Воображение и представление и их роль в деятельности Ч-О
Воображение и его значение для человека. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Функции воображения. Представление и его значение для человека. Виды представлений. Особенности представлений. Функции представлений. Роль воображения и представления в деятельности оператора.
Коренным отличием деятельности человека от инстинктивного поведения животных является то, что прежде чем начинать действовать, человек создает в своем сознании образ продукта труда, т.е. он представляет будущий результат. Это оказывается возможным благодаря особому познавательному процессу – воображению.
Воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. При этом человек может удерживать созданный образ в сознании и манипулировать им.
Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение, первое и важнейшее назначение которого заключается в том, что оно позволяет представлять результат еще до начала процесса труда, причем представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты (например, если человек собирается сделать стол, то он представляет не только его в завершенном виде, как готовое изделие, но также и все детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы потом собрать из них стол). Следовательно, воображение ориентирует человека-оператора в процессе деятельности, тем что создает психическую модель конечного или промежуточного продукта, что и способствует их предметному воплощению.
Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у человека образов памяти и представленийВ любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза.
У человека присутствуют различные виды воображения, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру активности выделяют активное и пассивное воображение, последнее, в свою очередь, может быть как преднамеренным (произвольным), так и непреднамеренным (непроизвольным).
По результатам воображение может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим.
По виду деятельности различают художественное, техническое, музыкальное, литературное и др. воображение.
Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.
Все виды воображения человека в целом обеспечивают выполнение ряда функций. К ним относятся:
– активизация наглядного образного мышления;
– управление эмоционально-потребностными состояниями;
– произвольная регуляция познавательных процессов;
– создание и реализация внутреннего плана действий;
– управление физиологическими состояниями.
Представление– это психический процесс отражения в сознании человека предметов или явлений окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно в частности:
– позволяет обходиться без многократного контакта с объектом, когда его образ будет востребован для осуществляемой деятельности;
– обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
– формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, не ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).
Как психический познавательный процесс представление осуществляет следующие функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сигнальная функция состоит в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением.
Регулирующая функция представлений направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий.
Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или представляемой ситуации.
Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
– слуховые представления
– зрительные представления
– двигательные представления
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.
Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творческой деятельности человека-оператора. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости становится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляется свобода действий, инициативность, раскованность.
Представления являются сигналами, диктующими активность человека-оператора в целом.
Познавательные процессы человека, позволяющие использовать образы несуществующих объектов и ситуаций или воссоздавать в сознании образы из прошлого опыта, имеют большое значение для деятельности человека-оператора в СЧМ. Это связано с тем, что Ч-О работает с информационными моделями, представленными на средствах отображения информации, и не может непосредственно наблюдать управляемые процессы и механизмы. Поэтому ему постоянно приходится, используя воображение и представление, создавать в своем сознании образы ситуаций, которые имели место в его прошлом опыте, а также образы новых ситуаций, с которыми ему ранее не приходилось сталкиваться. В процесс формирования концептуальных моделей, т.е. создания на основе информационной модели образа текущего состояния управляемого объекта всегда включены процессы воображения и представления.