные процессы.

По уровню системы социальные процессы бывают:

-Микропроцессы (на уровне личности: личностные, межличностные, групповые).

-Макропроцессы (на уровне большой группы).

-Мегапроцессы (общепланетарные).

По направленности социальные процессы бывают:

-Прогрессивные (развитие вперёд, к лучшему, к высшему, к инновационному);

-Регрессивные (назад, вспять, к более низкому уровню развитию).

-Стагнационные (застойные).

По степени управления процессы бывают:

-Целенаправленными.

-Стихийными.

-Естественно-историческими.

Все типы социальных процессов могут быть и позитивными, и негативными, функциональными и дисфункциональными.

В целом социальные процессы представляют собой динамику развития социальных феноменов (явлений).

Социальные конфликты.

Социальный конфликт – это столкновение людей или социальных групп с разными (можно даже сказать, противоположными) интересами, взглядами, ценностями, потребностями.

Природа конфликта или общие универсальные причины любого конфликта.

Природа конфликта.

-Это само социальное развитие. Не может быть всё и всегда гладко и хорошо, невозможно без конфликтов.

-Неравное положение людей (очень серьёзное основание, почему мы изучаем социальную стратификацию).

-Несовместимость претензий.

-Неумение вовремя снимать противоречия (именно снимать, а не разрешать – так в философии принято).

Структура конфликта.

-Участники конфликта.

-Предмет конфликта.

-Конфликтное поведение, конфликтное взаимодействие.

-Условия протекания конфликта (они либо усиливают, либо ослабляют конфликты).

-Последствия разрешения конфликта.

Типы социальных конфликтов.

По сферам конфликты бывают:

-Политические.

-Экономические.

-Идеологические.

-Религиозные.

-Этнические

-И много разных других.

По уровню: мегаконфликты, макроконфликты, мезаконфликты и микроконфликты.

Любые конфликты могут быть антагонистическими (то есть враждебными, непримиримыми) и неантагонистическими (то есть конфликты цели). Любые конфликты могут быть позитивными и негативными, большими и малыми, объективными и искусственными и явными и латентными (скрытыми).

Функции конфликтов:

Позитивные функции:

-Выявление назревших проблем.

-Стимулирование активности.

-Усиление сплочённости.

-Разрядка психической напряжённости.

-Ускорение социальных перемен.

Негативные функции:

-Ухудшение социального климата.

-Уменьшение сотрудничества.

-Конфронтация (противостояние).

-Приведение к растерянности, агрессивности и даже суициду.

Механизм развёртывания конфликта: все конфликты развёртываются по числу участников или по количеству проблем (напластование).

Этапы протекания конфликтов:

-Возникновение конфликта.

-Поляризация сил (как бы раскол на сторонников и противников).

-«Растягивание» конфликта (когда каждая сторона тянет на себя).

-Экстремизация конфликта (если сторона ни одна не перетягивает, это стремление к крайним мерам).

-Невротизация конфликта (истерика).

-Социальный пессимизм, отчаяние. Силы на исходе и человек успокаивается.

-Бунт. Человек встаёт и с новой силой кидается.

Решение конфликтов.

Решение конфликтов (или сам конфликт) должно восприниматься как превращение конфликта в нераскрытую возможность.

Для решения конфликта необходимо:

-Во-первых, выбрать подход:

а) Разрешить конфликт.

б) Отказаться от конфликта.

в) Доисследовать ситуацию.

г) Усложнить ситуацию.

-Для решения конфликтов необходимо использовать метод циклов:

а) Анализ и оценка ситуации (не рубить с плеча).

б) Разработка альтернатив.

в) Принятие решения.

г) Выполнение решения.

д) Оценка результатов.

-Использование разных форм. Формы:

а) Переговоры.

б) Насилие.

в) Возмездие.

-Способы решения конфликта:

а) Контроль эмоциональной сферы.

б) Использование разума и использование интуиции.

-Использовать приёмы решения конфликтов. Приёмы конфликтов:

а) Выиграть-выиграть, то есть учесть нужды каждого.

б) Приём творчества. То есть превратить проблему в возможность открыть что-то новое.

в) Оптимальное самоутверждение, то есть нападать на проблему, а не на личность.

г) Нейтрализация борьбы за власть. Не должно быть в конфликте «ты начальник, я дурак». Даже с ребёнком.

Социальные кризисы.

Социальный кризис – это острейшая форма проявления социального противоречия когда разрушается социальная стабильность, связи и наступает упадок, социальная система выходит из равновесия и её функционирование становится невозможным.

Объективная сторона кризиса – это противоречия, а субъективная сторона – это осознание социальной ситуации как критической.

Динамика кризиса.

1 этап. Оживление социальных сил.

2 этап. Брожение социальных сил.

3 этап. Объединение социальных сил.

4 этап. Подъём социальных сил.

5 этап. Натиск.

Функции социальных кризисов:

-Обнаружение противоречий.

-Обострение противоречий.

-Ликвидация отжившего.

-Ускорение развития.

Типы социальных кризисов.

По механизму действия.

-Перманентными (постоянными).

-Периодические.

-Хронические.

-Конъюнктурные (то есть спроса и производства).

-Структурные (в какой-то сфере).

По сферам проявления:

-Политический (парламентский, конституционный…).

-Экономический (финансовый, банковский, кризис перепроизводства или недопроизводства…).

-Социальные кризисы (кризис семьи).

-Кризис здравоохранения.

-Кризис воспитания.

-Кризис в сфере образования.

По уровню кризисы бывают от микрокризисах (от внутриличностных) до мегакризиса, есть ещё макрокризисы.

Основные способы разрешения кризисов: реформы, революции и террор.

Социальные революции.

Революция (латинский) – переворот.

Социальная революция – это глубокое скачкообразное качественное изменение всего общества (именно всего, а не какой-то стороны).

Особенности революций:

Революции – это всегда насилие, но это насилие может осуществляться двумя путями: мирными (какие-то кардинальные реформы как в России в 90-х годах XX века (в науке ещё рефолюцией называется) или выборы – в Чехословакии в 1948 году и в конце 70-х годов, бархатная революция – избрали снова капиталистическое правительство) и немирными (вооружённое восстание 1917 года, гражданская война, партизанская война – Фидель Кастро на Кубе) путями.

Типы социальных революций:

-Буржуазные революции XVII-XVIII век (Голландия. Великобритания, США).

-Буржуазно-демократические XIX века.

-Социалистические революции (Франция – конец XIX века, XX век в России).

-Колониальные революции, которые привели к флаговой независимости от метрополии.

-Национальные революции, то есть развитие колониальных революций.

-Антифашистские революции.

-40-60-е годы антидиктаторские революции.

-1978 год в Иране исламская революция, которая была возглавлена священнослужителями (были запрещены шахматы).

-Мирные, бархатные, цветные революции (революция красных роз в Грузии, оранжевая или каштановая революции в Украине…).

Социология как наука: объект, предмет и методы социологии.

Объект социологии.

Социология как наука возникла в середине XIX века.

Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.

Причины появления социологии:

-Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации. В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.

-Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).

-Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).

Источники социологии.

-Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…

-Философия.

-Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.

Предмет социологии.

Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.

Специфика предмета:

-Социология – это наука об обществе как социальной системе. Сферы общества: экономическая, культурная, политическая, социальная

-Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.

-Это наука о социальном поведении людей.

-Наука о социальных процессах и изменениях.

Методы социологии.

Это способы познания (3 группы методов).

1)Теоретические методы.

-Метод системного анализа.

-Метод структурного анализа.

-Метод функционального анализа.

-Метод типологизации, то есть по какому-то критерию характеризуем явление.

-Сравнительно-исторический метод.

2)Эмпирические методы, то есть практические.

-Опрос.

-Анализ документов.

-Наблюдение.

-Эксперимент.

-Экспертные оценки…

3)Математические методы.

-Статистические методы.

-Метод факторного анализа.

-Метод корреляции.

Наши рекомендации