Воображение как форма познавательной деятельности. Роль воображения при обучении иностранным языкам

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса

Различные точки зрения на воображение:

+ это комбинация процессов: понимание+воля, или восприятие+память+интеллект…

+ оно пассивно, путем случайных находок;

+ через комбинирование проб и ошибок, перетасовку;

+ самопроизовльно стихийно; результат саморазвития, духовная сила – его энергия.

Воображение:

- влияет на нервные процессы(пульс, давление);

- основа наглядно-образного мышления;

- связано со всеми психическими познавательными процессами;

- одно из условий творчества;

- побуждает, активизирует деятельность;

- при общении прогнозирует реакции собеседника;

- помогает управлять деятельностью (при составлении плана, например);

- предвосхищает результат (ориентируется на конечный «продукт»).

Воображение может быть только у Ч. Только у Ч., который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Всякое В. порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано нам в восприятии. Это изменение, преобразование может выразиться

1. в том, что Ч., исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст себе картину того, чего в действительности сам никогда не видел. Например, сообщение о дрейфующей льдине и о людях на ней заставляет наше воображение рисовать фантастические картины, хотя сами мы, конечно, никогда не видели ни льдины, ни этих людей.

2. в том, что В. может далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще никогда не было. Так Водопьянов и Папанин могли в своем В. представить себе полет на Северный полюс и высадку там тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно осуществимая ли вообще.

Функции:

1. целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;

2. познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

3. приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внешнему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;

4. психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

Виды В.:

1. По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным – с участием воли). При непроизвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх.

2. По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое.Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями других людей. Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности. Творчество – высший уровень познания, когда наличие прошлого опыта и знаний используется для создания нового: идея- стягивание знаний- работа – озарение- проверка-доработка. Виды: нучное, литературное, музыкальное творчество, творческая деятельность учителя.

3. Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее. М. позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Образы, которые, человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту.

4. Необходимым элементом научного и художественного творчества представляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

5. В зависимости от характера образов, которыми оперирует В., различают конкретное и абстрактное В.Образы, которыми оперирует В. могут быть различными. Это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия наглядных образов, отличающихся друг от друга различным соотношением единичного и общего, соответственно этому существуют многообразные виды В. – более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного В. является различием тех образов, которыми оперирует В. Абстрактное В. пользуется образами высокой степени обобщенности – схемами, символами (математика). Абстрактное и конкретное В. не являются внешней полярностью, между ними существует множество переходов.

Наши рекомендации