По формированию системы профилактики экстремизма в молодежной среде

На сегодняшний день в России преобладает стихийный тип экстремистской активности, включающий в себя отдельные элементы формирования экстремистских организаций и сетей. Это, с одной стороны, позволяет снизить социальную напряженность в обществе за счет низкого уровня организованного молодежного экстремизма (например, по сравнению с ростом политического экстремизма в среде европейской молодежи), но, с другой, – требует особых форм организации системной профилактической работы. Это обусловлено тем, что в стране высок уровень экстремизма данного типа, который имеет латентный характер и проявляется в редких, но жестоких действиях молодых людей. Учет особенностей проявления молодежного экстремизма с точки зрения направленности и выраженности экстремистских установок должен стать важным принципом при разработке и внедрении системы профилактической работы как на уровне Российской Федерации в целом, так и в отдельных регионах.

При выделении объекта профилактической работы необходимо учитывать иерархизированный характер деятельности по профилактике молодежного экстремизма. В связи с этим объект предстает как система, включающая несколько уровней.

1. Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного “попадения” в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

§ выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

§ «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

§ дети, подростки, молодежь независимо от аскриптивного статуса, имеющие склонность к ненормативной агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

§ носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных кампаний;

§ члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При рассмотрении объекта профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти референтную группу, доминантным поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 - 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не детерминировано практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Предмет профилактической работы дифференцируется на основе дихотомии: «личность – среда», в связи с чем основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

· оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

· формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработка методов его разрушения, организация на его месте конструктивных социальных зон;

· создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

· разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Взаимодействие объекта и предмета профилактической работы может быть описано следующей моделью (см. табл. 1).

Представленная матрица позволяет оптимизировать деятельность по профилактике экстремизма в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями власти. На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

- создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде российской молодежи;

- создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

- создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;

- развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

- создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала российской молодежи.

Таблица 1

Наши рекомендации