Семинар 6. воображение. представление.

1.Общая характеристика воображения.

2.Виды воображения.

3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

4.Основные характеристики представления.

5. Виды представлений.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

7. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

8. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: «МаРТ». 2004

9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

10. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

СЕМИНАР 7. ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР. СПОСОБНОСТИ.

1. Общая характеристика обзор учений о темпераменте.

· Гиппократ;

· Э. Кречмер;

· У. Шелдон;

· И.П. Павлов.

2. Понятие о характере. Классификация черт характера.

3. Типологии характера по К. Юнгу, Э. Фромму, А.Е. Личко.

4. Способности: структура, уровни.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

5. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: «МаРТ». 2004

6. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов н/Д.2004

7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

9. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М., 2000.

10. Психология для студентов вузов. М.; Ростов н/Д. 2004

11. Психология:Учебник для гуманитарных вузов/Под ред.В.Н. Дружинина.СПб. 2005.

12. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

СЕМИНАР 8. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. Содержание понятия «личность».

2. Структура личности: направленность, характер, темперамент, способности.

3. Зарубежные концепций личности (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон и др.).

4. Отечественные концепций личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.).

5. Основные свойства личности.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

2. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов, 1996.

3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д., 1996. 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

6. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», 1997.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

3.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

4.Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

5.Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

7.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб., 2000.

8.Ильин Е.П. Психология воли. СПб. 2002.

9.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

10.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.

11.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск. М., 2000.

12.Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д. РГПУ, 1994.

13.Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

14.Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, А.В. Ярошевского. М., 1995.

15.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша. Межличностное общение. СПб., 2001.

16.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.1983.

17.Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1997.

18.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

19.Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

20.Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов., 1996.

21.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

22.Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

23.Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др.. М.: «МаРТ». 2004

24.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

25.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

26.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

27.Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

28.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.,1977.

29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», 1997.

30.Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. 2003.

Дополнительная литература:

1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

2.Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М. Просвещение, 1987.

3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2000.

4.Годфруа Ж.Что такое психология? М., 1992.

5.Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.

6.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1998.

7.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.

8.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

9.Климов Е.А. Психология. М. 1996.

10.Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.

11.Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. Ростов-на-Дону, 1997.

12.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

13.Малашкина М.м. Популярная история психологии. М., 2002.

14.Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.,1989.

15.Максименко С.Д. Общая психология. 1999.

16.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // хрестоматия по психологии. М.Просвещение, 1987.

17.Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001.

18.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. 2 т. Ростов н/Д., 1996.

19.Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990.

20.Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А. М., 1997.

21.Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология. Ростов-н/Д. 1995.

22.Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

23.Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

24.Филатов. Общая психология. 2001.

25.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

26.Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997.

27.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание,1971.

28. Журналы:«Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология», «Детский психолог» и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

БЛОК ЗАДАНИЙ № 1

ЗАДАНИЕ 1. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ: «Стадии развития психики и поведения животных» (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения Характеристика стадии (особенности поведения животных) Примеры животных данной стадии развития

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2 / Под ред. В.в. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001. с.76-86

ЗАДАНИЕ 2. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТОВ ПО ТЕМАМ:

ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ

План:

1.Общая характеристика воображения.

2.Виды воображения.

3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М. Просвещение, 1987.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

3. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов н/Д. 2004

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

5. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // хрестоматия по психологии. М.Просвещение, 1987.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

7. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М., 2000.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999.

9. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание, 1971.

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

План:

1. Основные характеристики представления.

2. Виды представлений.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

2. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

5. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999.

БЛОК ЗАДАНИЙ № 2

Предлагаемый блок вопросов рассчитан на контроль по всем темам курса. Вопросы имеют разный уровень сложности и, соответственно, - разную функциональную нагрузку, но в комплексе предполагают разностороннюю проверку усвоения материала курса.

ЗАДАНИЕ 1. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии).

Ф.И.О. ученого (годы жизни) Научные взгляды, разработанные понятия, теории Основные научные труды (название произведений, год написания)
И.П. Павлов
Л.С. Выготский
С.Л. Рубинштейн
А.Н. Леонтьев
А.Р. Лурия
Б.Г. Ананьев
К. Юнг
А. Адлер
В. Франкл
К. Левин

ЗАДАНИЕ 2. ТЕМЫ: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ; ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ; МЕТОДЫ НАУКИ

1.Направление в психологии, отрицающее сознание как предмет и сводящее психику к различным формам поведения, называется ………………………..

2. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов, называется …………………………………………..

3.Одним из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование, называется ……………………………..

4.Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования.

1. психология сознания А.познание
2. бихевиоризм B. психика
3. психоанализ C. самоактуализация личности
4. гештальтпсихология D. бессознательное
5. гуманистическая психология E. сознание
6. когнитивная психология F. целостные структуры психики
7.отечественная психология G. поведение

5.Первая психологическая лаборатория была создана:

а) В. Вундтом с) для изучения сознания

б) в 1732 г. д) верны все ответы

6.Какой из методов может выявить причинно-следственные связи:

а) опрос с) наблюдение

б) беседа г) эксперимент

7. Гуманистический подход:

а) основан на изучении приемлемых форм поведения;

б) направлен на расцвет способностей человека;

в) все ответы не верны.

Задание 2. Темы: личность, свойства личности и др.

1.Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности - …………… .

2. Привычка – это:

1. Способность осознанно выполнять определенное действие, составляет основу мастерства.

2. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

3. Способ выполнения действия.

3.Назовите и определите правильную иерархию (последовательность) в схеме структуры потребностей по А. Маслоу:

1. возможность находиться рядом с людьми №_______________________

2. знать, понимать, исследовать №____________________________

3. голод, жажда и др. №____________________________

4. гармони, порядок, красота №____________________________

5. чувство защищенности №___________________________

6. одобрение, признание, авторитет №___________________________

7. реализация своих целей, развитие личности №___________________

4.Допишите правильный ответ:

1.Допишите следующую формулу: «_________рождаются. ____________становятся.______________ отстаивают»А.Н. Леонтьев.

2.Согласно древнему учению Гиппократа «sanquis» переводится, как __________ и соответствует____________темпераменту; «melas chole»-______ и соответствует _____________темпераментуphleqma»-_______и соответствует _________темпераменту; «chole»_____ и соотвествует __________темпераменту.

ЗАДАНИЕ 3. ТЕМЫ: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯНИЯ.

Задание 2. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пус­тили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в доро­ге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую по­требность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке.

2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение |8 меся­цев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выво­дили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и ста­ла для него своего рода эмиссаром реального мира.

3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от дру­га, как это может показаться по их поведению. Лидерство мате­ри-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ран­ней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к ос­тальному стаду, довольный, когда толкает других...

Задание 3. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще использу­ют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходи­мость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встреча­лись и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего раз­говора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодви­гался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того как их приняли в клуб, женщины стали жало­ваться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчани­на, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба по­чувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотно­сти населения, чем горожане, имеют и более просторное личност­ное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» про­тянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Блок заданий 2.

Задание 1. Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов.

Постарайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли фор­мы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?

1. пример: Меналк спустился по лестнице, открыл дверь на улицу и мгновенно закрыл ее: он заметил, что до сих пор не снял ночной колпак, что чулки его спущены ниже колен и рубашка не заправ­лена в штаны. Все еще являясь самим собой, а не кем-либо другим, Меналк входит в церковь и, приняв стоящего у дверей слепого ни­щего за колонну, а его кружку — за чашу со святой водой, опускает в кружку руку и подносит ладонь ко лбу. Внезапно услышав исхо­дящий от колонны голос, Меналк начинает молиться на нее. (Да Брюйер).

2.пример:

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —

«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил:

Все видел, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа старовата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!» —

«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!

Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —

«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

(И. А. Крылов)

3. пример. Жил человек рассеянный На улице Бассейной... Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки, Оказалось, это брюки. Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки... Стал натягивать гамаши, Говорят ему: «Не ваши...».

(С. Я. Маршак)

4. пример Известный композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. В другой раз А. П. Бородин отправился с женой за границу. При проверке паспортов на погра­ничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. А. П. Боро­дин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чинов­ник посмотрел на него подозрительно. В это время подошла его жена, Екатерина Сергеевна, и А. П. Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут?».

Задание 3. Образное и нестандартное мышление.Попробуйте представить себе, как выглядит черная дыра, и нарисуйте ее. Как выглядит «совесть», «трусость», «смелость», «нежность», «доброта»? Нарисуйте на одном и том же листе справа – «хорошо», а слева – «плохо», а в центре нарисуйте свое настроение.

Задание 4. Эмоции и чувства

«Проверьте алгеброй гармонию», попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный на­строй. Выделите ключевые слова, создающие настроение — ка­кое?

1. Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд

И волны. — И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дегтем.

И было волною обглодано дно.

У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Рулады в крикливом, искривленном горле.

(Б. Пастернак)

2. Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим...

И, наконец, — чтоб было всем известно! —

Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

(М. Цветаева)

3....И в яму, в бородавчатую темь

скольжу к обледенелой водокачке

и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

и разлетаются грачи в горячке,

и я за ними ахаю, крича,

в какой-то мерзлый, деревянный короб...

(О. Мандельштам)

4. ...Сегодня чувствую в сердце неясную дрожь созвездий, но глохнут в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья...

(Ф. Гарсии Лорка)

5....Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной, Кто в забытье немом рисует беспристрастно Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна Цветком причудливым в выси восхищена, И аромат цветка всю жизнь луны заполнил...

(Малларме)

6.До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

(С. Есепип)

Задание 5. Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту ха­рактера?

1. Ф. М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких де­нег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорьевна, на плечи которой была возложена забота о бюд­жете и благополучии семьи.

2. Выдающийся гуманист нашего времени А. Швейцер для под­держания своей миссионерской деятельности в Ламбарене был вы­нужден периодически возвращаться к профессии органиста, что приносило ему доход, позволяющий и дальше следовать своему предназначению.

3. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознает­ся, что он как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом переживает глубокий душевный конфликт, связан­ный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждаю­щимся.

Шкала оценки знаний:Каждый блок заданий оценивается в 10 баллов. 100-90% выполненных заданий соответствуют оценке «отлично» (30-25 баллов); 80-70% выполненных заданий соответствуют оценке «хорошо» (25-20 баллов); 60-50% выполненных заданий соответствуют оценке «удовлетворительно» (20-15 % баллов). 45-30% выполненных заданий соответствуют оценке «неудовлетворительно» (10 и менее баллов).

Тесты рубежного контроля

1. К психическим процессам относят:

1.ощущение. 2. настроение. 3. память. 4. темперамент.

5.мышление. 6. воображение. 7. характер. 8. стресс. 9. восприятие.

2.Высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельности людей называется ……………… .

3.Дополнить определения, вставить пропущенные слова.

1.Внимание - ………………….. и ……………….сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

2.Ощущение – отражение в коре головного мозга ………свойств предметов и явлений при их ………………воздействии на органы ……………………

4.Установить соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности и др. характеристики.

1. деятельность А.константность
2. внимание Б. активность
3. ощущение В. навык
4. восприятие Г. мотив
  Д. анализатор
  Е. непроизвольное
  Ж. апперцепция

5.Какие из перечисленных чувств относят к:

1.моральным; 2.эстетическим; 3.интеллектуальным

A. сомнение E. удивление I. любознательность

B.стыд F. чувство долга

C. гордость G.презрение

D. ирония.H.удовольствие

5.Выберите особенности, которые характеризуют:

1. ощущения 4. мышление

2. восприятие 5. воображение

3. память 6. речь

A. отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и т.д.;

B.отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира;

C.отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира;

D.отражение предметов и явлений в совокупности их свойств;

E.отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;

F.отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков;

G.отражение новых образов и мыслей.

БЛОК ЗАДАНИЙ № 3 ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

1. Составление кроссворда по любой теме курса «Психология». 10 вопросов по горизонтали и вертикали. Инструкция: кроссворд включает только понятия, фамилии ученых, единичные названия теории (существительные в И.п., ед.ч.).

2. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность (15-20 выражений).

3.Составить список художественных произведений, максимально раскрывающих содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» (12-15 названий).

4. Психологически обоснуйте следующие пословицы и поговорки: «У страха глаза велики», «Вне себя», «Душа болит».

5.Составить список художественных произведений, максимально раскрывающих содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» (12-15 названий).

6.Найдите пословицы, описывающие: возрастные, половые и этнические особенности человека (8-10 выражений)

7.Найдите описание разных эмоции и чувств в высказываниях и афоризмах великих писателей, ученых, психологов и др. Подобрать 5-10 высказываний.

8.Ниже перечислены литературные герои. Кто из них на ваш взгляд, и почему, может быть отнесен к «экстравертам», а кто - к «интровертам»?

Родион Раскольников, д'А-ртаньян, Скарлетт О'Хара, Ромео, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Печорин, Санчо Панса, Сонечка Мармеладова, Настасья Филипповна, Манилов, Обломов, Ноздрев, Ко­робочка, Собакевич, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, Наташа Ростова, Пьер Безухов, А. Болконский, Василий Теркин, Ассоль

9. Образное и нестандартное мышление.Попробуйте представить себе, как выглядит черная дыра, и нарисуйте ее. Как выглядит «совесть», «трусость», «смелость», «нежность», «доброта»? Нарисуйте на одном и том же листе справа – «хорошо», а слева – «плохо», а в центре нарисуйте свое настроение.

Шкала оценки знаний:Каждый блок заданий оценивается в 10 баллов. 100-90% выполненных заданий соответствуют оценке «отлично» (30-25 баллов); 80-70% выполненных заданий соответствуют оценке «хорошо» (25-20 баллов); 60-50% выполненных заданий соответствуют оценке «удовлетворительно» (20-15 % баллов). 45-30% выполненных заданий соответствуют оценке «неудовлетворительно» (10 и менее баллов).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1.История возникновения психологической науки. Предмет исследования.

2.Современная психология, ее задачи и место в системе наук.

3.Основные отрасли современной психологической науки.

4.Общая характеристика методов психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тест.

5.Современные направления психологии: бихевиоризм, психоанализ,

6.Современные направления психологии: гуманистическая и когнитивная психология.

7.Развитие отечественной психологической науки (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.).

8.Сознания: структура и функции.

9.Характеристика основных подходов к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.

10.Понятие и строение человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности. Навык.

11.Ощущение как элементарный сенсорный процесс.

12.Свойства, виды ощущений.

13.Общая характеристика восприятия.

14.Свойства, классификация видов восприятия.

15.Психологическая характеристика внимания.

16.Виды и свойства внимания.

17.Психологическая характеристика мышления. Виды мышления.

18.Мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др.)

19.Мышление и речь.

20.речь как познавательный процесс. Виды, функции речи

21.Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения.

22.Представление: определение, виды, основные механизмы.

23.Психологическая характеристика памяти.

24.Свойства, процессы, виды памяти.

25.Психологическая характеристика эмоций и чувств.

26.Классификации эмоций.

27.Формы эмоций: стресс, аффект, чувства (виды).

28.Понятие о способностях. Виды, структура способностей.

29.Связь понятий - задатки и способности.

30.Основные теории типологии темперамента (Гиппократ, Э. Кречмер, И.П. Павлов).

31.Темперамент. Свойства темперамента.

32.Понятие о характере. Акцентуации характера по А.Е. Личко.

33.Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.

34.Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность».

Наши рекомендации