Профессиональная социализация как альтернатива распространения экстремизма в молодежной среде

Научный руководитель: канд. полит. наук, доцент Толочко А.В.

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». В другом определении, которое даётся Л.А. Новиковой, под этим процессом понимается формирование и развитие профессионально значимых качеств, знаний, навыков и умений, овладение опытом, традициями, сложившимися в определённой профессиональной среде [1,с.19]. А.К. Маркова рассматривает профессиональную социализацию как процесс, который включает в себя: выбор профессии с учётом своих интересов и возможностей; освоение сути профессии; осознание себя как профессионала, развитие своей личности средствами профессии и т.д. В целом профессионализация по Марковой – это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала как одного из аспектов развития личности. Таким образом, можно говорить о том, что профессиональная социализация является способом осуществления преемственности поколений, передачи опыта и воспроизводства трудовых отношений, именно таким образом происходит вхождение человека в мир профессиональной деятельности, в котором он усваивает социальный опыт. Профессиональную социализацию можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, как процесс вхождения молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой стороны, как процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования [2,с.308]. Саморазвитие находится в основе профессионального становления и самопроектирования личности. В профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное есть, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь [3,с.240].

Кроме того, профессиональная социализация включает систему ценностей общества, духовное развитие, определение норм морали (хорошо или плохо, добро или зло). Одним из сегментов совокупности идей и ценностей, усваиваемых молодым человеком, является и отношение его к конституционным нормам и гражданственности. Самодостаточность молодых специалистов отвлекает его от экстремистских направлений и борьбы с «системой». Молодой человек, находясь в обществе, накапливает социальный опыт и чтобы избежать столкновений интересов следует обратить внимание на то, что в последнее время наблюдается тенденция нарастания экстремистских направлений, это стало опасным звеном в российском обществе, а его предотвращение – одной из важнейших задач российского государства и гражданского общества. Молодёжь в России выступает главным резервом экстремистских групп, его причины, по нашему мнению, кроются в особенностях социального, социокультурного, политического статуса молодёжи. Под влиянием политических, экономических, социальных факторов в молодёжной среде, легче формируются радикальные позиции. Таким образом, молодёжь пополняет ряды экстремистских организаций, которых активно используют политические деятели в своих целях.

В результате этого, нами были составлены следующие рекомендации по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде:

1. Создание таких условий, которые способствовали снижению активности экстремизма в молодёжной среде и информирование молодёжи о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности;

2. Изменение ценностных ориентаций молодёжи (предотвращение отрицания норм и конституционных обязанностей);

3. Создание и развитие альтернативных молодёжных объединений, которые не идут в разрез законодательству РФ;

4. Усиления роли традиционных институтов социализации (усиление контроля органов власти за воспитательным воздействием семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации);

5. Профилактика экстремизма в студенческой среде (повысить значимость студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде, создать курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создание сети образовательных центров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилактике молодежного экстремизма).

Применение этих рекомендаций, по нашему мнению, позволит снизить уровень развития молодежного экстремизма, а также позволит найти баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова, Л.А. Формирование профессиональных качеств специалиста на начальной ступени непрерывного педагогического образования / Л.А. Новикова. – Якутск, 1999. – 19с.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308с.

3. Психология развития личности / под ред. А.В. Петровского. Научно – исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.

Горшкова М.В.

Наши рекомендации