Транспортировка в цепях поставок
1. Особенности различных видов трансп-ки, выбор способа трансп-ки, виды трансп. документов.
Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги стран Европы и Америки начали увеличивать число услуг с учетом пожеланий клиентов. Так к примеру, разрабатывается и применяется новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов, предоставляются услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки. Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды. Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг. Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля (в виде эскалаторов) и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов. Воздушный транспорт - приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления - выбор вида или видов транспорта, выбор определённых транспортных средств конкретного вида (видов) транспорта, выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза. В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям (табл. 8.3.).
Таблица 8.3. Основные условия выбора способа транспортировки
Условия выбора | Содержание | |
Возможность | Текущая - существующие виды ТС в данном территориальном образовании Перспективная (стратегическая) - будущее развитие транспортной сети в данном территор. образовании | |
Варианты | Выбор трансп-ки ограничен по различ. причинам. Выбор трансп-ки практически неограничен | |
Принципы | Сопоставимость показателей по различным видам транспорта Степень информационности транспортных услуг | |
Методы | Полный учёт сопоставляемых показателей Ограниченный учёт сопоставляемых показателей | |
Показатели | Количественные показатели по видам транспорта Качественные показатели по видам транспорта | |
Факторы | Форма собственности транспортных средств Принятая система страхования грузов Варианты банковского обслуживания | |
Критерии | Экономические (стоимостные) показатели Натуральные показатели Технико-эксплуатационные характеристики |
2. Классификация грузов и способы их транспортировки.
Классификация грузов производится по следующим признакам: 1) по способу погрузки-выгрузки. Различают следующие виды грузов: а) штучные; б) навалочные; в) наливные грузы. К штучным грузам относятся промышленные и продовольственные товары в упакованном виде (мешках, ящиках, бочках и др.); грузы в кипах и тюках; изделия в незатаренном виде или без упаковки. Основными характеристиками штучных грузов являются: габаритные размеры; масса (вес); форма. Чистый вес груза называется нетто, вес с тарой — брутто. Навалочные грузы представляют собой грузы, погрузка-выгрузка, перевозка и хранение которых осуществляются навалом. Наливные грузы— это бестарные жидкие продукты, для перевозки которых применяются автомобили со специальными кузовами типа цистерн или другими устройствами, укрепленными в кузове; 2) по способам перевозки. Различают следующие виды грузов: а) универсальные; б) навалочные (сыпучие); в) навалочные прочие; г) наливные; д) специальные (специфические). К универсальным и навалочным прочим относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий. Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение автомобилей-самосвалов. К специальным грузам относят грузы, которые требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке; 3) по весу. Различают следующие виды грузов: а) легковесные (массой до 80 кг); б) обычные (весом до 250 кг для штучных грузов, весом до 500 кг — для грузов, загружаемых накатом);в) тяжеловесные (грузы весом более 500 кг); г) по размеру. Различают следующие виды грузов: габаритные (перевозка данных грузов осуществляется в автомобилях со стандартным кузовом); негабаритные (грузы, превышающие размером допускаемые дорожные габариты); 5) по степени опасности: а) класс «Взрывчатые вещества»; б) класс «Газы (сжатые, сжиженные или растворенные под давлением)»; в) класс «Легковоспламеняющиеся жидкости»; г) класс «Легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой»; д) класс «Окисляющие вещества и органические перок-сиды»; е) класс «Ядовитые и инфекционные вещества»; ж) класс «Радиоактивные вещества»; з) класс «Коррозионные вещества»; и) класс «Прочие опасные вещества»; 6) по условиям хранения: а) подверженные воздействию атмосферных условий; б) не подверженные воздействию атмосферных условий; в) требующие специальных условий хранения. Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д Унимодальная (одновидовая) транспортировкаосуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Смешанная перевозкагрузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. Комбинированная перевозкаотличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода – изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным. Интермодальная перевозка – перевозка грузов несколькими видами транспорта, осуществляемая под руководством одного оператора по одному транспортному документу с применением единой ставки фрахта.