Записка К. С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», представленная Александру II в 1855 г.
Русский народ есть не государственный, т. о. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия. Самым первым доказательством тому служит начало нашей истории: добровольное призвание чужой государственной власти в лице варягов. <...> В 1612 году народ призвал государственную власть, избрал царя и поручил ему неограниченную судьбу свою, мирно сложив оружие и разошедшись по домам <...> В русской истории нет ни одного восстания против власти в пользу народных и политических прав. <...>
Не странно ли после этого, что правительство в России берет постоянно какие то меры против возможности революции, опасается какого-то политического восстания, которое, прежде всего, противно существу русского народа! <...>
<...>Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народной жизни внутри себя <...>
<...> Только при неограниченной власти монархической народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нравственно-общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе русский народ <…>
Сей взгляд русского человека - есть взгляд человека свободного. <...>
<…> Но посмотрите на Запад. Народы, оставив там внутренний путь веры и духа, увлеклись тщеславными побуждениями народного властолюбия, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций всех родов, развили в себе и тщеславие власти мира сего, и обеднели душою, утратили веру и, несмотря на мнимое совершенство своего политического устройства, готовы рухнуть и предаться, если не окончательному падению, то страшным потрясениям каждую минуту. <…>
<...> первое отношение между правительством и народом есть отношение взаимного невмешательства. <...> Положительная обязанность государства относительно народа есть защита и охранение жизни народа. <...>Администрация, судопроизводство, законодательство, принадлежит неотъемлемо к области правительства. <...> правительство существует для народа, а не народ для правительства. Поняв это добросовестно, правительство никогда не посягнет на самостоятельность народной жизни и народного духа. Положительная обязанность народа относительно государства есть исполнение государственных требований, <...> это отношение подчиненное, а не самостоятельное. <...> Самостоятельное отношение безвластного народа к полновластному государству есть только одно: общественное мнение. В общественном или народном мнении нет политического элемента, нет другой силы, кроме нравственной. <...> В общественном мнении (разумеется, выражающем себя гласно) видит государство, чего желает страна. <...> Охранение свободы общественного мнения, как нравственной деятельности страны, есть, таким образом, одна из обязанностей государства. <...>
И потому цари наши часто созывали Земские Соборы. <...> Они не чуждались иностранцев, <...> и старались догнать Европу на пути того просвещения, от которого отстала Россия в двести лет монгольского ига. Они знали, что для этого не нужно переставать быть русскими. <...>
На Западе идет постоянная вражда и тяжба между государством и народом, не понимающими своих отношений. В России этой вражды и тяжбы не было, <...> но государство в лице Петра посягнуло на народ <...>
Так свершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства <...> Так русский монарх получил значение деспота, а свободно подданный народ - значение раба-невольника! <...>
В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве, сейчас обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки <...>, явилось восстание 14 декабря. <...>
<…> рабы сегодня - бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта. Русский народ, простой народ собственно, держится своих древних начал и противится доселе и рабскому чувству и иностранному влиянию верхнего класса. <...>
Нужно, что бы правительство поняло вновь свои коренные отношения к народу, древние отношения государства и земли, и восстановило их. <...>
В настоящее время Земской собор может быть для правительства заменен до некоторой степени общественным мнением <...> Словом устным и письменным. <...> Свобода духа более всего и достойнее всего выражается в свободе слова. <...> Цензура должна остаться, чтобы охранить личность человека. <...> свобода слова неразрывно соединенная с неограниченной монархиею, есть ее верная опора. <...>
Есть в России отдельные внутренние язвы, требующие особых усилий для исцеления. Таковы раскол, крепостное состояние, взяточничество <...>
Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею <...>
Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему надлежащая, народу - полная свобода жизни и внешней и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова.
Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!
Федоров В. А. сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период капитализма). Первая половина XIX века. Высш. шк., 1974. С. 230-241.
Западники.