Функции денег. Виды денег и типы денежных систем.
Функции денег:
- мера стоимости
-средство обращения (деньги играют роль посредника в процессе обмена.);
-средство платежа (Товары не всегда продаются за наличные деньги, иногда с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.);
-средство накопления
-мировые деньги (Сегодня мировые деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.)
Виды:
1) Товарные деньги. Должны отвечать двум основным требованиям: быть достаточно распространены и обладать относительно высокой и постоянной ценностью.
2) Монета - результат развития товарного производства и обмена. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых качеств. Это однородность и равно качественность: одна единица денег не отличается от другой; прочность и сохраняемость; делимость (предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице); компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой; мягкость, пластичность, хорошая ковкость; эстетическая привлекательность
3) бумажные деньги.
4) Кредитные деньги(банкнота, вексель, чек, кредитная карточка.
Типы денежных систем:
Денежная система металлического обращения – базируется на действительных деньгах, которые выполняют все пять функций, а обращающиеся знаки стоимости беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. Выделяются два типа – биметаллизм и монометаллизм, в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения. Биметаллизм – это когда роль всеобщего эквивалента закреплена государством за двумя металлами (медь и серебро, серебро и золото). Действует в условиях непроизводительных военных расходов и дефицита бюджета. Монометаллизм – это когда один металл играет роль всеобщего эквивалента. Характеризуется свободной чеканкой монет из одного металла (золота и серебра), действует одна цена. Различают: золотомонетный, золотослитковый, золотодевизный.
Денежная бумажно-кредитная система – утвердилась после мирового кризиса, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта. Характеризуется: -отменой официального золотого содержания денежных единиц, золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота; -переходом к неразменным на золото кредитным деньгам; национальной денежной единицей становится банкнота ЦБ; -расширением эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их в бумажные деньги; -развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного; -созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.
Денежный рынок, его структура. Спрос на деньги, его виды и определяющие
Факторы.
Денежный ( монетарный ) рынок - это совокупность всех денежных ресурсов страны , постоянно перемещаются, распределяются и перераспределяются под влиянием спроса и предложения со стороны различных субъектов экономики.
Структуру денежного рынка по видам финансовых инструментов можно разделить на три сегмента :- Рынок ссудных обязательств ;- Рынок ценных бумаг;- Валютный рынок.
Спрос на деньги — желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах.
Кейнсианская теория спроса на деньги - теория предпочтения (ликвидности - выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:
- трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок);
- мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);
- спекулятивный мотив ("намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее" ).
Обобщая два названных подхода - классический и кейнсианский, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:1) уровень дохода;2) скорость обращения денег;3)ставка процента.