Воображение и представление в деятельности юриста.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, судьи. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отно­шение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека.

Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчер­пывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, об­раза разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следовате­лю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.

Большое влияние воображение, склонность к фантазированию оказывают на процесс формирования и искажения свидетельских показа­ний. И это, безусловно, необходимо учитывать юристам, участвующим в уголовном или гражданском процессе.

С точки зрения активности, действенности воображение бывает пас­сивным и активным {воссоздающим, творческим). В правопримени­тельной деятельности у различных лиц чаще проявляется активное, вос­создающее воображение. Так, у свидетелей во время допроса обычно функционирует активное, воссоздающее воображение, направленное на создание образов, представлений тех лиц, фактов, явлений, которые они наблюдали в прошлом. Если эти образы соответствуют воспринятым объ­ектам, показания свидетеля представляют большую ценность для уста­новления истины и служат доказательством по делу.

К сожалению, иногда воображение бывает настолько активным, что У свидетелей начинает проявляться качество, известное как склон­ность к фантазированию. Под этим понятием в юридической психо­логии подразумевается непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявля­ется у детей в силу особенностей развития их психики. Однако склон­ность к фантазированию может быть и у некоторых взрослых свидете­лей, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в установ­лении истины.

Искажения как результат аналитико-синтетического характера воображения могут проявляться в различных формах синтезирования образов. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, является гиперболизация воспринятого, которая выражается в преувеличении, изме­нении размера, формы и других качеств объекта. Например, люди, на которых совершено нападение, нередко преувеличивают рост, силу преступника и другие его особенности.

Чаще искаженные представления в результате активного воображе­ния возникают у людей впечатлительных, эмоционально подвижных. Живое воображение иногда способствует некоторым расстройствам психической деятельности, особенно под влиянием психотравмирующих об­стоятельств.

Активное, творческое воображение — профессионально важное качество личности юриста. Особенно оно необходимо следователю, познавательная деятельность которого связана с прогнозированием ее результатов, поведения различных участников уголовного процесса в ситуациях наибольшей неопределенности.

Например, осматривая место происшествия, следователь должен представить себе, что здесь могло быть, как вели себя участники преступного события. Если не известен виновный, по отдельным следам следователь стремится составить себе его образ, с тем чтобы потом более целенаправленно вести его розыск. Отдельные черты разыскива­емого, по крупицам собранные путем допросов многочисленных свиде­телей, дополняют созданный воображением следователя образ.

Готовясь к предстоящему допросу неизвестного лица, следователь может представить, как тот будет реагировать на подготовленные во­просы, какие возражения допрашиваемый будет высказывать, как будет себя вести и в зависимости от этого намечает свою тактическую линию поведения.

Также активно проявляет себя воображение при подготовке к обыс­ку и в ходе его проведения, когда следователь пытается по отдельным отрывочным данным составить себе общую картину обыскиваемого по­мещения и в соответствии с этим планирует все необходимые поиско­вые мероприятия.

Наши рекомендации