По профилактике экстремизма в молодежной среде

Предмет профилактики Объект профилактики
Молодежь в целом Молодежные группы, находящиеся в зоне риска
Улучшение среды Оптимизация молодежной среды в целом Разработка и внедрение методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи
Воздействие на личность Развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма Разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности

При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности. Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях.

Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет. В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов.

Рассмотрим две из нескольких возможных моделей.

1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.

В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт.

Важнейшими направлениями профилактики здесь становятся искусственное повышение хронологической даты «взросления» молодого человека через введение 12 - летнего обязательного общего образования, а также расширение системы заочного, очно-заочного, дистанционного профессионального образования. Создание подобной ситуации позволит усилить социализирующую и контролирующую функцию семьи, а также ближайшего сообщества, в котором существует и действует молодой человек. Увеличение количества лет, затрачиваемых на получение общего образования, позволяет пережить «кризисный» подростковый возраст в рамках традиционных институтов социализации (школа, семья).

Важнейшим элементом деятельности властных структур в условиях данной модели должна стать эффективная социальная политика, направленная на повышение жизненных шансов, возможностей для социально незащищенных слоев молодежи, через решение важнейших социальных проблем, таких как обеспечение жильем, трудоустройство и др.

В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие контролируемых и финансируемых государством молодежных средств массовой информации (при полном обеспечении этими СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию, а не формировать в среде молодежи только ценности обогащения, свободного секса и консюмеризма.

Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения, требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций. Кроме этого, необходимо создать эффективные механизмы решения социальных проблем подростков и молодежи через систему детских и молодежных общественных объединений, для чего их деятельность должна осуществляться в том числе и на основе государственного или муниципального заказа.

Недостатком модели является то, что она жестко ориентирована на авторитарный тип социального управления, что ведет к определенному игнорированию интересов молодежи, снижению ее собственной социальной активности. Данная модель не создает механизма управления латентными процессами, происходящими в молодежной среде (появление и деятельность неформальных молодежных объединений). Важно и то, что в современном обществе практически невозможно оградить молодого человека от информационного потока, содержащего элементы насилия, агрессии и экстремизма, транслируемого средствами массовой коммуникации (журналы, газеты, Интернет). Тем не менее, модель имеет право на существование и может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодежной среде. Также данная модель может быть применена в отдельных регионах, находящихся на периферии, где слабо развито общественное молодежное движение, и процесс социализации молодого поколения, в основном, протекает в рамках традиционных институтов.

2. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.

В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер. Теоретическим основанием данной модели являются разработки европейских, американских и отечественных ученых (в России работы, направленные на исследование молодежных субкультур, появились только в последние годы), которые могут быть объединены в рамках теории peer group. При этом в отечественной научной литературе пока нет однозначной трактовки термина peer group, который может быть условно переведен как "группа сверстников", "группа равных". В данном случае имеется в виду не только равенство по возрасту, но также и равенство по положению в обществе. Суть данной теории определяется несколькими базовыми положениями:

§ в подростковом и молодом возрасте люди стремятся к объединению со своими сверстниками, создавая peer group;

§ peer group могут иметь как статус неформального объединения, создаваемого самой молодежью спонтанно, независимо от взрослых, так и формального, создаваемого взрослыми людьми специально для молодежи;

§ peer group выполняют функцию “транспортировки” молодежи из детства во взрослое общество, создавая возможности для усвоения ее представителями различных социальных ролей, позиций и статусов;

§ peer group может нести в себе как деструктивный, так и общественно одобряемый потенциал;

§ peer group - это, в первую очередь, функция свободного времени, т.е. подростки и молодежь создают такие объединения как форму организации своего досуга.

Сегодня именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур. В связи с этим можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели.

Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специалистами. В основе данной стратегии лежит механизм управляемого «гедонистического риска». Государство в первую очередь в лице органов по делам молодежи создает поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, спидвэй, сноуборд, скайдайвинг и т.д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое деятельностное русло позитивной направленности.

Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодежи. Важно отметить, что государство должно не просто инициировать неформальное движение, но и при помощи средств массовой коммуникации создать его имидж, привлекательный для молодежи, сформировать установку у молодых людей для вхождения в его состав.

Данная модель профилактической работы имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, что предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей. В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных соответствующим образом специалистов, ограниченного числа специализированных учреждений, системно работающих с представителями молодежных субкультур, недостаточной информированностью государственных и муниципальных органов власти о молодежных субкультурах и процессах, протекающих в молодежных сообществах. Кроме этого, реализация данной модели объективно требует достаточно серьезных материальных и финансовых вложений в молодежную сферу.

Элементы представленных моделей в той или иной степени реализуются в современной России. Например, органы по делам молодежи реализуют традиционную модель профилактики экстремистской активности, опираясь на деятельность учреждений по работе с молодежью, зарегистрированных молодежных объединений, пытаясь вовлечь подростков и молодых людей в социально одобряемые формы активности, решить некоторые социально-экономические проблемы молодых людей. Можно наблюдать и попытки реализации второй модели, ярким примером этого является попытка профилактики политического экстремизма молодежи через создание антифашистского движения «Наши». Фактически речь идет об искусственно созданной молодежной субкультуре псевдоэкстремистской направленности. Движение использует протестный потенциал молодежи, направляя его против абстрактной категории «пораженческая элита». При этом зачастую деятельность движения носит девиантный характер (несанкционированные пикеты, митинги, акции, марши и т.д.). В то же время идеология движения базируется на ценностях гражданственности и патриотизма. Важно и то, что движение создает своеобразный социальный лифт для активной, карьероориентированной молодежи через систему дополнительного образования, стажировок и т.д.

Наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы вышеописанных. Исходя из такого подхода, далее будут сформулированы основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодежной среде.

Наши рекомендации