Семинарские и практические занятия для очной формы обучения

№ темы дисциплины Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
5-7 Возбуждение дел, возникающих из публичных правоотношений Подготовка к судебному разбирательству дел, возникающих из публичных правоотношений Рассмотрение административного дела по существу и вынесение решения решение ситуационных задач
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. решение ситуационных задач
Пересмотр судебных актов по делам, возникающим из публичных правоотношений проведение групповых дискуссий по вопросам пределов рассмотрения дела проверочными инстанциями, решение ситуационных задач
  Итого  

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами

разделов дисциплины

№ раздела дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Количество часов
очная очная на базе СПО заочная (все формы)
Раздел 1 Административная и судебная формы защиты: преимущества и недостатки. Роль Конституции РФ, норм международного права в правовом регулировании административного судопроизводства. Решения Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека в системе источников гражданского процессуального права. Разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам применения процессуального законодательства и их значение. Проблемы разграничения компетенции между Конституционным Судом РФ, Конституционными (уставными) Судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами. Разграничение компетенции районных и гарнизонных судов по делам, возникающим из публичных правоотношений. Правовые последствия нарушения правил подведомственности и подсудности. Территориальная подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений. Участие суда в доказывании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Раздел 2 Форма и содержание административного искового заявления. Порядок предъявления административного искового заявления и правовые последствия его несоблюдения. Судебные извещения и вызовы. Меры процессуального принуждения. Судебные расходы, состав и распределение судебных расходов. Сроки рассмотрения и разрешения дел.
Раздел 3 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: законодательство, регулирующее производство по данной категории дел, сроки обращения в суд и рассмотрения заявления. Производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации. Решение суда по делу. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Субъекты, обладающие правом обращения в суд с заявлением. Требования, предъявляемые к административному исковому заявлению, подсудность дел данной категории. Особенности рассмотрения и вынесения решения по данной категории дел. Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. Основания для госпитализации гражданина, процессуальные особенности рассмотрения административного искового заявления. Производство по делам, относящимся к компетенции Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Обращение в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, особенности рассмотрения и решение по делу. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Решение суда по делу, содержание его резолютивной части. Понятие и значение производства по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Понятие и виды обязательных платежей и санкций.
Раздел 4 Инстанционность судебной системы Российской Федерации. Понятие и виды апелляции. Сущность и значение апелляции, кассации и надзора как стадий пересмотра судебных актов.
Итого  

5.4.2 Формы самостоятельной работы студентов



№ раздела дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
очная очная на базе СПО заочная (все формы)
Раздел 1 Осмысление и уяснение материала лекций, работа с учебной и научной литературой, подготовка к семинару, изучение нормативных правовых актов, анализ и обобщение судебной практики, работа со Справочно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант»), рекомендованными Интернет-ресурсами.
Раздел 2 Осмысление и уяснение материала лекции, подготовка к практическим занятиям, работа с учебной и научной литературой, изучение нормативных правовых актов, анализ и обобщение судебной практики, работа со Справочно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант»), рекомендованными Интернет-ресурсами.
Раздел 3 Осмысление и уяснение материала лекции, подготовка к практическим занятиям, работа с учебной и научной литературой, изучение нормативных правовых актов, анализ и обобщение судебной практики, работа со Справочно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант»), рекомендованными Интернет-ресурсами.
Раздел 4 Осмысление и уяснение материала лекции, подготовка к практическим занятиям, работа с учебной и научной литературой, изучение нормативных правовых актов, анализ и обобщение судебной практики, работа со Справочно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант»), рекомендованными Интернет-ресурсами.
Итого  



5.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

5.5.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины.

Семинарские занятия являются видом учебных занятий по курсу «Административное судопроизводство», проведение которых способствует достижению следующих целей:

- оказанию методической помощи студентам в закреплении и углублении знаний наиболее важных разделов курса;

- выработке у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими нормативно-правовые отношения;

- осуществлению контроля за самостоятельным изучением студентами учебной литературы и нормативных правовых актов по основным темам курса.

Учебно-методической базой для подготовки студентов к семинарам должны служить конспекты лекций, учебники, пособия, нормативные правовые акты, а также рекомендованная специальная и научная литература. При подготовке к семинарам студентам необходимо продумать круг вопросов, подлежащих обсуждению на занятии, сделать выписки из нормативных правовых актов, законспектировать основные положения работ из числа рекомендованной литературы и составить тезисы своих выступлении. На каждом семинаре обсуждаются теоретические вопросы по теме занятия. Кроме того, студенты должны самостоятельно анализировать тексты нормативных правовых актов, давать им определенную правовую оценку.

После рассмотрения теоретических вопросов студентам предлагается решить практические задачи. Часть из них может решаться непосредственно на занятии, а часть может быть решена в качестве домашнего задания, которое должно быть выполнено в письменном виде. Отвечая на вопросы задачи, студент должен самостоятельно проанализировать законодательство и юридические действия, которые требуют определенной правовой подготовки. Решение задачи должно содержать аргументированную юридическую мотивировку со ссылкой на соответствующие административно-правовые нормы, четкое указание на конкретные нарушения правовых требований и формулировку юридически правильного решения.

Возможны и другие методики проведения семинарских занятий: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительных докладов, выборочный опрос студентов, тестирование деловые игры и т.д.

К каждой теме семинарского занятия дается перечень основных литературных источников и нормативных правовых актов, необходимых для усвоения изучаемого материала.

5.5.2. Примеры ситуационных задач для решения на семинарских занятиях

1. Рокотова обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия УФМС. В обосновании заявления она указала, что начальник уже 5 месяцев не отвечает на ее жалобу на действия сотрудницы УФМС, требующей для оформления загранпаспорта документы, не предусмотренные действующим законодательством.

Судья назначил предварительное судебное заседание, в которое Рокотова и представитель УФМС не явились. В предварительном судебном заседании судья вынес решение об отказе в удовлетворении заявления по причине пропуска установленного законом срока на обращение с заявлением в суд.

Оцените действия судьи.

2. Порываев обратился в юридическую консультацию и рассказал, что является военнослужащим, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, и ежегодной компенсации на оздоровление.

Несмотря на то, что Порываев трижды в этом году обращался с соответствующим рапортом на имя командира части, никакого ответа и компенсации он не получил. С момента последнего обращения прошло уже 5 месяцев, этот срок является более чем достаточным для ответа. Порываев считает бездействие командования части незаконным.

Дайте подробную консультацию Порываеву (в каком порядке он может защитить свои права, сроки, подведомственность, подсудность, предмет доказывания, доказательства).

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1.Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.

№п.п. Контролируемые разделы дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7;ОК-8; ОК-9. ПК-1; ПК-2; ПК-9; ПК-11; ПК-14; ПК-15. Контрольный опрос (для всех форм обучения)
2. 2, 3,4 ОК-4; ОК-5; ПК-1; ПК-2;ПК-3; ПК-4;ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-9;ПК-11; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-16. Контрольный опрос, проверка результатов анализа и обобщения судебной практики, проверка решения ситуационных задач (для всех форм обучения) письменная контрольная работа (для заочной формы обучения)

6.2. Контрольная работа

Студенты заочных форм обучения выполняют письменную контрольную работу по дисциплине.Контрольная работа для студентов заочных форм обучения нацелена на усвоение студентами правил административного судопроизводства.

Выполнение студентом контрольной работы и проверка их преподавателем преследует следующие цели:

1) осуществление контроля за самостоятельной работой студента;

2) научить студента: применять на практике нормы права, регламентирующие административное судопроизводство; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать и решать юридические проблемы в сфере административного судопроизводства; применять полученные теоретические знания при разрешении конкретной правовой ситуации; делать подробный обоснованный вывод;

3) выработать у студента умение правильно, логично, последовательно, аргументированно и кратко излагать свои мысли в письменном виде;

4) результат проверки преподавателем контрольной работы позволяет студенту: определить степень усвоения им соответствующих разделов курса и выявить имеющиеся у него пробелы в полученных знаниях; закрепить, углубить и уточнить полученную из соответствующих источников правовую информацию; сформулировать вопросы, которые оказались непонятными или слабо усвоенными, и получить соответствующую помощь у преподавателя.

Задания для выполнения контрольной работы.

1. Установите особенности осуществления производства по административным делам, рассматриваемым в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, и заполните таблицу «Сравнение процедур обжалования постановлений и решений, применяемых в российских судах» по ряду оснований:

а) нормативная правовая основа обжалования;

б) субъекты обжалования;

в) этапы обжалования;

г) форма и требования к документу об обжаловании;

д) общий и специальные сроки обжалования;

е) порядок обжалования;

ж) срок передачи поступившей жалобы;

з) пределы рассмотрения по жалобе;

и) общий и специальный сроки рассмотрения жалобы;

к) форма решения по результатам рассмотрения жалобы;

л) вступление в силу решения;

м) порядок пересмотра постановлений (решений), вступивших в законную силу.

2. Составьте административное исковое заявление по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, по одному из оснований, предусмотренных главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

3. Продумайте и составьте перечень документов, которые должны быть приложены к составленному Вами административному исковому заявлению и которые должны быть составлены при его рассмотрении по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

4. Подберите из решений судов, доступных в открытых источниках, или составьте проект решения суда, которое по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, должно быть принято по результатам рассмотрения составленного Вами административного искового заявления.

Промежуточный контроль

Дифференцированный зачёт, проводится в устной форме.

Наши рекомендации