Внешняя политика России 1801-1855 гг

Во внешней политике России данного периода можно выделить несколько основных направлений: «восточный вопрос», европейское, среднеазиатское и дальневосточное.

Под «восточным» вопросом понимались прежде всего отношения с Персией (Ираном) и Турцией. Стремление к «естественным рубежам» оборачивалось планами завоевания Кавказа, выхода к Средиземному морю, контроля над проливами Босфор и Дарданеллы. Одновременно Россия выступала здесь как объективный союзник славянских, христианских народов, подвергавшихся угнетению со стороны Османской империи (Турции).

В 1801 г. произошло добровольное присоединение Грузии к России. Результатом стали русско-иранская (1804-1813) и русско-турецкая войны (1806-1812). По ее итогам к России от Ирана отошли Дагестан и Северный Азербайджан, а от Турции - Бесарабия. Право самоуправления получила Сербия. В результате новой войны с Ираном (1826-1828 гг.) Россия присоединила Восточную Армению, получила исключительное право держать военный флот на каспийском море.

В 1821 г. началось восстание греков против 400-летнего владычества Турции. Его военным руководителем был русский генерал князь А.Ипсиланти. Россия вынуждена была координировать свои действия с Австрией, Англией и Францией. После долгих переговоров европейские державы выступили в поддержку Греции. Флот России, Англии и Франции в Наваринской бухте (1827 г.) уничтожил турецкие корабли. В 1828-1829 гг. происходила русско-турецкая война. Была подтверждена автономия Молдавии, Валахии и Сербии. Гарантировалась свобода торговли для русских купцов в Османской империи.

Одновременно в 1817-1864 гг. Россия вела войну за покорение горцев Кавказа (Дагестан, Чечня, Адыгея). Идейной основой борьбы горских народов за независимость стал ислам и религиозно-политическое учение мюридизма. Главным был призыв к "газавату" (священной войне против «неверных») и проповедь равенства всех «правоверных». На основе мюридизма в Дагестане и Чечне сложилось военно-теократическое государство – имамат. Его главой являлся имам – высшее духовное лицо мусульман Кавказа. В течение 25 лет (с 1834 г.) им был Шамиль - волевой, энергичный деятель, обладавший полководческим талантом. Лишь в результате привлечения на свою сторону «мирных горцев», усталости племен от многолетней войны России удалось одержать победу. Шамиль был взят в плен. 400 тыс. горцев ушли в Турцию. Война стоила России огромных потерь.

На среднеазиатском направлении путем военного продвижения и добровольного присоединения части территорий Россия утвердилась в Казахстане, контролировала хана Хивы.

На Дальнем Востоке шло заселение Приамурья и Приморья русскими переселенцами. Были установлены дипломатические и торговые отношения с Японией (1855).

В Европе при Александре I возникла антифранцузская коалиция (Австрия и Россия при поддержке Англии).Война 1805-1807 гг. сложилась неудачно для союзников. В декабре 1805 г. при Аустерлице русско-австрийские войска были разбиты. Австрия вышла из коалиции. Россия, теперь уже в союзе с Пруссией, продолжала войну с Францией. Наполеон нанес поражение прусским войскам, а при Фридланде (июнь 1807 г.) - русской армии. Александр I вынужден был подписать мир в Тильзите (1807 г.). Россия должна была присоединиться к континентальной блокаде, имевшей целью подорвать экономику Англии. Это оказывало отрицательное воздействие на экономику России, так как она лишалась главного торгового партнера. Поэтому условия мира заключали в себе основу для будущих столкновений между двумя государствами.

Более удачной для России была война со Швецией (1808-1809). По ее итогам в состав империи вошла Финляндия.

Главным внешнеполитическим событием стала Отечественная война 1812 года.К 1812 г. отношения между Францией и Россией серьезно обострились. Россия практически перестала выполнять условия блокады Англии. 12 июня 1812 г. 600-тысячная французская армия вторглась в Россию. План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить основные силы русской армии в приграничном сражении и вынудить Россию капитулировать. Русские войска, развернутые на границе, были объединены в три армии. Первой армией командовал М.Б. Барклай де Толли, второй - П.И. Багратион, третьей - А.П. Тормасов.

Уклоняясь от сражений, русские армии начали отход вглубь страны. В конце июля первая и вторая армии соединились в районе Смоленска. Командование принял Барклай де Толли, талантливый полководец но не имевший должного авторитета у большей части высших военачальников. После кровопролитного сражения город был сдан неприятелю. Наполеон продолжил наступление на Москву. В этой критической ситуации армию мог возглавить только тот, кто обладал полководческим талантом и пользовался безграничным доверием армии. Таким человеком был М.И. Кутузов. 8 августа Александр I назначил его главнокомандующим. Генеральное сражение, произошло 26 августа 1812 г. в 100 километрах от Москвы у села Бородино. Оно было крайне ожесточенным. В силу огромных потерь на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., в целях сохранения армии, было решено без боя оставить Москву. После вступления Наполеона в Москву в городе начались пожары. В огне погибло около 2/3 всех зданий. Российская армия закрыла путь в южные районы страны, богатые продовольствием и ресурсами. Одновременно были созданы условия для пополнения армии резервами.

Русские войска широко использовали тактику партизанской войны. Армейские партизанские отряды Д.В. Давыдова, А..С. Фигнера и другие наносили большой урон врагу. Значительную помощь армии оказывали крестьянские партизанские отряды Г. Курина, Е. Четвертакова, В. Кожиной. Боеспособность французской армии неуклонно падала. 7 октября Наполеон покинул Москву После ожесточенного сражения под Малоярославцем французы были вынуждены были повернуть на разоренную ими же смоленскую дорогу. Русская армия преследовала неприятеля. Отступление французов превратилось в бегство. У переправы через реку Березину французы понесли огромные потери. Пределы России покинули около 30 тыс. солдат неприятеля. 25 декабря 1812 г. Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны.

Война с Наполеоном оставила глубокий след в российской истории. Н..Г. Чернышевский отмечал, что "славные опасности 1812 г." пробудили русскую нацию к новой жизни. По военному могуществу наполеоновской Франции был нанесен сокрушительный удар.

После поражения Наполеона в России ряды антифранцузской коалиции стали быстро расти (Россия, Пруссия, Австрия, Швеция, Англия), однако Россия по-прежнему оставалась основой военной коалиции. Решающее сражение произошло под Лейпцигом (4-7 октября 1813 г.). В "битве народов" Наполеон потерпел поражение. В марте 1814 г. союзники вошли в Париж. Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба. Восстанавливалась династия Бурбонов. Итоги войны в июне 1815 г. подвел Венский конгресс. К России отошла большая часть Польши, получившая название Царство Польское. В сентябре 1815 г. Россия, Австрия, Пруссия объединились в Священном союзе. Его главная цель заключалась в противодействии возможным революциям.

Николай I именовал себя жандармом Европы, понимая под этим сохранение существующих режимов. В 1830-1831 гг. было подавлено восстание в Польше и ликвидирована конституция Царства Польского. Николай I пригрозил в случае нового восстания уничтожить Варшаву. В июне 1849 г. Николай I, используя 100-тысячную армию, подавил революцию в Венгрии и тем самым сохранил целостность Австрийской империи.

В 40-е годы XIX в. обострение восточного вопроса привело к Крымской войне. Можно выделить ряд ее причин. Во-первых, Англия, Франция и Австрия стремились упрочить свое влияние на Османскую империю, ограничить продвижение России на Ближний Восток. Во-вторых, Турция, поощряемая Англией и Францией, вынашивала планы отторжения от России Крыма и Кавказа. В-третьих, Россия, в свою очередь, стремилась выйти к Средиземному морю, овладеть проливами Босфор и Дарданеллы.

Поводом к войне послужил спор между православным и католическим духовенством за обладание "святыми местами" в Палестине. В феврале 1853 г. Россия в ультимативной форме потребовала от Турции передать контроль над ними православной церкви, признать права русского императора на покровительство православным подданным султана (болгарам, сербам, грекам и др.). Рассчитывая на поддержку Англии и Франции, Турция отвергла ультиматум. Россия под предлогом защиты православного населения ввела войска в Дунайские княжества - Молдавию и Валахию. Турция объявила войну России (октябрь 1853 г.).

Военные действия велись в основном на Кавказе и Дунае. Они были успешными для России. 18 ноября 1853 г. русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопской бухте. Военные победы России ускорили вступление в войну Англии и Франции на стороне Османской империи. Англо-французская эскадра вошла в Черное море, а 9 февраля 1854 г. русское правительство объявило войну Англии и Франции. Союзники направили свои эскадры в Балтийское, Белое моря и к Петропавловску-Камчатскому. Началась блокада побережья России. В 1854 г. под давлением Австрии Россия была вынуждена вывести войска из Молдавии и Валахии. Недружественную позицию по отношению к России заняла Пруссия.

Основным театром военных действий стал Крым. 2 сентября 1854 г. войска антирусской коалиции высадились в районе Евпатории. 8 сентября русская армия под командованием князя А.С. Меншикова в сражении на реке Альма потерпела поражение. Путь на Севастополь был открыт. 13 сентября 1854 г. началась героическая 349-дневная Севастопольская оборона. Вместе с солдатами и матросами город защищали его жители. Оборону возглавили адмиралы В.А.. Корнилов, П..С. Нахимов, В.И.. Истомин, погибшие в период осады. 27 августа 1855 г. союзникам удалось овладеть Малаховым курганом. Защитники вынуждены были оставить южную часть города.

В марте 1856 г. в Париже между Россией, Англией, Австрией, Турцией и Сардинией был подписан мирный договор. В соответствии с ним России запрещалось иметь флот на Черном море. Поражение России в войне было обусловлено рядом причин. Во-первых, Россия оказалась в дипломатической и военной изоляции. Во-вторых, проявилась техническая и военная отсталость России в сравнении с ведущими европейскими державами. В-третьих, все это усугублялось бездарными действиями высшего командования, воровством и злоупотреблениями на всех уровнях военного и гражданского управления.

Проверьте себя

Последний дворцовый переворот в России был совершен в: 1) 1801 г., 2) 1812 г., 3) 1825 г., 4) 1855 г.

В Крымской войне 1853-1856 гг. России противостояла коалиция государств, в которую входили: 1) Пруссия, Венгрия, Англия; 2) Персия, Турция, Англия; 3) Турция, Англия, Франция; 4) Франция, Персия, Греция.

Какие из названных ниже государственных деятелей занимались разработкой либеральнызх реформ: 1) А.Х. Бенкендорф; 2) М.М. Сперанский; 3) А.А. Аракчеев; 4) С.С. Уваров

Установите соответствие между названиями войн и завершившими их конгрессами и договорами:

а) Крымская война Тильзитский мир

б) Русско-французская война 1805- 1807 гг. Венский конгресс  
в) Отечественная война 1812 г. - Парижский мир

Литература и источники:

Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб.: Питер, 2008.

Выскочков Л.В. Николай I. М., 2003.

Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года. СПб., 2006.

Декабристы в воспоминаниях современников. М., 1988.

Жандармы России. Политический розыск в России XV-XX век. СПб.- М.:

Нева – Олма-пресс, 2002.

История внешней политики России. Первая половина XIX века. М., 1995.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Нечкина М.В. Декабристы. М., 1982.

Российские самодержцы. 1801-1917. М., 1994.

Российские реформаторы. XIX- начало XX вв. М., 1995.

Россия под надзором: Отчеты III Отделения. 1827-1869. М.: Рос. архив,

2006.

Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998.

Тарле Е.В. 1812 год. М., 1994.

Томсинов В.А. Аракчеев. М., 2003.

Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. М., 2007.

Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

Федоров В.А. Сперанский и Аракчеев. М., 1998.

Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России: Эпоха Александра I и Николая I.

СПб.: Искусство-СПб., 2007.

Яковлев А. Крымская война 1853-1856 гг. М.: Паломник, 2007.

ГЛАВА IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА (1855-1895 гг.)

В данной теме мы рассмотрим социально-экономическое и политическое развитие страны в этот период. Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени, при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

1860-1870-е годы – время второй модернизации, время коренных преобразований в России. Либеральные современники называли этот период эпохой Освобождения, или эпохой Великих реформ. Они затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства: социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права); политические реформы (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы); реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).

Однако в первые месяцы царствования Александра II (1855-1881) необходимо было заканчивать войну. Парижский мирный договор удалось заключить в марте 1856 г. Россия не понесла ощутимых территориальных потерь, но лишилась права иметь на Черном море флот и военно-морские базы. Международному престижу страны был нанесен серьезный ущерб. Крымская война показала растущую отсталость России. Новому царю и многим из его окружения стало ясно, что Россия может навсегда перейти в разряд второстепенных стран. По словам историка В.О. Ключевского, «Севастополь ударил по застоявшимся умам». Но коренное обновление военно-технического потенциала было невозможно без создания современной промышленности и путей сообщений, изменений в системе образования, либерализации общественной жизни. Поражение в Крымской войне стало главной причиной и отправной точкой реформ 60-70-х гг. ХIХ в..

С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-политической жизни страны. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 гг., петрашевцам - всего освобождалось 9 тыс. человек. Были сняты многие запреты, свободнее стали выдаваться заграничные паспорта (при Николае I цена заграничного паспорта достигала 500 рублей, что было равносильно запрету выезда за границу), была ослаблена цензура, ликвидированы военные поселения (1857).

Реформы Александра II

Крестьянская реформа. Главным препятствием на пути реформирования страны оставалось крепостное право. Сегодня ряд исследователей считает, что крепостническая система не исчерпала свои резервы и еще могла существовать. Однако надо помнить, что, во-первых, крепостное право диктовало стране крайне замедленные темпы развития. В России не было свободных рабочих. Большинство вольнонаемных работников были оброчными помещичьими или государственными крестьянами, еще не полностью порвавшими с землей. Промышленности нужны были постоянные квалифицированные рабочие. Во-вторых, помещичьи хозяйства в целом развивались не за счет вложения капитала и развития техники, а за счет усиления эксплуатации «живой собственности» - крестьян. Резервы роста на этом пути были исчерпаны. В-третьих, крепостное право было безнравственно. В большинстве стран Европы феодальные отношения были к этому времени ликвидированы.

Надо помнить, что, отменяя крепостное право, самодержавие вынуждено было идти вразрез желаниям большей части дворян. Но в правящих кругах к 50-м гг. ХIХ в. сформировалась влиятельная группа чиновников – сторонников реформ во главе с братом царя великим князем Константином Николаевичем – морским министром, а затем председателем Государственного совета. В эту «команду», называемую противниками «красными бюрократами», входили братья Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Головнин, А.М. Горчаков, М.Х. Рейтерн, П.А. Валуев – будущие министры Александра II. Поддерживала императора и его тетка великая княгиня Елена Павловна, которая первая в 1859 г. отпустила на волю с землей 15 тыс. своих крепостных в Полтавской губернии.

В 1856 г. царь заявил московским дворянам, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Намекая на новую пугачевщину, Александр II надеялся, что дворяне откликнутся на призыв царя. Но этого не случилось. Тогда в 1857 г. был создан очередной Секретный комитет для подготовки реформы. Вскоре его переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу и реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Помещики вынуждены были откликнуться на призыв царя. К лету 1858 г. были созданы губернские дворянские комитеты, направлявшие в столицу свои отзывы. Для их рассмотрения и составления подробного проекта реформы были образованы Редакционные комиссии, включавшие чиновников, представителей общественности – экспертов (ученых, статистиков, экономистов, помещиков-практиков) из губернских комитетов. Их возглавляли граф Я.И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н.А. Милютин, которые много сделали для того, чтобы направить работу комиссий в либеральное русло. Помещики-крепостники называли некоторых членов комиссий «красными», обвиняли их в желании «обобрать дворян», Милютина вызывали на дуэль. В этих условиях Александр II проявил необыкновенную настойчивость. В октябре 1860 г. выработанный документ поступил в Главный комитет, который возглавил брат царя великий князь Константин Николаевич. Он обеспечил в целом успешное прохождение либерального проекта Редакционных комиссий. С конца января 1861 г. крестьянский вопрос обсуждался в Государственном совете. Большинство Совета было против предложенного проекта, но Александр II утвердил мнение меньшинства, и 19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего вступления на престол, подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъясняющих условия освобождения крестьян.

Рассмотрим основные положения крестьянской реформы. Главным содержанием ее была отмена крепостного состояния, как официально именовалось право собственности помещика на крестьян. Теперь крестьян перестали продавать, дарить, проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или избивать по приказу помещика. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на свое имя заключать различные сделки, открывать торговые и промышленные заведения.

Крестьянин получал за выкуп земельный надел. Около четверти суммы стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму (75-80 %) помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет. Эти условия больше всего устраивали государство, которое получило с крестьян намного больше, чем уплатило помещикам, т.к. выкуп рассматривался как «ссуда» крестьянину, взыскиваемая по 6 % в год. В результате до 1 января 1907 г., когда правительство было вынуждено объявить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд. рублей при рыночной оценке земли около 550 млн. рублей. До выкупа крестьянин считался «временно обязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Средний размер «душевого» надела составил 3,3 десятины (1 десятина = 1,09 га). Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки»). Реформа сохранила помещичье землевладение с таким расчетом, чтобы переданной крестьянам земли не хватало и они вынуждены были обращаться за ней к помещикам. У 10 млн. бывших крепостных было 33,7 млн. десятин, у 100 тыс. помещиков – 69 млн. десятин. Выкупные платежи и все подати крестьяне платили сообща, общиной (миром). Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Крестьяне, конечно, ждали не такого освобождения. К тому же царский манифест был так замысловато написан московским митрополитом Филаретом, что Лев Толстой определил: «Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим». Отсюда пошло выражение «филькина грамота» (т.е. документ бестолковый). Воспоминания современников рисуют многочисленные картины всеобщего разочарования и возмущения крестьянской массы. Сразу возникли слухи, что помещики скрыли настоящую волю, подписанную царем (т.н. «золотую грамоту»), и разослали поддельные документы. Во многих селах вспыхнули восстания. В январе – мае 1861 г. было 1370 массовых крестьянских выступлений. Самые значительные из них произошли в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии.

Оценивая крестьянскую реформу необходимо отметить следующее. Во-первых, реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было. Во-вторых, главный недостаток реформы заключался в том, что крестьяне не получили достаточно земли. Тот факт, что у крестьян даже отняли пятую часть земли, которой они пользовались до реформы, и их заставили заплатить за полученные наделы втридорога, чрезвычайно затормозил развитие сельского хозяйства. Кроме того, в деревне сохранились пережитки крепостничества в виде полубарщинной или отработочной системы хозяйства, основанной на отрезках и недостаточных наделах крестьян.

И все же по своему влиянию на будущее развитие России это была прогрессивная, действительно Великая реформа, как называли ее выдающиеся русские историки и экономисты. Она ознаменовала начало новой, раннеиндустриальной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Велико было нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, важнейшими из которых были земская, городская, судебная и военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу. Рассмотрим основные положения этих реформ.

Реформы в области местного управления.Указом от 1 января 1864 г. в России вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства учреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза. Все избиратели делились на три курии: земледельческая, городская и сельских крестьянских обществ. Земства имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Согласно закону, земства были избраны только в 33 из 50 российских губерний.

В июне 1870 г. было издано «городовое положение», вводившее всесословное местное управление – городские думы. Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы соответственно сумме выплачиваемых ими налогов. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и несколько тысяч мелких. Гласными городской думы избирался городской голова и члены городской управы. Первоначально «Городовое положение» было введено в городах Европейской России и Сибири. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство.

Надо помнить о том, что земства и городские думы были лишены политических функций (хотя вскоре земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству). Местное самоуправление создавалось правительством с целью улучшения положения дел в тех сферах общественной жизни, до которых у администрации «не доходили руки». Их деятельность ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами. Они занимались устройством и содержанием местных путей сообщения, благотворительных учреждений, почты, местных тюрем, развитием торговли и промышленности, здравоохранения, народного образования и т.д. Например, земские врачи и фельдшеры впервые стали проводить профилактическую работу: делать прививки, бороться с распространением заразных болезней, беря минимальную плату за лечение (5-10 копеек). Все же, несмотря на все усилия, к 1905 г. в российской провинции один врач приходился на 30-40 тысяч человек. Появились земские агрономы, ветеринары, юридические консультации, статистические бюро. В городах думы создавали биржи труда, «дома дешевых квартир» для малоимущих, ночлежки для нищих. Однако деятельность земств и городских дум была ограничена их финансовыми возможностями и контролем со стороны администрации. Губернатор мог отменить любое решение земства или думы.

Судебная реформа. Дореформенный суд в России почитался «кривосудием». Без всякого общественного контроля выносили николаевские судьи свои приговоры, которые зачастую обуславливались пристрастием, произволом и взятками. Новые судебные уставы 1864 г. во многом преобразили это «темное царство». Новый суд строился на бессословных началах и на принципе равенства всех подданных перед законом. Впервые в России утверждались четыре принципа права: несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства.

По реформе вводились две системы судебных органов: выборные (мировые судьи и съезды мировых судей) и назначенные (окружные суды и судебные палаты). Мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами из местных жителей с определенным образовательным и имущественным цензом, решали дела единолично. Они рассматривали мелкие преступления и проступки, мелкие гражданские иски. Окружные суды учреждались на губернию и занимались основной массой гражданских и уголовных дел. Судебная палата занималась самыми важными уголовными и почти всеми политическими делами. Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат.

В уголовных судах вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию «из местных обывателей всех сословий». Для юридической помощи нуждающимся и для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов (присяжных поверенных), а предварительное следствие по уголовным делам, ранее находившееся в руках полиции, теперь перешло к судебным следователям.

Судебная реформа была самой последовательной и демократической из всех, но уже вскоре ее основания стали ограничиваться. С 1871 г. следствие по политическим делам стали проводить жандармы. Эти дела передавали не в суд присяжных, а в особое присутствие Сената. Сохранились особые суды для крестьян (волостной суд) и духовенства (консистория). Остался ведомственный суд и для военных. Хотя в 1863 г. были отменены телесные наказания шпицрутенами, кнутами и т.д., сохранилась, как тогда говорили, «привилегия быть секомыми» розгами для крестьян (по решениям волостных судов), а также для ссыльных, каторжан и штрафных солдат.

Но еще раз подчеркнем: судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. Например, к 1917 г. в России было 16,5 тыс. адвокатов, т.е. на душу населения больше, чем в 1977 г. в СССР. Главное же, русские дореволюционные адвокаты завоевали национальное и мировое признание, выдвинув созвездие первоклассных юридических талантов (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович и многие другие).

Военные реформы. Военные преобразования начались в 1861 г., когда во главе военного министерства стал Дмитрий Алексеевич Милютин. Этот пост он занимал 20 лет и был самым выдающимся из военных министров за всю историю России. Под его руководством произошло сокращение численности армии (с 1,1 млн. человек в 1864 г. до 740 тыс. в 1867 г.) без снижения ее реального военного потенциала. Ему удалось изменить структуру армии, совершенствовать военно-судебную систему, облегчить положение солдата, обновить и качественно улучшить офицерский корпус (в середине 1860-х гг. половина офицеров не имела никакого образования). С этой целью была создана система военных гимназий и юнкерских училищ для подготовки офицерских кадров. В ходе реформы проводилось перевооружение армии: появились стальные, заряжавшиеся с казенной части орудия; пехота получила знаменитую «трехлинейную» винтовку 1891 г., с которой сражались и в 1941 г. У России появился паровой флот, а в 1872 г. был построен первый броненосец.

Главное достижение военной реформы - переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (закон 1 января 1874 г.). Призыву на службу подлежало все мужское население страны, достигшее 21 года без различия сословий. Для армии устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота – 7 лет службы и 3 года в запасе. Были установлены многочисленные льготы по семейному положению. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе тянули жребий. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и подготовленные резервы на случай войны.

Реформа давала стимул к образованию, от уровня которого зависел срок службы: имевший высшее образование служил полгода, окончивший гимназию – 1,5 года, городскую школу – 3 года, начальную – 4 года. В армии рядовых учили грамоте, т.к. до 80 % призывавшихся в то время на службу составляли неграмотные. В целом военные преобразования Д.А. Милютина перестроили российскую армию на современный лад; способствовали ускоренному росту железных дорог как необходимого условия для проведения мобилизации в такой обширной стране, как Российская Империя. Первое серьезное испытание – русско-турецкая война 1877-1878 гг. показало высокий уровень боевой подготовки армии.

Кроме перечисленных, в 60-70-е гг. были проведены и другие реформы. В сфере финансов был создан единый Государственный банк. С 1862 г. началась публикация государственного бюджета. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля.

В сфере образования в 1858 г. были открыты первые женские училища. С 1864 г. женщин впервые стали брать на службу в государственные учреждения. Университетский устав 1863 г. возрождал принцип автономии высшей школы. Все должности, в том числе и ректора, были выборными. Учебными, научными и финансовыми делами университета ведал Совет из профессоров, а проступки студентов рассматривал университетский суд.

Реформа печати (1865 г.) устраняла – только в столицах – предварительную цензуру изданий и вводила наказание по суду за помещение «недозволительных» сведений. Но министр внутренних дел после трех «предостережений» имел право прекратить выпуск газеты или журнала.

Таким образом, реформы 60-70-х годов ХIХ в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Александр II считал, что реформы не должны привести к дестабилизации общества, распаду многонациональной империи. В 1865 г. он так ответил на предложение собрать «выборных людей»: «Я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня – и завтра Россия распадется на куски». Рубежом, означавшим поворот в сторону отказа от реформаторства, стал выстрел в царя Д. Каракозова в апреле 1866 г. Но процесс реформ все-таки не был полностью прекращен. Потребности модернизации страны, требования либеральных и революционных кругов, стремление правительства преодолеть внутриполитический кризис на рубеже 70-80-х годов не только репрессиями, но и диалогом с умеренными элементами, заставили вновь обратиться к идее представительных учреждений, обсуждавшийся с начала 60-х гг. В начале 1881 г. Александр II утвердил проект министра внутренних дел и фактически управлявшего Россией генерала М.Т. Лорис-Меликова, иногда неверно называемый в литературе «конституцией». На деле при Государственном Совете создавались две комиссии для подготовки законов из чиновников и назначенных царем (а не выборных) «сведущих людей» - представителей земств и городских дум. Но после гибели Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 г. проект был отклонен.

Наши рекомендации