Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Термин социологияпроисходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «учение».

Появилась в первой половине 19 века, ее основателем является французский философ Огюст Конт. в 1839г. вышла его работа – курс позитивной философии.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки. Объектом социологии является общество, как особая часть мира, существующая и развивающаяся по общим и специфическим законам. Наука исследует все общество как единый организм. Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предмет социологии – это явления и процессы, происходящие в обществе, закономерности его развития, пути, методы и формы их реализации.

Можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 2) социальные факты(Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (марксизм).

Основные компоненты социологии: фундаментальная социология (ориентированная на исследование общества в целях получения теоретического знания), прикладная социология (для исследования область, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения практических задач общества), социальная инженерия.

Центральной категорией социологии выступает социальное (основные: с.группы, с. Институты, с поведение, с.роль, с.статус)

Социология – это наука изучающая общество как особую часть мира, а также явление, закономерности и процессы происходящие в нём.

Социальные законы регулируют поведение людей, их групп, определяют отношения м/д личностями и общностями, и проявляются в деятельности людей и общностей. Социологические законы - законы, выявляющие внутреннюю связь между явлениями в социальных системах. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. К числу социальных законов относят: з-н стратификации, з-н интеграции (объединение людей во время катастрофы, войн) , з-н социализации (освоение норм). Общие (или общесоциологические) законы, которые проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирование всего общества. Например, закон социализации, закон общественного разделения труда, закон социальной гармонии, закон стоимости и т.д. Специфические (или особенные) законы, действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами. Например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, классовой борьбы и т.д. Частные (или частносоциологические) законы, действующие на протяжении времени существования какой-либо общественной системы или социально-экономической формации и характеризующие функционирование отдельных элементов социальной сферы (социальных общностей, классов, групп и т.д.) в их взаимосвязи с обществом.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах: когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий; когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса. Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках.

Причины и последствия социальной мобильности.

Первая причина заключается в том, что социальные изменения, происходящие в обществе с течением времени, видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние.

Вторая причина состоит в естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Последствия

- Статусная нестабильность.

Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться на более высокую социальную позицию, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя. Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что будут пытаться находить утешение в алкоголе, наркотиках, сексе или других развлечениях.

- Напряжение при принятии новых социальных ролей.

Восходящая вертикальная мобильность приводит не только к получению новых благ, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность.

- Разрыв связей в первичных группах.

Нередко первичные группы распадаются именно по причине социальной мобильности своих членов. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители.

Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества. Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие индивидуальных дарований. о высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения.

Социальный фактор

Негативные факторы среды формирования личности: а) проблемы семьи б) безнравственная обстановка в семье: пьянство;

в) негативные факторы семьи, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательное отношение к дому, семье.

Педагогический фактор

Недостатки в воспитании ребенка, подростка. а) ошибки семейного воспитания; в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе; г) негативные нравственные ориентиры воспитания; д) привитие ребенку, подростку определенных негативных моделей жизни и

Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся: » общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.); » характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессионалвной группе, референтная группа); » микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди). Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Такое состояние общества когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности, потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого интервьюером. Роль интервьюера — как минимум озвучивание вопросов анкеты.

Социологический эксперимент.Эффективным методом сбора первичной социологической информации является эксперимент. Он позволяет получить уникальную информацию, добыть которую другими методами невозможно. В эксперименте определенная группа помещается в необычную экспериментальную ситуацию, то есть подвергается воздействию какого-либо фактора с тем, чтобы проследить направление, величину и устойчивость интересующих социолога характеристик.

Эксперименты в социологии можно классифицировать. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты могут быть: полевыми и лабораторными.

Социологический эксперимент – метод социологического познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание.

Классическим полевым социологическим экспериментом является проведение под руководством Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924 – 1932 годах на Хотторнских предприятиях близ г. Чикаго (США).

При изучении проблем прикладной социологии необходимо помнить, что эмпирическое исследование является лишь средством, призванным обеспечить фактуальную базу, основу теоретического поиска.

Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Термин социологияпроисходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «учение».

Появилась в первой половине 19 века, ее основателем является французский философ Огюст Конт. в 1839г. вышла его работа – курс позитивной философии.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки. Объектом социологии является общество, как особая часть мира, существующая и развивающаяся по общим и специфическим законам. Наука исследует все общество как единый организм. Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предмет социологии – это явления и процессы, происходящие в обществе, закономерности его развития, пути, методы и формы их реализации.

Можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 2) социальные факты(Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (марксизм).

Основные компоненты социологии: фундаментальная социология (ориентированная на исследование общества в целях получения теоретического знания), прикладная социология (для исследования область, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения практических задач общества), социальная инженерия.

Центральной категорией социологии выступает социальное (основные: с.группы, с. Институты, с поведение, с.роль, с.статус)

Социология – это наука изучающая общество как особую часть мира, а также явление, закономерности и процессы происходящие в нём.

Социальные законы регулируют поведение людей, их групп, определяют отношения м/д личностями и общностями, и проявляются в деятельности людей и общностей. Социологические законы - законы, выявляющие внутреннюю связь между явлениями в социальных системах. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. К числу социальных законов относят: з-н стратификации, з-н интеграции (объединение людей во время катастрофы, войн) , з-н социализации (освоение норм). Общие (или общесоциологические) законы, которые проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирование всего общества. Например, закон социализации, закон общественного разделения труда, закон социальной гармонии, закон стоимости и т.д. Специфические (или особенные) законы, действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами. Например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, классовой борьбы и т.д. Частные (или частносоциологические) законы, действующие на протяжении времени существования какой-либо общественной системы или социально-экономической формации и характеризующие функционирование отдельных элементов социальной сферы (социальных общностей, классов, групп и т.д.) в их взаимосвязи с обществом.

Наши рекомендации