Семинарские занятия для студентов очной формы обучения
Объем часов – 88 часов.
2 семестр – 40 часов.
3 семестр – 48 часов.
№ п/п | Раздел курса Тема практического занятия | Объем часов | Задания для подготовки к практическому занятию |
Раздел I. Теоретические основы Конституционного права Модуль 1 | |||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина -4 часа Занятие первое 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Российской Федерации. 2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. 3.Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения. 4. Система конституционного права Российской Федерации: понятие и основы ее построения. 5. Место и роль конституционного права в системе права Российской Федерации. Занятие второе 1. Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды. 2. Конституционно-правовая ответственность: понятие и особенности, основания и субъекты. Процедурные формы применения конституционно-правовой ответственности. Санкции. 3. Конституционное право Российской Федерации как наука: понятие, предмет, система, источники, основные задачи. Методы изучения конституционного права. 4. Конституционное право Российской Федерации – специальная учебная юридическая дисциплина. Значение конституционного права для подготовки юристов. | 2 часа 2 часа | 1.На примере конкретного федерального закона (например, Федерального закона «Об обращениях граждан Российской Федерации») провести классификацию норм, выявить субъекты и объекты конституционно-правовых отношений, основания их возникновения, изменения и прекращения. 2.Сравнить определения предмета регулирования конституционного права Российской Федерации, содержащиеся в разных учебниках по конституционному праву. 3. Составить сравнительную таблицу законов РФ о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов с учетом их правовых особенностей. 4.Подобрать примеры нормативных правовых актов субъектов РФ – источников конституционного права. 5.Привести примеры применения различных методов при изучении государственно-правовых явлений (например, организация и проведения выборов). 6.Подготовить обзор научной статьи по проблемам конституционно-правовой ответственности (по своему выбору). | |
Тема 2. Конституция Российской Федерации и ее развитие Занятие первое 1. Понятие и сущность конституции. 2.Основные этапы развития российской конституции. 3. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации. 4. Структура Конституции Российской Федерации. Занятие второе 5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения поправок в главы 3 – 8 и изменений в статью 65. Конституционное Собрание, его конституционно-правовой статус. 6. Толкование Конституции Российской Федерации. 7. Способы и гарантии реализации Конституции Российской Федерации, ее прямое действие. 8. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации. | 2 часа 4 часа | 1.Подобрать несколько различных мнений ученых о сущности Конституции, проанализировать их. 2. Составить проект закона РФ о поправке к Конституции. 3. Подготовить проект акта, вносящего изменение в ст. 65 Конституции РФ. 4.На примере конституции (устава) конкретного субъекта РФ проиллюстрировать проблемы их соотношения с Конституцией РФ. 5.Привести несколько примеров толкования статей Конституции с использованием различных способов и видов толкования. 6.Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ. | |
Раздел II ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Модуль 2 | |||
Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации– 8 часов Занятие первое 1. Понятие конституционного строя и его основ. 2. Человек, его права и свободы – высшая конституционная ценность. 3. Конституционные основы государственности Российской Федерации 3.1. Российская Федерация – демократическое государство. 3.2. Конституционное закрепление России как федеративного государства. 3.3. Российская Федерация – правовое государство. 3.4. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации. 3.5. Российское государство – социальное государство. Основные направления социальной политики Российской Федерации. 3.6. Российское государство – светское государство. 3.7. Конституционное закрепление Российской Федерации как государства с республиканской формой правления. 3.8. Суверенитет Российской Федерации: понятие, гарантии, проблемы защиты в условиях глобализации. Занятие второе 1. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации. Конституционно-правовое значение понятия многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти. 2. Формы осуществления власти народа. Непосредственная (прямая) и представительная (непрямая) демократия, их взаимосвязь. 3. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения, проведения и определения результатов. Ограничение круга вопросов, выносимых на референдум. 4. Иные институты непосредственной демократии. 5. Местное самоуправление в системе народовластия. Занятие третье 1. Конституционные основы общественно-политической деятельности. Принцип политического многообразия и его роль в осуществлении демократии в Российской Федерации. 2. Правовой статус политических партий и других общественных объединений, порядок их создания и государственной регистрации, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации. 3. Общественная палата Российской Федерации: статус, порядок формирования, роль в обеспечении взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами власти. 4. Конституционные основы социально-экономической деятельности. 5. Конституционные основы духовно-культурной деятельности. Правовой статус религиозных объединений. Порядок их создания и деятельности. | 2 часа 4 часа 2 часа | 1.Продумать наименование статей главы 1 Конституции РФ, обосновать выбор наименований статей. 2. Решение задач. 3.Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ об основах конституционного строя Российской Федерации. 4.Соотнести понятия «общественный строй», «государственный строй», «конституционный строй». Схематически изобразить соотношение. 5.Соотнести понятия «народный суверенитет» и «государственный суверенитет». 6.Перечислить причины, влияющие на государственный суверенитет; указать меры, способствующие усилению государственного суверенитета. 7.Дать консультацию о процедуре проведения референдума Российской Федерации. 8.Объяснить целесообразность ограничения круга вопросов, выносимых на референдум. 9.Дать консультацию о процедуре создания политической партии. 10.Подготовить экспертное заключение на отдельные статьи Федерального закона «О политических партиях». 11.Подготовить проект мотивированного заключения о приостановлении деятельности политической партии. 12.Привести примеры правовых позиций Конституционного Суда РФ, связанных с определением юридического содержания категорий «правовое государство», «социальное государство», «светское государство». 13.Подготовить проект заключения о соответствии положений законов ряда субъектов Российской Федерации о дополнении ФГОС общего образования курсом «Православная культура» конституционному принципу светского государства. | |
Раздел Ш ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Модуль 3 | |||
Тема 4. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации 1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина, их закрепление в Конституции Российской Федерации. 2. Принципы правового статуса человека и гражданина. 2.1. Принцип высшей ценности человека, его прав и свобод. 2.2. Естественный и неотчуждаемый характер прав человека и гражданина. 2.3. Принцип равноправия. Равенство прав мужчины и женщины: содержание и проблемы реализации. 2.4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. 3. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России. | 4 часа | 1.Подобрать и проанализировать решения Конституционного Суда РФ, связанные с содержанием принципов правового статуса человека и гражданина. 2. Решение задач. 3.Подобрать примеры, иллюстрирующие значение конституционных основ статуса личности для профессиональной деятельности юриста, формирования его правосознания и правовой культуры. 4.Подготовить примеры, раскрывающие значение норм международного права в признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. | |
85 | Тема 5. Гражданство Российской Федерации 1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. 2. Развитие законодательства о российском гражданстве. 3. Категории лиц, являющихся гражданами Российской Федерации. 4. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. 5.Прекращение гражданства Российской Федерации. 6. Порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц. Гражданство детей при усыновлении (удочерении). 7. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. | 4 часа | 1.Подготовить перечень документов, которые должен представить иностранный гражданин, обратившийся в полномочный государственный орган СС заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. 2. Дать консультацию о процедуре приема в гражданство Российской Федерации. 3.Составить жалобу на отказ в приеме в гражданство Российской Федерации. 4. Указать, на каком основании студент приобрел (может приобрести) гражданство Российской Федерации. 5.Решение задач. |
96 | Тема 6. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации 1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. 2. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. 3. Институт политического убежища. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении политического убежища в Российской Федерации. 4. Правовой статус российских соотечественников за рубежом. | 4 часа | 1.Найти, обобщить и проанализировать информацию о правовом положении иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, соотечественников. 2.Определить проблемы, связанные с положением лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации. Предложить собственные варианты разрешения указанных проблем. 3.Подготовить проект заявления о предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца. 4.Составить перечень документов, необходимых для получения визы. 5.Подготовить обзор судебной практики по вопросам правового статуса отдельных категорий лиц в России. 6.Дать консультацию о правах лица без гражданства. 7.Решение задач. |
17 | Тема 7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации – 6 часов Занятие первое 1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их юридическая природа и классификация. 2. Личные (гражданские) права и свободы: понятие и содержание. 3. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: понятие и содержание. Занятие второе 4. Экономические и социальные права и свободы, проблемы их реализации. Права и свободы в области культуры. 5. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. 6. Пределы реализации прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовое регулирование ограничения прав и свобод человека и гражданина. | 4 часа 2 часа | 1. Подобрать и проанализировать решения Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, связанные с содержанием личных, политических, социально-экономических и культурных конституционных прав и свобод человека и гражданина. 2.Решение задач. 3. По материалам судебной практики подготовить комментарий фактов нарушений и недопустимых ограничений конституционных прав и свобод, с обоснованием своей позиции. 4.Дать консультацию о порядке проведения митинга (или реализации другого конституционного права). 5.Составить экспертное заключение на проект нормативного правового акта, затрагивающего права и свобод человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. |
18 | Тема 8. Система гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина 1. Понятие гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, их виды. 2. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. 3. Президент Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина. 4. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. 5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его функции, порядок назначения, статус, полномочия. 6. Деятельность органов местного самоуправления, общественных объединений как гарантии прав и свобод человека и гражданина. 7. Самозащита прав и свобод человека и гражданина. 8. Международные гарантии прав и свобод человека и гражданина. | 4 часа | 1.Составить таблицу видов гарантий прав и свобод человека и гражданина. 2.Решение задач. 3. Подготовить проект жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. 4. Подготовить проект ответа Уполномоченного по правам ребенка субъекта Российской Федерации на жалобу гражданина. 5. По конкретной фабуле дела оценить условия допустимости жалоб в Конституционный Суд РФ, Европейский суд по правам человека. 6. Дать консультацию о правилах обращения граждан в орган государственной власти (или орган местного самоуправления). |
Раздел IV ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ Модуль 4 | |||
19 | Тема 9. Федеративное устройство России– 8 часов Занятие первое 1. Основные этапы становления и развития федеративного устройства России. 2.Правовая природа и конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации. Занятие второе 3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации. 5.1. 3.1.Суверенитет Российской Федерации и его гарантии. 5.2. 3.2. Территориальное единство Российской Федерации. Правовой статус территории Российской Федерации и ее границ. 5.3. 3.3.Единое гражданство Российской Федерации. 5.4. 3.4. Общие для Федерации органы государственной власти. Единая система права. 5.5. 3.5. Федеральная государственная собственность и ее объекты. Единая денежная и кредитная система. 5.6. 3.6. Единые Вооруженные Силы Российской Федерации. 5.7. 3.7.Государственный язык Российской Федерации. 3.8.Государственные символы Российской Федерации. Занятие третье 1. Предметы ведения Российской Федерации и их классификация. Принципы, лежащие в основе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. 2. Предметы ведения Российской Федерации в сферах государственного, экономического и социально-культурного строительства, внешних сношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации. 3. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации. 4. Конституционно-правовые основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях. 5. Конституционно-правовые основы национальной и региональной политики в Российской Федерации. 6. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов. 7.Национально-культурная автономия: понятие, система, порядок учреждения и регистрации. Занятие четвертое 1. Субъекты Российской Федерации: виды, наименование, закрепление конституционно-правового статуса в нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации. 3. Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации. 4. Порядок изменения границ между субъектами Российской Федерации. 5. Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации. 6. Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации, их классификация. 5.8.7. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. | 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа | 1.Составить таблицу основных этапов развития российского федерализма. 2.Подобрать примеры, свидетельствующие, по мнению студента, об отступлении от конституционных принципов федеративного устройства России. 3.Описать причины ослабления государственного суверенитета в современной истории России и предложить функциональную модель устранения этих причин. 4.Решение задач. 5.На примере нескольких федеральных законов продемонстрировать различные подходы к разграничению компетенции между РФ и ее субъектами. 6.Составить схему этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. 7.Проанализировать закрепление в конституциях (уставах) субъектов РФ компетенции субъектов РФ, выявить и прокомментировать отличия. 8.Подобрать и прокомментировать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ. 9.Подобрать примеры из судебной практики по вопросу изменения границ между субъектами РФ. 10.Изучить законы субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. 11.Дать консультацию о порядке переименования субъекта Российской Федерации и составить в связи с этим проект нормативного правового акта, связанного с изменением статьи 65 Конституции Российской Федерации. 12. Проанализировать конкретные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Сопоставить их с федеральным законодательством, выявить отличия, прокомментировать их. |
Раздел V СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||
Модуль 5 | |||
Тема 10. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации 1. Понятие и основные признаки государственного органа. 2. Система и виды органов государственной власти в Российской Федерации, конституционные основы их классификации. 3.Федеральные органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 4.Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности. 5. Государственные органы, не являющиеся органами государственной власти: понятие и виды, Конституционно-правовое регулирование их статуса. | 4 часа | 1. Составить таблицу о системе органов государственной власти в Российской Федерации. 2. Решение задач. 3.Подобрать примеры использования в нормативных правовых актах понятий «орган государственной власти» и «государственный орган». | |
Тема 11. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации– 6 часов Занятие первое 1. Понятие избирательного права и избирательной системы. Виды избирательных систем. 2. Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование. Международные избирательные стандарты. 2.1.Всеобщее избирательное право. 2.2. Равное избирательное право. 2.3. Прямое избирательное право. 2.4. Тайное голосование. 2.5. Свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах. 3. Порядок организации и проведения выборов. Понятие, участники и стадии избирательного процесса. 4. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. 5. Избирательные комиссии: система, порядок формирования, статус. 6. Избирательные объединения. Политические партии как участники избирательного процесса. Занятие второе и третье 1. Назначение выборов. 2. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения и выдвижение кандидатов (списков кандидатов) избирательным объединением. 3. Порядок сбора подписей в поддержку кандидатов. 4. Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Основания отказа в регистрации. 5. Статус кандидатов. 6. Предвыборная агитация, ее формы, сроки и условия проведения. 7. Финансирование выборов. 8. Порядок голосования и определения результатов выборов. 9. Основные правила определения результатов голосования при пропорциональной избирательной системе. 10.Повторное голосование, повторные выборы. Опубликование итогов голосования и результатов выборов. 11.Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». 12. Избирательные споры. Ответственность за нарушение избирательных прав. Судебная защита избирательных прав граждан. | 2 часа 4 часа | 1.Подготовить обзор судебной практики судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права. 2. Составить схему последовательности стадий избирательного процесса. 3.Решение задач. 4. Дать юридическую консультацию о правах и кандидата. 5.Составить таблицу особенностей подготовки и проведения различных видов выборов в Российской Федерации. 6.Подготовить проект документа о назначении выборов. 7.Подготовить юридическое заключение по результатам экспертизы проекта поправки к закону, регулирующему избирательные отношения. 8. Выявить в нормативном правовом акте, регулирующем избирательные отношения, положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции при проведении выборов. | |
Модуль 6 | |||
Тема 12. Президент Российской Федерации -4 часа Занятие первое 1. Причины учреждения института президентства в России. 2. Конституционная роль Президента Российской Федерации как главы государства. 3. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации. Символы президентской власти. 4.Полномочия Президента Российской Федерации. Понятие «скрытых полномочий» Президента Российской Федерации. 5. Правовые акты Президента Российской Федерации Российской Федерации. Занятие второе 6. Администрация Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных органах государственной власти и федеральных округах. 7. Совет Безопасности Российской Федерации, Государственный совет Российской Федерации и иные консультативно-совещательные органы при Президенте Российской Федерации. 8.Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации, процедура отрешения его от должности. 9. Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. | 2 часа 2 часа | 1.Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о полномочиях Президента Российской Федерации. 2.Выявить в федеральных законах полномочия Президента Российской Федерации, не обозначенные в Конституции, «скрытые» полномочия. 3.Решение задач. 4. Дать юридическую консультацию, касающуюся процедуры проведения выборов Президента Российской Федерации. 5.По материалам официального сайта Президента Российской Федерации подготовить обзор практики реализации им своих полномочий. 6.Составить проект указа Президента Российской Федерации по указанному вопросу. 7.Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ в отношении оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. | |
Тема 13. Федеральное Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс – 8 часов Занятие первое 1.Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат. Регламенты палат. 2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания. 3. Совет Федерации: состав, порядок формирования. Государственная Дума, ее состав, порядок выборов депутатов. 4. Вопросы ведения Совета Федерации. Вопросы ведения Государственной Думы. Акты палат. 6. Роспуск Государственной Думы: основания и порядок. 7. 5. Внутреннее устройство и органы палат Федерального Собрания, порядок работы. Парламентские слушания. 6. 6. Парламентский контроль: понятие, пределы, формы. 7. 7.Парламентское расследование Федерального Собрания. Занятие второе 1. Законодательство о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации. 2. Правовая природа депутатского мандата. 3. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. 4. Формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. 5. Права и обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, гарантии их деятельности. 6. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. 7.Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Занятие третье 1. Понятие и основные стадии законодательного процесса. 2. Законодательная инициатива: понятие, ее субъекты. 3. Порядок обсуждения законопроектов Государственной Думой. 4. Особенности рассмотрения законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 5. Порядок голосования по законопроектам. Принятие закона. 6. Участие Совета Федерации в законодательном процессе. Порядок разрешения разногласий палат в законодательном процессе. 7. Подписание принятого федерального закона Президентом Российской Федерации. Вето Президента, порядок его преодоления. 8. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов. 9.Опубликование и вступление в силу федеральных законов. | 2 часа 2 часа 4 часа | 1. Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о законодательном процессе. 2.Сделать подборку федеральных законов, которые по-разному вступили в силу. 3.Составить пояснительную записку о необходимости принятия федерального закона по конкретному вопросу государственной или общественной жизни и подготовить его концепцию. 4.Решение задач. 5.Провести правовую экспертизу федерального закона (постановления, заявления и обращения) Государственной Думы и Совета Федерации на соответствие их Конституции РФ и законодательству. Подготовить юридическое заключение по результатам экспертизы. 6. Проанализировать и дать оценку содержанию экспертных заключений в сфере законодательной процедуры. 7.Дать юридическую консультацию, касающуюся правового статуса парламентария. | |
Тема 14. Правительство Российской Федерации 1. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. 2. Порядок формирования, состав и срок полномочий Правительства Российской Федерации. 3. Полномочия Правительства Российской Федерации. 4. Организация и порядок деятельности Правительства Российской Федерации. 5. Акты Правительства Российской Федерации. 6.Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства. | 4 часа | 1.Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о полномочиях Правительства Российской Федерации и его ответственности. 2.Решение задач. 3.По материалам официального сайта Правительства Российской Федерации подготовить обзор практики реализации им своих полномочий. 4.Составить проект постановления Правительства Российской Федерации по указанному вопросу. | |
Тема 15. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации 1. Общая характеристика и функции судебной власти. Самостоятельность судебной власти и ее соотношение с законодательной и исполнительной властями. 2. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Единство судебной системы. Финансирование судов. 3. Конституционные принципы правосудия. 4. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. 5. Конституционно-правовой статус судьи в Российской Федерации. 6. Органы судейского сообщества. | 4 часа | 1.Составить схему судебной системы Российской Федерации. 2.Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о судебной власти. 3.Привести примеры, свидетельствующие о нарушении конституционных принципов правосудия и построить функциональную модель восстановления этих принципов. 4.Решение задач. 5.Изучить и сравнить законы нескольких субъектов РФ о порядке назначения и обеспечения деятельности мировых судей. 6.Составить экспертное заключение о соответствии закона субъекта РФ, связанного с назначением и обеспечением мировых судей, Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 7. По материалам сайтов подготовить обзор о доступности информации о деятельности судов. | |
Тема 16. Конституционный Суд Российской Федерации 1. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля. 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. 3. Состав, порядок формирования и срок полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. 5. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Общие правила и принципы конституционного судопроизводства. 6. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, порядок принятия, юридическая сила. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. | 4 часа | 1.Составить проект конституционной жалобы по заданной фабуле. 2.Выполнение задач и упражнений. 3.Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам обращения с конституционной жалобой граждан. 4.Подготовить юридическую консультацию о порядке обращения в Конституционный Суд РФ. | |
Модуль 7 | |||
Тема 17. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1.Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. Реализация принципа разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации. 3.Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, срок полномочий, порядок формирования, компетенция, принимаемые акты, статус депутатов, порядок досрочного прекращения полномочий. 4. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 5. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: порядок наделения полномочиями, принимаемые акты, компетенция. 6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: основы деятельности, полномочия, акты. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 7. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 8. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. 9. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. | 4 часа | 1.Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах Российской Федерации; 2.Подготовить юридическое заключение по вопросам организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. 3.Дать юридическую консультацию, касающуюся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 4.По заданной фабуле квалифицировать состав конституционного правонарушения органами и должностными лицами субъектов РФ. 5.Подготовить обзор законодательства субъектов Российской Федерации в части регулирования полномочий конституционных (уставных) судов и практики реализации данных полномочий. | |
Тема 18. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 1.Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления. 2. Общие принципы организации местного самоуправления и его функции. 3. Муниципальные образования: понятие и виды. 4. Органы и должностные лица местного самоуправления. 5. Конституционные гарантии местного самоуправления. 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. | 2 часа | 1. Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам реализации конституционных принципов местного самоуправления. 2.Дать юридическую консультацию по конкретному вопросу непосредственного осуществления населением или участия в осуществлении местного самоуправления. 3.Составить схему организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. 4.Составить заявление об обжаловании незаконного муниципального правового акта. 5.Разработать проект решения представительного органа местного самоуправления. | |
88 часов |