Общее и различное в отклоняющемся и нормативном развитии.



Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо». Использование этого определения в такой плоскости требует внесения опре­деленной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оцен­ки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка. Для этого, соответственно, необходимо определить, что является «нормой», «нор­мативным развитием» и т.п.

До сих пор эти понятия рассматривались как набор статистически опре­деляемых количественных показателей, характеризующих некий «срез» пси­хического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Каче­ственное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерар­хия высших психических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключи­тельно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определен­ных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, других отечественных исследователей. Отсюда вытекает и фактически постулируемое положение о постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (воз­растные кризисы), оказываются практически «неизменяемыми» в межкризис­ные периоды. На практике такое положение вещей определяет изолирован­ную, как правило в пределах одной функции, количественную оценку ее в сравнении со статистическими количественными показателями, полученными для этой психической функции для конкретного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оцен­ки функции (в лучшем случае нескольких функций) не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста.

Такое понятие «нормы» фактически отрицает как оценку динамики от­дельных психических функций и всей структуры психического развития в целом, так и означает вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения од­них функций другими), пренебрежение теснейшей взаимообусловленнос­тью всех систем и психических образований в процессе развития. Помимо это­го подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в услови­ях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факто­ров, в особенности системы воспитания и обучения. Определение "степени нормальности" человека - проблема сложная, ответственная и неоднозначная. В наше время это понятие все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.

Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная про­грамма развития», или короче - «программа развития». В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязан­ных функций и их систем в условиях «идеаль­ной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые вклю­чается присущее развитию ребенка столь же «идеальное» при­своение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необходимым условием для развертывания подобной «иде­альной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации пси­хических процессов.

Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последовательный континуум взаимосвязанных между собой и «разверты­вающихся», изменяющихся во времени высших психических функций, в том числе их базовых составляющих. Естественно, подобная «идеальная» модель может существовать исключительно только как про­грамма развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.

Кроме того, не должно создаться впечатление, что такой подход отрицает или каким-либо образом «принижает» важность влияния окружающего ребенка социума, в частности взрослого, как одного из важнейших источников прижизненного формирования и становления новых психических функций и качеств ребенка.

Чтобы перейти непосредственно к расшиф­ровке термина «отклоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие — «социально-психологический норматив».

Понятие «социально-психологический норматив» в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН и являются идеальной моделью системы тре­бований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рас­сматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделя­ет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН.

Таким образом, динамически объединив понятия «программа развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных оп­ределений, можно представить, что какие-либо изменения (девиации) «про­граммы развития (одной или одновременно нескольких психических функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рассматривать как «условно нормативное развитие». То есть услов­но нормативное развитие представляется в виде некоего «коридора», «облас­ти нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, опре­деляемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющее­ся развитие.

Следовательно, мы можем окончательно сформулировать понятие «откло­няющееся развитие»:

любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), вы­ходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемо­го для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуа­ции и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняю­щееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Причины таких отклонений много и, они могут носить различный характер. Условно их можно разделить на 2 части: биологические и социальные.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

* Пренатальные (до начала родовой деятельности);

* Натальные (в период родовой деятельности);

* Постантальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до 3 лет).

К биологическим факторам риска относятся:

* хромосомно-генетические отклонения;

* инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

* венерические заболевания (гонорея, сифилис);

* эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

* несовместимость по резус-фактору;

* алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

* биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

* серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

* гипоксические (кислородная недостаточность);

* токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

* патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

* мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

* хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

К социальным факторам риска относятся:

В пренатальный и натальный периодах развития:

* неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (желание прервать беременность, негативные и тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и др.);

* сильные и кратковременные стрессы у матери во время беременности (потрясения, испуги);

* неблагоприятное и не комфортное, в психологическом плане, протекание родов;

В постанатальный период:

* отсутствие или недостаток эмоционально-личностного общения ребенка с взрослыми (родителями);

* отсутствие или недостаток речевого общения ребенка с взрослыми (родителями);

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относят:

* с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

* с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

* с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

* с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития);

* с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Наши рекомендации