Воображение и представление в деятельности юриста

Воображение — это психич. процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и предст-ний. Воображ-е занимает как бы промежут. положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутст­вует творч, поисковой мыслит. деят-ти следователя, судьи. Воображ-е, как и мышл-е, возникает в проблемной ситуации, когда необх-мо решить творч. задачу, выразить свое отно­ние к опред-ным фактам, пр-там. Поэтому процесс воображения сопровожд-ся различными эмоциями, пережив-ми чел-ка.

Особенно велико значение воображ-я в деят-ти следователя, напр. на раскрытие прест-ния, когда отс-вие исчерпывающей инф-ции, неопредел-ть ситуации побуждают его к мысленной реконструкции мех-ма соверш-го прест-ния, образа разыскив-го прест-ка. С помощью воображ-я, кот. в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышл-е, находить правильные реш-я, прогнозируя конечные рез-ты своих действий.

Большое влияние воображ-е, склонность к фантаз-нию оказ-ют на процесс формир-ния и искаж-я свидетельских показаний. И это, безусловно, необходимо учитывать юристам, участвующим в уг. или гражданском процессе.

С точки зрения активности, действенности воображ-е бывает пассивным и активным (воссоздающим, творческим). В правопримен. деят-ти у различных лиц чаще проявл-ся активное, воссоздающее воображ-е. Так, у свидетелей во время допроса обычно функцион-ет активное, воссоздающее воображ-е, напр-ное на создание образов, предст-ний тех лиц, фактов, явлений, кот. они наблюдали в прошлом. Если эти образы соотв-вуют воспринятым объектам, показания свидетеля предст-ют большую ценность для устан-ния истины и служат доказат-вом по делу.

К сожалению, иногда воображ-е бывает настолько активным, что у свидетелей начинает проявл-ся кач-во, известное как склонность к фантаз-нию. Под этим понятием в юр. психологии подразум-ся непреднам-ное (неумыш-ное) воссоздание свидетелем образов, не соотв-щих тем объектам, кот. они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявл-ся у детей в силу особен-тей развития их психики. Однако склонность к фантаз-нию м. б. и у некот. взрослых свидетелей, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в устан-нии истины.

Искажения как рез-т аналитико-синтетического хар-ра воображения могут проявл-ся в разл-ых формах синтез-ния образов. Наиболее распростр-ной формой искажения предст-ний у потерпевших, у лиц, переживших страх, аффект, наход-ся в состоянии посттравматического стрессового расстр-ва, явл. гипер­болизация воспринятого, кот. выраж-ся в преувеличении, изменении размера, формы и др. кач-в объекта. Например, люди, на кот. совершено нападение, нередко преувелич-ют рост, силу прест-ка и др. его особенности.

Чаще искаженные предст-ния в рез-те активного воображ-я возникают у людей впечатл-ных, эмоцион-но подвижных. Живое воображ-е иногда способствует некот. расстр-вам психич. деят-ти, особенно под влиянием психотравмирующих обст-в. В мед., следств. практике известны случаи, когда чел-к начинает ощущать болезненные симптомы, практически оставаясь здоровым. Эти психогенные расстр-ва получили название ятрогении, т.е нежелат. изменения и расстр-ва психики в рез-те неправ-го поведения врача. Наряду с ними вследствие неправильной, подчас невежеств. оценки функцион-ных особ-тей своего организма у мнительных по хар-ру людей иногда возникают различные пагубные самовлияния — эгогении.

Эти факторы (ятрогения и эгогения) в сочетании с искаженным воображ-ем, повышенной тревожностью в некот. случаях столь сильно травмируют психику, что чел-к может решиться на самоуб-во. Поэтому, в подобных случаях следователь должен обращать внимание на особенности психики лица, покончившего жизнь самоуб-­вом. Искаженное воображ-е иногда также явл. одной из причин различных противопр. конфликтов на семейно-бытовой почве.

Под влиянием искаж-го образа, мнимой опасности чел-к может неадекватно реагировать на совершенно нейтральные раздражители, действуя в соотв-вии с созданной его воображ-ем ситуацией нападения на него. Этому в значит. мере, как показ-ет практи­ка, может способствовать посттравматическое, стрессовое расстр-во психики субъекта. Поэтому при расследовании происш-й, возник-их на этой почве, необходимо обращать внимание на особенности психики обвин-го, потерп-го, св-ва их мышления и воображ-я и др. обстоятельства.

Активное, творч. воображ-е — профессион-но важное кач-во личности юриста. Особенно оно необходимо следователю, познават. деят-ть кот. связана с прогнозир-ем ее рез-тов, поведения различных участников уг. процесса в ситуациях наибольшей неопределенности.

Готовясь к предст-му допросу неизв-ного лица, следователь может представить, как тот будет реагировать на подготовл. вопросы, какие возражения допрашиваемый будет высказывать, как будет себя вести и в завис-ти от этого намечает свою тактическую линию поведения.

Также активно проявляет себя воображ-е при подготовке к обыску и в ходе его провед-я, когда следователь пытается по отдельным отрывочным данным составить себе общую картину обыскив-го помещения и в соотв-вии с этим планирует все необходимые поисковые мероприятия.

Положительное влияние на развитие и плодотворность воображ-я юриста оказывают приобрет. знания, опыт, чтение художеств. и спец. лит-ры, знакомство с произведениями искусства.


Наши рекомендации