Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.

Социология.

1. Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.

2. Понятие об обществе как системном образовании. Важнейшие подсистемы общества.

3. Модель устойчивого развития белорусского социума. Проблема среднего класса в современном постсоветском обществе.

4. Понятие социальной структуры и стратификации.

5. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М.Вебер, П.Сорокин) их основные различия.

6. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации (Т.Парсонс, М.Вебер, К.Маркс)

7. Исторические системы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Многообразие моделей стратификации.

8. Понятие и виды социальной мобильности. Маргиналы.

9. Понятие и основные характеристики категорий «Социальной общность» и «Социальная группа».

10. Понятие и основные характеристики категорий «социальный класс» и «Социальный слой». Процедура формирования многомерных слоев.

11. Понятие и основные характеристики категорий «социальный статус» и «социальная роль».

12. Социальная структура современного белорусского общества.

13. Модели социодинамики общественного развития. Понятие социального развития. Развитие и прогресс.

14. Кризис как стадия развития социальных систем. Признаки и типология кризиса.

15. Понятие дисфункции (Р. Мертон)

16. Особенности социального управления и содержание социальной политики в РБ.

17. Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг.

18. Понятие семьи как института и как социальной группы.

19. Структура и социальные функции семьи.

20. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.

21. Классификация семей как форм организации социального взаимодействия.

22. Тендерные исследования в современной социологии.

23. Современная семья в социуме. Общие социально-демографические характеристики населения Земли.

24. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь, пути ее улучшения.

25. Религия как тип мировоззрения. Основные подходы к определению религии.

26. Основные структурные элементы религии.

27. Основные социальные функции религии.

28. Основные типы религиозных организаций на современном этапе.

29. Секулятизация и сакрализация в современном обществе.

30. Конфессиональное разнообразие современной Беларуси. Понятие религиозности, тенденции в современном обществе.

31. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности.

32. Методы сбора первичной социологической информации. Виды социологических исследований.

33. Программа социологического исследования.

34. Понятие выборочной и генеральной совокупности. Репрезентативность выборочной совокупности.

35. Социологическая экспертиза как метод выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития общества.

Социология

Модель устойчивого развития белорусского социума. Проблема среднего класса в современном постсоветском обществе.

Определение моделей развит бел социума президента рб определил следующие задачи:

· структурная модернизация экономики,

· ликвидация диспозиций во внешней торговле

· раскрепощенность труда, дисциплина и

· создание благоприятного бизнеса.

термин «белорусская модель соц ориентир. экономикипоявился 2001 году ее основным чертам относятся: значительное регулирование роли государства, принцип постепенности преобразований, сильная государственная власть, четкая система законодательства, социальная направленность реформ, интеграция со странами на постсоветском пространстве .

Исторические системы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Многообразие моделей стратификации.

Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии. - student2.ru

По степени организации

-формальные- действует и возникает на основе официальных документов (устав, положение, кодекс)

-неформальные- регулируются традиции, интересами, личной не заинтересованностью.

Социология.

1. Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.

2. Понятие об обществе как системном образовании. Важнейшие подсистемы общества.

3. Модель устойчивого развития белорусского социума. Проблема среднего класса в современном постсоветском обществе.

4. Понятие социальной структуры и стратификации.

5. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М.Вебер, П.Сорокин) их основные различия.

6. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации (Т.Парсонс, М.Вебер, К.Маркс)

7. Исторические системы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Многообразие моделей стратификации.

8. Понятие и виды социальной мобильности. Маргиналы.

9. Понятие и основные характеристики категорий «Социальной общность» и «Социальная группа».

10. Понятие и основные характеристики категорий «социальный класс» и «Социальный слой». Процедура формирования многомерных слоев.

11. Понятие и основные характеристики категорий «социальный статус» и «социальная роль».

12. Социальная структура современного белорусского общества.

13. Модели социодинамики общественного развития. Понятие социального развития. Развитие и прогресс.

14. Кризис как стадия развития социальных систем. Признаки и типология кризиса.

15. Понятие дисфункции (Р. Мертон)

16. Особенности социального управления и содержание социальной политики в РБ.

17. Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг.

18. Понятие семьи как института и как социальной группы.

19. Структура и социальные функции семьи.

20. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.

21. Классификация семей как форм организации социального взаимодействия.

22. Тендерные исследования в современной социологии.

23. Современная семья в социуме. Общие социально-демографические характеристики населения Земли.

24. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь, пути ее улучшения.

25. Религия как тип мировоззрения. Основные подходы к определению религии.

26. Основные структурные элементы религии.

27. Основные социальные функции религии.

28. Основные типы религиозных организаций на современном этапе.

29. Секулятизация и сакрализация в современном обществе.

30. Конфессиональное разнообразие современной Беларуси. Понятие религиозности, тенденции в современном обществе.

31. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности.

32. Методы сбора первичной социологической информации. Виды социологических исследований.

33. Программа социологического исследования.

34. Понятие выборочной и генеральной совокупности. Репрезентативность выборочной совокупности.

35. Социологическая экспертиза как метод выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития общества.

Социология

Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.

Социология как наука происходит из 2 слов: общества и науки.

Социология –это наука об особенностях, тенденциях, закономерностях развития различных социальных системах, о механизмах и формах проявления в действиях личности социальных групп общества в целом совокупность опред. социальных отношений о опред исторических условиях.Метод– это правила и процедуры с помощью которых устонавливается связь между фактами, гипотезами, теориями.

В социологии широко используются ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ – это анализ и синтез, обстрогирование и обобщение. Однако используются спец. социологич методы: 1-Структурно-функциональный анализ (изучение соц структуры с позиции выполняемых ими функций). 2-Сравнительный метод (осущ представление). 3-Метод инвариантности (стремление определить движение соц событий в качестве безальтернативного развития). 4-Метод прикладной социологии(опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент).

Связь социологии с другими науками:

С ФИЛОСОФИЕЙ (соц использует его понятийный аппарат)

С политологией (совметный анализ политич событий),

с ИСТОРИЕЙ (изучение исторических фактов и реакций индивидов),

с ТОЧНЫМИ НАУКАМИ (поэтому бел. Исследователи и в частности Елсуков утверждает, что социология – двойственная – это проявляется в одновременном использовании методов как точных наук так и гуманитарных).

В социологии использ матем методы статистики и анализа.

Объектом соц яв-ся – общество, однако социология изучает не только общество, а соц аспекты общест бытия, поэтому ее ПРЕДМЕТОМ яв-ся исслед взаимодействие личностей и соц групп во взаимозависимости и в опред условиях существования.

2 уровня социологии: 1-Теоретический( предположения, гипотезы и концепции)2-прикладной(осущ проведение социсследований)

выделяют следующие функции соц:гносеологическая( познават) изучение социологических реальностей ,прогностическая(она реализуется в прогнозировании событий ),организационно-управленческая (она реализуется в разработке противоречий по трансформации общества),воспитательная (реализуется развитие гражданских самосозд личности).

2. Понятие об обществе как системном образовании. Важнейшие подсистемы общества.

Система- это множество элементов которые находятся в определенном отношении связаны между собой и образуют определенную целостность (единство)

Общества состоит из:политической подсистемы, соц подсистемы, экономической и духовной.

Общество - это исторически развивающееся целостная система отношений и взаимодействий между общественными организациями, которая складывается, изменяется в совместной деятельности человека.

Компоненты общества:

· индивиды,

· социальные статусы и

· социальные роли,

· этнич и

· территор общности,

· социальное взаимодействие людей.

Наши рекомендации