Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний

Интерактивная доска, видеопроектор; ноутбук; электронная указка; экран.

Электронные учебно-методические пособия, материалы и ресурсы: справочные информационно-правовые системы: «Консультант плюс», «Гарант».

Для эффективного усвоения материала и качественного выполнения практических работ используются электронные презентации тем лекций и практических занятий, проецируемые на экран аудитории с помощью мультимедиа.

Раздел 5. Планы занятий

№ п/п Наименование темы Кол-во часов Форма проведения занятий Промежуточный контроль литература
Социология управления в системе социологического знания Лекция - дискуссия:Теоретическое и прикладное значение социологии управления для совершенствования управленческих процессов в организации Семинар. Вопросы семинара: 1. Что выступает предметом социологии управления? 2. Что является объектом социологии управления? 3. Как вы понимаете утверждение, что социология управления имеет междисциплинарный характер? 4. Как соотносятся понятия «менеджмент» и «управление»? 5. Какие функции выполняет социология управления? 6. Какие функции входят в познавательную группу функций? 7. Какие функции входят в прогностическую группу функций? 8. В чем сущность социологического подхода к управлению? 9. Какие актуальные проблемы входят в проблемное поле социологии управления? 10. Какие методы использует социология управления? 11. Какие задачи социологии управления являются основными? 12.Какими основными принципами руководствуется социология управления? 1,3,12,17,19,24,26,30,3132,33
Возникновение и основные этапы развития социологии управления. Лекция Семинар. Вопросы семинара: 1. Каковы основные положения об управлении обществом в классической социологии ХIХ в.? 2. В чем сущность концепции научного менеджмента и научного управления Ф. Тэйлора? 3. Какие выводы сделал Э Мэйо на основе «хотторнских экспериментов»? 4. В чем суть концепции М.Фоллет? 5. В чем различие концепций А. Маслоу и Ф. Херцберга? 6. Что считал наиболее сильными стимулами эффективности труда Ф. Херцберг? 7. Каковы основные этапы развития отечественной социологии управления? 8. Какие направления социологических исследований НОТ были в России в 1920–х гг.? 9. Какова сущность модели структурно-функциональных отношений Новосибирской школы социологии управления? 10. Каковы современные перспективные направления отечественной социологии управления? К.Р 1,3,4,12,13,17,2425,27,31 32,33
Социальное управление как система Лекция Семинар. Вопросы семинара: 1. Какова сущность социального управления? 2. Какова специфика субъекта и объекта управления? 3. Как различаются субъект и объект управления? 4. В чем особенности социального управления? 5. Поясните функции социального управления. 6. Каковы законы социального управления? 1,3,5,7, 12,16,18 20,23,3132,33
Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами Лекция Семинар. Вопросы семинара: 1. Чем вызвана необходимость социального управления? 2. В чем сущность социального управления? 3. Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления? 4. Какова сущность противоречий между субъектом и объектом системы управления? 5. Каковы пути разрешения противоречия между управляющей и управляемой системами? 6. Государственное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами. 7. Что нового вносит современная эпоха в содержание понятия «социальное управление»? 1,3,12, 16,20,2324
Модели управления Лекция Семинар. Вопросы семинара: 1. Какие вам известны подходы к выделению моделей управления? 2. В чем специфика механистической модели управления (модели рациональной бюрократии)? 3. Назовите основные направления критики модели рациональной бюрократии различными теоретиками науки управления (А. Гоулднер, Р. Мертон и др.). 4. Каковы отличительные признаки модели управления с позиций человеческих отношений? 5. Перечислите черты модели управления с позиций системного анализа? 6.В чем сущность модели координации управления? 7.Современные представления о бюрократии: аппаратная бюрократия, профессиональная бюрократия, адхократия 8.Сравнительная характеристика адхократии и идеальной модели бюрократии М. Вебера К.р. 1,3,12,13,24
Управление и манипулирование Лекция Семинар – пресс-конференция на темы: Манипулятивная деятельность СМИ и последствия такой деятельности. Использование манипулирования общественным мнением и результатами его измерения. Манипулирование имиджем. Идеология и манипулирование. В чем сущность манипулирования как особой формы управления? В чем его опасность для личности? 1,3,6,9, 11,14.2122,28,3132,33
Управление в условиях агрессивной среды   Лекция Семинар. Вопросы семинара: 1. Что такое внутренняя среда организации и каков состав ее элементов? 2. Какую роль играет формулирование миссии организации? 3. В чем отличие миссии организации от ее цели? 4. Дайте классификацию целей организации. 5. Перечислите элементы внешней среды организации. 6. Каковы факторы, определяющие реакцию внешней среды? 7. Какая внешняя среда является оптимальная для организации? 8. Как осуществляется управление организации в условиях агрессивной внешней среды? 9. Как вы понимаете положение, что агрессивность внешней среды – не поддающийся однозначной трактовке фактор существования организации: это и тормоз, и ускоритель ее развития? 1,2,7,29 31,32,33

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки «Менеджмент».





Программу дисциплины разработала Задорожная Ирина Игоревна, доцент кафедры государственной службы и управления персоналом, кандидат социологических наук, доцент.

Рецензент: доктор социологических наук, профессор Егоров В.В.

Наши рекомендации