Социология как наука. Объект и предмет социологии. Структура и уровни социологического знания.

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Социологические концепции О.Конта и Г.Спенсера.

Социологиеский позитивизм О.Конта и Г.Спенсера.
Социолгия как наука начала формироваться в 30-40 годы 19 века.
Теоретические предпосылки.
Личное влияние Сен-Симона. Влияние таких наук, как статистика, антропология, этнография.
Позитивизм – направление, которое считало, что общество надо изучать методами точных и естественных наук.
О.Конт. Является основателем социологической науки.
Заслуга: создание позитивизма.
Позитивизм:
1.Соц статика (с порядка). Должна изучать структура и элементы.
2.Соц динамика (теория развития).
С его точки зрения, интеллектуальная эволюция человечества делится на три стадии: 1) теологическая (или фиктивная), когда люди объясняют окружающий мир посредством сверхъестественных факторов; 2) метафизическая, в этом случае люди руководствуются абстрактными умозаключениями; 3) позитивная, где действует правило постоянного подчинения воображения наблюдению Конт считал, что основу общества образует всеобщее согласие.
Контовский позитивизм отвергал веру в неизбежность судьбы и утверждал, что человек может и должен видоизменять внешний порядок во имя всеобщего блага: «прогресс есть только развитие порядка».
В качестве «крестного отца» социологии, очистившего ее от флера контовского утопизма и укрепившего ее научный статус, выступил другой британский исследовательГ. Спенсер.
Являясь сторонником позитивизма, он многое сделал для развития этого направления. Так, именно он положил начало органической школе в социологии. Сравнивая общество с индивидуальным биологическим организмом, он пришел к выводу, что любой общественный организм представляет собой своеобразный слепок человеческого тела - взаимозависимую систему, состоящую из трех частей: производящей; распределительной, включающей пути сообщения, транспорт, торговлю и т.п.; регулятивной (управленческой).
Заимоствовал у Дарвина 2 идеи:
1.Понимание общества как организма.
2.Идея эволюции.
Всех больных и слабых редлагал уничтожать.
Говорил: «В обществе, как и в природе действует закон борьбы за существование».
Ввел из естественных наук в социологию след понятия: 1.Система. 2. Структура. 3. Функция. 4. Социальный институт (6 типов.) и рассмотрел их в развитии (промышленный, профессиональный, политический, церковный, обрядовый, домашний).
Спенсер способствовал проникновению в науку эволюционизма, что послужило основой для открытия единства законов истории природы и истории человека.

Эмпирическая социология XX века(Западная Европа, США).

Эмпирическая социология – исследования, связанные со сбором и анализом конкретных социальных факторов и использованием специальных методов (Опроса, наблюдение, эксперимент)
Основы эмпирической социологии были заложены Кетле, который открыл ряд статистических закономерностей общественной жизни.
Кетле изучал корреляции между видами преступлений и демографическими характеристиками преступников.
Кетле сформулировал идею среднего человека
Эмпирическая линия возобладала в западной социологии, и ее творцы сумели убедительно продемонстрироватьчто интересы социологии находятся в области поведения людей, ключ к которому кроется в системе ценностей. Ведь изучение отношений между людьми в группе непосредственного общения, характера ценностных ориентаций, господствующих в группе, позволяет прогнозировать направленность деятельности индивида. В то же время некоторые сторонники этого направления пытались представить эмпирическую социологию синонимом социологии вообще.
С обоснованной критикой «унылого эмпиризма» выступили многие видные специалисты. Одним из тех, кто стремился преодолеть «разрыв» между социологической теорией и практикой, был австрийско-американский ученый Пауль Лазарсфельд разрабатывавший проблемы методологии применения математических методов в социологических исследованиях.

Англ предприниматель: Ч. Буту.
Изучал городское население, структуру занятости, условия труда, издал 17 томов под названием «Жизнь и труд людей в Лондоне».

Основные направления теоретической социологии XX века.(Западная Европа, США).

Чикагская школа. Ее характерными чертами были: разнообразие концептуальных построений, разработка социологических обоснований необходимости социальных изменений, направленных на улучшение жизнедеятельности людей.
Первой заявкой на лидерство Чикагской школы в социологии была работа Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. («Польский крестьянин в Европе и Америке»)
Согласно У.Томасу, понятие социальной ситуации включает в себя три взаимосвязанных элемента:
1. объективные условия (социальные нормы и ценности),
2. установки индивида и группы,
3. определение ситуации действующим лицом.
В свою очередь Ф. Знанецкий выдвинул необходимое для социолога требование – учитывать так называемый человеческий коэффициент, принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ее.
Творчество У.Томаса и Ф. Знанецкого придало импульс становлению гуманистического направления в теоретико-эмпирической социологии, противостоявшего преобладавшей в то время позитивистско - натуралистической тенденции в социологической теории и методологии.
Другой основатель Чикагской школы Роберт Э.Парк
Считается создателем социально-экологического направления. С его точки зрения, социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе социальных изменений от конфликта к согласию. Общество трактовалось им как “глубоко биологический феномен”, он полагал, что социальная эволюция последовательно проходит четыре стадии, соответственно любой социальный организм переживает четыре порядка.
Социальная эволюция (по Р.Парку)
Порядок
Общая характеристика порядка
Эволюция

1) Экологический результат пространственного, физического взаимодействия индивидов как “социальных атомов” Биотический
уровень
2) Экономический продукт торговли и обмена
3) Политический контроль и регуляция конфликтов для установления социальной солидарности Социальный
уровень
4) Культурный
“иго традиции” (нравы, обычаи и др.)

Ученик Р.Парка Эрнст Берджесс в рамках программы по изучению городской жизни Чикаго выдвинул гипотезу “концентрических зон”, описывающую механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и локальных сообществ (определенных групп жителей). В каждой зоне сосредоточены те или иные экономические и жилые структуры. К числу основных зон относятся: центральный деловой район, смешанная зона (жилые дома и коммерческие предприятия), рабочий район, жилая зона представителей среднего класса, привилегированная зона и др. Эта модель была выстроена Берджессом в результате обобщения данных картографического обследования Чикаго.
Социально-экологические изыскания Парка и Берджесса способствовали конституированию инвайронментальной социологии, изучающей универсальные связи социальной системы и экосистемы, механизмы их оптимизации, и распространению эмпирических социологических исследований.
Элтон Мэйо - основоположник американской индустриальной социологии и теории человеческих отношений.Э. Мэйо, изучая влияние условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства на повышение производительности труда на промышленных предприятиях близ Чикаго.
В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие положения:
1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения;
2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.
Интегральная социология. Заметную роль в процессе «восстановления в правах» теоретической социологии суждено было сыграть Питириму Сорокину. Доказал на американском материале, что демократическому обществу присуща большая интенсивность вертикальной социальной мобильности.
Позднее спектр интересов П.А. Сорокина переместился в сферу социокультурной проблематики. Он исходил из того, что общество можно понять лишь сквозь призму культуры, через систему значений, норм и ценностей.
Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде `Система социологии` он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.
Структурно-функциональное направление
Толкотт Парсонс. Опираясь на достижения классической социологии (М.Вебера, Э.Дюркгейма) и современных наук (кибернетики), исследователь поставил своей целью разработать аналитическую логико-дедуктивную теорию человеческого действия как основу решения частных эмпирических задач.
Функциональные потребности социальной системы (по Т.Парсонсу)
Функция Содержание функции Институты реализации
Адаптация приспособление к внутренней ситуации и к внешней среде экономика
Целедостижение постановка задач, стоящих перед системой политические учреждения
Интеграция
поддержание внутреннего порядка
право и обычаи

Латентная согласование мотивации личности с целями и ценностями общества религия, семья, школа
Конфликтологическая парадигма возникла во многом благодаря полемике со сторонниками структурного функционализма. В творчестве американского социолога Льюиса Козера (р.1913) представлена функционалистская модификация теории социального конфликта. Под конфликтом он понимал борьбу за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении. В своей основной работе «Основы конфликта» он указывал: «В социальных структурах, обеспечивающих значительные возможности социальной мобильности, стремление низшего слоя к образу высшего так же вероятно, как и обоюдная враждебность.
Иную версию концепции конфликта можно обнаружить в сочинениях немецко-британского ученого Ральфа Дарендорфа- конфликт есть результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, поэтому социум находится в состоянии перманентного конфликта
Основатели Франкфуртской школыМакс Хоркхаймер (1895-1973) и Теодор Адорно (1903-1969) в книге «Диалектика просвещения» (1947) ярко и образно доказывали, что «конец» индивида в позднебуржуазном обществе связан с особо изощренным манипулированием людьми: средствами массового искусства формируется особая разновидность конформистского сознания, не выходящего за рамки сложившихся культурных клише. Они сделали знаменательный вывод: «Дурная любовь народа ко всему тому, что учиняют над ним, во многих случаях даже опережает изобретательность правящих инстанций».

Выделяют понятия открытого и закрытого общества. Эти понятия были введены К. Поппером, чтобы описать культурно-исторические и политические системы, которые были характерны для различных обществ на определенных этапах развития.

Закрытое общество в социологии – это такой тип общества, который можно охарактеризовать статичной социальной структурой, низкой мобильностью, редкими внедрениями инноваций, традиционализмом устройства и идеологии. В таком обществе большинство его членов охотно признают ценности, которые им предназначены. Как правило, это тоталитарные или авторитарные общества.

Открытое общество в социологии – это тип общества, который характеризуется динамичной структурой, высокой мобильностью, критицизмом, стремлением к инновациям, индивидуализмом и плюралистической идеологией. В таком обществе человек может сам выбирать нравственные и мировоззренческие ценности. В нем нет единой государственной идеологии, а конституция гарантирует свободу личности. Это демократические общества.

Социальное действие.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения. Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств - цели и характеру объекта. Вдинамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всеобщая функциональная формула действия": потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов. Стимулы- дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.

1.Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида. Сюда входят, прежде всего,мотивы обеспечения жизненных благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.

2.Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".

3.Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий - это множественность и иерархичностьмотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Метод наблюдения

Наблюдение – метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Обычно используется в комплексе с другими методами сбора социологической информации на разных этапах реализации исследовательских планов, но применяется и как самостоятельный. Широко применяется метод наблюдения в монографических исследованиях (case study). К исследованиям такого рода требования репрезентативности, как правило, не предъявляются.

Выбор наблюдения в качестве метода сбора социологической информации является целесообразным:

· на стадии «разведки», т.е. на подготовительном этапе исследования, когда выделяются особенности изучаемого объекта;

· в лабораторных экспериментах, если объект исследования локализован и невелик;

· как самодовлеющий метод наблюдения в относительно узких по объему монографических исследованиях;

· традиционно – в качестве дополнительного метода сбора социологической информации. Использование наблюдения в комплексе с другими методами позволяет повышать обоснованность интерпретации полученных данных, создает возможность более «широкого» взгляда на проблему.

Достоинствами наблюдения являются отсутствие опосредующих звеньев между субъектом и объектом исследования и наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом.

К недостаткам наблюдения относятся возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий, невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующей изучаемый процесс, трудности, связанные с адекватным описанием изучаемых явлений, невозможность полностью избежать субъективизма в подходе.

Выбирая наблюдение в качестве метода сбора социологической информации, исследователь должен ответить на три вопроса: «Что наблюдать?», «Как наблюдать, чтобы не влиять на ход событий?», «Как вести записи?».

В литературе выделяются следующие основания для классификации наблюдения:

1. По степени формализации процедуры наблюдение делится на стандартизированные и нестандартизированные. Наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследования, сосредоточивая на них свое внимание, называется стандартизированным. Нестандартизированное наблюдение - вид сбора информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению. Оно чаще всего используется в начале исследования с целью уяснения проблемной ситуации.

2. В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключенное и включенное наблюдение. При невключенном исследователь находится вне изучаемого объекта, «не включаясь» в ход событий и не задавая вопросов. Применяется для описания социальной атмосферы, в которой проходит интересующее социолога событие. С помощью невключенного наблюдения фиксируют акты открытого поведения. Факт присутствия наблюдателя может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения. В этом основной недостаток данного вида наблюдения. Включенное - это наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на открытое (коллективу известны цели и задачи исследователя) и скрытое (инкогнито).

3. По условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Лабораторное наблюдение - вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации.

4. По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные.

Пример наблюдения из школьной практики - так называемые «открытые уроки», когда в классе присутствуют представители администрации, коллеги-учителя или родители, которые, наблюдая, оценивают урок. Но здесь наблюдение редко имеет социологическую направленность. К тому же реальная практика открытых уроков может смещать достоверность оценок, полученных таким образом.

Анализ документов

Анализ документов – один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном виде, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д.

Ценность этого метода заключается в том, что потоки документальной информации разного рода пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Какие бы социальные процессы или явления ни изучал социолог, он не может составить о них целостное, комплексное представление, не обратившись к анализу документальных источников.

Метод анализа документов используется в социологии как самостоятельный. В этом случае применяются методики изучения «жизненных историй», автобиографий, техники «жизненных воспоминаний», «сообщения о процессе малых групп» и пр. В комплексе с другими методами сбора социологической информации анализ документов используется при разработке и проверке гипотезы исследования, определении целей и задач исследования, в случае необходимости – для углубления знаний об объекте и предмете изучения, в качестве иллюстративного материала к основному методу сбора информации.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования – это не отдельный метод сбора социологической информации. Специально выделить их в отдельную группу можно по принципу специфики предмета исследования (потребительское поведение людей).

Маркетинговые исследования - это исследования рынка, способствующие обеспечению фирмы (как правило, торгующей или производящей, т.е. нуждающейся в изучении потребительского рынка) информацией для того, чтобы она могла принимать более обоснованные экономические решения.

Понятие и виды малых групп

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.

Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных.

В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.

Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.

Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек.

В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, иестественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение группформальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать

Наши рекомендации