Социология как наука. Объект, предмет и функции социологии.

Социология как наука. Объект, предмет и функции социологии.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине 19 в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и означает «наука об обществе»

Социология имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологии является общество. Предметом исследования социологии являются законы общественного развития.

Функции социологии:

· Теоретико-познавательная функция обеспечивает расширение знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования.

· Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества.

· Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры.

· Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие.

· Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа.

· Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности.

Понимающая социология» М. Вебера

Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др.

Предметом "понимающей социологии" становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких формах, главной из которых является целерациональное действие. Последнее, по Веберу, направлено на достижение осозноваемых личностью целей; для этого используются адекватные средства, то есть те, что признаются необходимыми действующими индивидом. Чем менее рационально действие, тем оно менее понятно. Поэтому целерациональное действие — это основной идеальный тип, а убывание рациональности есть отклонение от него.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М.Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.

Социология как наука. Объект, предмет и функции социологии.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине 19 в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и означает «наука об обществе»

Социология имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологии является общество. Предметом исследования социологии являются законы общественного развития.

Функции социологии:

· Теоретико-познавательная функция обеспечивает расширение знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования.

· Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества.

· Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры.

· Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие.

· Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа.

· Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности.

Наши рекомендации