Методические материалы по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде

Методические материалы по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде

Профилактическая и коррекционная работа

При организации коррекционной деятельности с девиантными подростками и юношами необходимо, прежде всего, исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения и учета специфики влияния среды на развитие личности.

Существуют различные формы и методы психокоррекционной работы, основными среди них являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг (Змановская, 2003; Беличева, 1993; Кулаков, 2001).

В числе наиболее распространенных вариантов тренинга различают следующие.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В содержании такого тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Тренинг ассертивности, или аффективно-ценностного обучения. Базируется на представлении о том, что экстремизм непосредственно связан с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это развитие умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, а также способности принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Выделяются также следующие формы профилактики и коррекции экстремизма.

1. Организация деятельности, альтернативной экстремизму и ксенофобии. Данная форма коррекции связана с представлениями о необходимости заместить девиантное поведение какой-либо альтернативой. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике (повышение самооценки или интеграция в референтную среду). Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество и т.д. (Гоголева, 2002; Менделевич, 2001).

2. Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся, склонным к экстремизму поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ, так как для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов.

Литература

1. Демоз Л., Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 230 с.

3. Психология развития: Словарь/Под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

5. Стиль человека: психологический анализ/Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. 310 с.

Методы саморегуляции

Наиболее распространенным методом является тренинг релаксации, основы которого разработаны Э. Джекобсом.

Мышечная тренировка сопровождается вербальной релаксацией. Вербальные процедуры релаксации подразумевают либо инструктирование учащихся консультантами, либо самоинструктирование. Эти навыки позволяют использовать релаксацию в любых жизненных ситуациях.

Ментальная релаксация также расширяет возможности клиентов и усиливает эффект процедуры. Она обычно подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены. Консультанты могут выяснить, какие сцены учащиеся находят особенно благоприятными, и помогать им вербально. Ментальная релаксация часто используется после мышечной релаксации.

Дифференцированная релаксация подразумевает сочетание минимального напряжения мышц, участвующих в совершении действия, с расслаблением других мышц.

Другой процедурой, помогающей справляться со стрессом, является условная релаксация. Консультанты обучают клиентов связывать ключевое слово, например "покой" или "отдых", с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релаксации. В дальнейшем учащиеся могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги.

Большое значение имеют прямые рекомендации клиенту: полноценно отдыхать, не брать на себя чрезмерных обязательств, выделять достаточно времени для еды и сна, сохранять физическую форму.

Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля. При этом первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением: в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения. Самонаблюдение часто осуществляется в форме дневника. Оно повышает уровень осознания и самоконтроля и используется для оценки прогресса.

При этом учащиеся могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положительное самоподкрепление.

Литература

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.; Воронеж, 2002.

4. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. М., 2003.

5. Зязюлькин П.В. Девиантное поведение учащихся и организация его коррекции: Методические материалы. Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.

6. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психологов. СПб., 2001.

8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. М., 2001.

9. Моргун В.Ф., Седых К.B. Делинквентный подросток: Учеб. пособие по психопрофилактике, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения подростков для социальных педагогов, студентов педагогических, психологических, юридических специальностей, интернов-психиатров. Полтава, 1995.

10. Раттер М. Помощь трудным подросткам. М., 1987.

11. Теория и методика социальной работы: В 2-х т. М., 1993.

______________________________

*(1) Приложение к письму Минобрнауки России от 25.03.2016 N 09-582.

*(2) Марцинковская Т.Д. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. М., 2010.

*(3) Ванданова Э.Л. Стилевые особенности семейного воспитания [Текст]/Э.Л. Ванданова//Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.)/Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2015. С. 230-232.

*(4) Маргинальность в современной России: Коллективная монография. М., 2000.

*(5) Гусельцева М.С. Взаимосвязь культурно-аналитического и историко-генетического подходов к изучению социализации и становления идентичности в психологии//Психологические исследования. 2013. Т. 6. N 27. С. 2, URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.10.2015).

*(6) 1. Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем//Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре: материалы 1-й региональной школы молодых ученых психологов. 2000. С. 8-16.

2. Солдатова Г., Шайгерова Л. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций//Психологические исследования (электронный журнал). 2015. Т. 8, N 40.

3. Марцинковская Т.Д. Современная психология - вызовы транзитивности//Психологические исследования. 2015. Т. 8, N 42. С. 1, URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.10.2015).

*(7) Как, впрочем, и в любые другие альтернативные (культурные, социальные) движения.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71293532/#ixzz4oZX93De6

Методические материалы по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде

Наши рекомендации