По противодействию экстремизма в молодежной среде
Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Киняшева Ю.Б.
Тульский государственный университет
В современном российском обществе экстремизм является одной едва ли не самой острой проблемой, которая проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах. Свои особенности имеет экстремизм в молодежной среде, вытекающие из сущности молодежи как социальной группы, характеризующейся неустойчивым социальным поведением, неопределенностью взглядов на происходящие события, повышенным максимализмом. Стремление молодых людей обрести независимость и самостоятельность, преодолеть внутренние противоречия зачастую приводят к развитию деструктивных форм активности: формированию радикальных убеждений, вовлечению в экстремистские молодежные организации разной направленности; участию в насильственных акциях и др. Анализ статистических данных (МВД России) показывает, что из 428 лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, в 2009 г. за совершение преступлений экстремистской направленности – 344 (более 80%) молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, 112 из них – несовершеннолетние. В составе организованной группы совершено 121 такое преступление, пять преступлений совершены преступным сообществом (организацией). В первом полугодии 2010 года расследовано 362 преступления экстремистской направленности, из которых – 120 совершены в составе организованной группы, а 19 – преступным сообществом (организацией). Выявлено 245 лиц, их совершивших, из них – 171 в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе – 52 несовершеннолетних [1, с. 4].
Проявление экстремизма в современной России обусловлено многообразием факторов политического, социального, культурного, экономического, информационного, правового спектра, что предопределяет значительное развитие и распространение экстремистских форм среди молодежи.
Сложность разрешения данной ситуации заключается также в том, что экстремистские проявления часто маскируются под инакомыслие. Размытость определения экстремистской деятельности создает препятствия в деятельности органов государственной власти по предупреждению экстремизма.
Одним из важнейших направлений в работе органов власти всех уровней является противодействие распространения экстремизма, включающее правовые, профилактические, воспитательные, пропагандистские меры. При проявлении признаков или фактов экстремизма органы власти вправе первоначально вынести предупреждение общественному или религиозному объединению, а в случае не устранения нарушений осуществить ликвидацию организации, в крайнем случае – привлечь к гражданской или уголовной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены основные принципы работы органов власти в данном направлении: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности [2].
Однако существующие экстремистские тенденции в молодежной среде свидетельствуют о необходимости совершенствования механизмов по их профилактики. Представляется целесообразным государственной власти использовать следующие методы по борьбе с экстремизмом в молодежной среде:
1. Закрепление патриотических, духовно-нравственных ценностей в приоритетах деятельности органов власти, включая структуры, занимающиеся молодежной политикой.
2. Привлечение общественных молодежных структур и средств массовой информации для разработки программ по профилактике экстремизма в молодежной среде;
3. Оптимизация работы правоохранительных структур по противодействию экстремизма.
4. Совершенствование правовой базы противодействия экстремизму (в том числе в СМИ);
5. Преодоление коррупции в органах власти и иных государственных структурах;
6. Содействие в межведомственной координации между органами по делам молодежи и органами правопорядка;
7. Проведение региональных конкурсов проектов молодежных организаций, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи;
8. Проведение антиэкстремистской информационной политики в государстве;
9. Совершенствование инструментов социальной политики в сфере занятости и трудоустройства молодежи;
10. Организация досуга молодежи.
Таким образом, для успешного противодействия молодежному экстремизму необходимо не только устранить существующие проблемы в деятельности органов власти, а также оптимизировать их работу, но и наладить взаимодействие с общественными институтами, реализуя совместные гражданские инициативы, преодолевая распространение экстремизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.socyouthran.ru/bookview.php?file=11
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html.
Кузнецова И. Е.