Занятия семинарского типа для студентов очной формы обучения

Занятие по теме «Предмет и задачи курса

«История отечественного государства и права»

Вопросы к обсуждению:

1. Предмет истории отечественного государства и права.

2. Основная цель и задачи курса.

3. Историография.

4. Периодизация курса.

Задания для самостоятельной работы:подготовить доклад на тему : Особенности методологии при изучении курса Истории отечественного государства и права».

Номера заданий:1-4,17,30-31,41-46,107-126

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие с ИАМ по теме 1: «Русская Правда как памятник права»

Цель и задачи: изучение древнейшего памятника русского права - Русской Правды

Вопросы к обсуждению:

1. История появления и изучения Русской Правды:

А)обстоятельства появления Правды Ярослава, характеристика статей, написанных Ярославом Мудрым;

Б) история появления Правды Ярославичей, сравнительная характеристика новой части древнерусского законодательства;

В)Владимир Мономах как законодатель, характеристика Устава Владимира Мономаха;

Г) сравнительная характеристика Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды.

2. Социальное и правовое положение основных групп населения Киевской Руси по Русской Правде (бояре, смерды, закупы, наймиты, рядовичи, холопы).

3. Гражданские правоотношения по Русской правде:

А)право собственности;

Б)обязательственное право;

В)семейное и наследственное право.

4. Уголовное право по Русской Правде:

А)понятие преступления, субъект и объект преступления, обстоятельства совершения преступления;

Б)составы преступлений, упомянутых в Русской Правде;

В)уголовные наказания в Русской Правде.

5. Практика исполнения судебных решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности судебного процесса по Русской Правде».

Номер задания: 1-3,17,31,41-47,108-127.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8.

Занятие с ИАМ по теме 1: «Государственное устройство Киевской Руси»

Цели и задачи:Рассмотреть процесс формирования Русского государства, уяснить структуру Русской раннефеодальной монархии.

Вопросы к обсуждению:

1.Процесс формирования Русской государственности.

2. Теории происхождения Русского государства.

3. Киевская Русь как пример раннефеодальной монархии – соотношение с Западной Европой.

4. Особенности формирования феодализма в Киевской Руси.

5. Социальное положение населения- вопрос о социально-зависимых категориях.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Соотношение процесса феодализации Руси и Западной Европы»

Номера занятий: 1-3,17,31,41-47,108-127.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 2:

«Государственный строй и право Северо-Западной Руси в XII – XV вв.»

Цель и задачи: изучить аппарат государства и правовую систему Северо-Западной Руси в XII – XV вв.

Вопросы к обсуждению:

1.История экономического и общественно-политического развития Новгорода и Пскова.

2.Государственный строй Новгорода и Пскова.

3.Источники и общая характеристика Новгородской и Псковской судных грамот.

4.Основные черты феодального права по Псковской судной грамоте: право собственности, обязательственное и наследственное право; судоустройство и судопроизводство.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Классификация преступлений и система наказаний по Псковской судной грамоте».

Номер задания по: 6,7,19,32,155-159.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 3: «Государственный строй и право

Золотой Орды и Великого княжества Литовского в XIII – XV вв.»

Цель и задачи: изучить аппарат государства и правовую систему Золотой Орды и Великого княжества Литовского в XIII – XV вв.

Вопросы к обсуждению:

1.Возникновение монголо-татарской империи Чингисхана. Система управления. «Ясса» Чингисхана.

2.Особенности вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды.

3.Влияние Золотой Орды на политическую и правовую культуру Руси. Ослабление и распад Золотой Орды.

4.Образование Великого княжества Литовского. Характер общественно-политического строя Великого княжества Литовского.

5.Особенности права Великого княжества Литовского. Первый, Второй и Третий Литовские статуты. Семейное право. Уголовное право.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Магдебургское городское право».

Номер задания: 34,168-177.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 4:

«Судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права»

Цель и задачи: изучить судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права

Вопросы к обсуждению:

- История появления Судебника 1497 г. Споры об авторстве Судебника 1497 г.

- Правовое положение основных групп населения Московской Руси по Судебнику 1497 г.

- Развитие институтов гражданского права в Судебнике 1497 г. (право собственности, обязательственное право, право наследования).

- Новые черты уголовного права по Судебнику 1497 г.:

А) изменения в понятии преступления, появление новых составов преступления

Б) цели и новая система наказаний.

- Новая организация системы судопроизводства, изменения в процессе, соотношение состязательного и инквизиционного процесса.

- История появления Судебника 1550 г.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Общие черты и различия в Судебниках 1497 и 1550 г.».

Номер задания: 8,21-23,55-58,178-183.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 4: «Становление крепостного права на Руси в IX – XVIIвв.»

Цель и задачи: изучить эволюцию крепостного права на Руси в IX – XVII вв.

Вопросы к обсуждению:

1. Правовое положение смердов, закупов и холопов по Русской Правде.

2.Усиление закрепощения крестьян в конце XV – XVI вв.

3.Реформы Ивана Грозного: цели, содержание, характер реализации.

4.«Юрьев день», «заповедные годы» и «урочные лета» и их суть.

5.Юридическое закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Земские соборы в политической системе России XV I – XVII вв.».

Номер задания: 69-75,206,208-212.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие с ИАМ по теме 5: «Соборное Уложение 1649 г.

как самый полный памятник русского феодального права»

Цель и задачи: изучить содержание Соборного Уложения 1649 года.

Вопросы к обсуждению:

1.Политические события конца 40-х гг.XVII в. Предыстория появления Соборного Уложения 1649 г.

2.История написания Соборного Уложения. Внешняя характеристика данного памятника права (объем, структура, принцип построения, особенности законодательной техники).

3.Изменения в правовом положении основных групп населения, введенные Соборным Уложением:

А) положение бояр и дворян по Соборному Уложению

Б) окончательное закрепощение крестьянства

В) ухудшение положения посадского населения.

4.Новые черты гражданского права в Соборном Уложении:

А) изменения в праве собственности

Б) развитие обязательственного права

В) изменения в праве наследования феодалов и простолюдинов.

5.Уголовное право по Соборному Уложению:

А) зарождение институтов общей и особенной части уголовного права

Б) новый подход к понятию преступления, новые составы преступлений в Соборном Уложении

В) новые уголовные наказания, введенные Соборным Уложением. Новые цели наказаний

6.Судебная система и процесс по Соборному Уложению:

А) судебные инстанции, роль царя в судопроизводстве

Б) однотипность гражданского процесса и уголовного, господство инквизиционного процесса

В) господство формальной системы доказательств, классовый характер судопроизводства

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Порядок исполнения судебных решений, судебные пошлины по Соборному Уложению».

Номер задания: 9,10,24-26,36,38,66-68.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 5: «Сословно – представительная монархия в России»

Цели и задачи: Рассмотреть процесс становления сословно-представительной монархии в России. Выделить особенности данного государственного – правового устройства, характерные для России.

Вопросы к обсуждению:

1. Этапы формирования единого Московского государства.

2. Особенности перехода от единого к централизованному государству на Руси. Сущность и значение Опричнины.

3. Формирование и эволюция государственных органов Руси в XIV – XVII веках.

4. Кадровая политика Великих князей и первых Царей – понятие и особенности государственной службы в России.

Задания для самостоятельной работы:

Номера задания: 9,10,24-26,36,38,66-68.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 6: «Государственные реформы в условиях утверждения абсолютизма в России»

Цель и задачи: изучить особенности государственных реформ Петра I

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность и особенности Российского абсолютизма.

2. Реформы центральных органов власти и управления в 1-й четверти XVIII в.

3. Реформы местного и городского управления.

4. Военная реформа Петра I.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему ««Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его противоречия; Эпоха дворцовых переворотов в России: причины, источники, последствия; Внешняя политика Российской империи в XVIII в.».

Номер задания: 11-13,204,205,257-259.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8.

Занятие с ИАМ по теме 7:

«Уголовное и процессуальное законодательство Петра I»

Цель и задачи: изучить уголовное и процессуальное законодательство Петра I

Вопросы к обсуждению:

1. Новые источники права петровской эпохи. Краткое изображение процессов или судебных тяжб (март 1715 г.), Артикул воинский (26 апреля 1715 г.). Их структура и сфера применения.

2. Особенности военно-уголовного законодательства Петра I:

А) институты общей части уголовного права в Артикуле воинском (вина и умысел, случайность, неосторожность, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.)

Б) составы преступлений и наказания в Артикуле воинском

В) особое внимание законодателя к воинским преступлениям.

3. Изменения в процессуальном праве, внесенные Петром I:

А) попытка полностью заменить состязательный процесс инквизиционным

Б) регламентация стадий процесса

В) дальнейшее развитие формальной системы доказательств.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «История появления Краткого изображения процессов или судебных тяжб (март 1715 г.) и Артикула воинского (26 апреля 1715 г.)».

Номер задания: 29,40,83-90,207,230,233.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 7: « Просвещенный абсолютизм в России»

Цель и задачи:Определить особенности просвещенного абсолютизма как разновидности абсолютной монархии.

Вопросы к обсуждению:

1. Сословная политика в XVIII в.

2. Привилегии дворян и порабощение крестьян.

3. Попытка кодификации права – Уложенная комиссия и «Наказ» Екатерины II.

4. Государственные реформы просвещенного абсолютизма.

5. Губернская реформа 1775 года.

6. Реорганизация полиции.

7. «Жалованная грамота дворянству» и его правовая консолидация.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Вольное Экономическое Общество как проявление политики Просвещенного Абсолютизма и его место в социально-политической жизни России».

Номера заданий: 27-29,35-40,83-90,207,230,233.

Источники:

Обязательные:1-5

Дополнительные: 5-8

Занятие с ИАМ по теме 8:

«Кодификация русского права в первой половине XIX века»

Цель и задачи: изучить кодификационную деятельность в России в первой половине XIX века

Вопросы к обсуждению:

1. Причины проведения кодификационных работ в России в первой половине XIX в.

2. Роль М.М.Сперанского в организации и успешном завершении кодификационных работ.

3. Характеристика Полного собрания законов Российской империи.

4. Свод законов Российской империи об основных институтах гражданского права (право собственности, обязательственное право, наследственное и семейное право и др.).

5. Российское уголовное законодательство первой половины XIX:

А) источники уголовного права

Б) Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. об институтах и нормах общей части уголовного права

В) уголовные законы первой половины XIX в. о системе преступлений и наказаний.

6. .Процессуальное право первой половины XIX.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Вклад М.М.Сперанского в развитие русской правовой мысли».

Номер задания: 98-103,246-256.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие с ИАМ по теме 9: «Буржуазные реформы 60-70-ч гг. XIX в.

Успехи и противоречия либеральных образований» -

Цель и задачи: изучить буржуазные реформы 60-70-ч гг. XIX века

Вопросы к обсуждению:

1. Крестьянская реформа 1861 г. Основные правовые акты.

2. Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г, правовой статус временно обязанных крестьян.

3. Формы землепользования и виды земелькой собственности крестьян.

4. Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы. Учреждение органов самоуправления.

5. Судебная реформа 1864 г. Основные принципы судопроизводства. Система об­щих судов.

6. Судебная палата, ее состав и подсудность дел. Верховный уголовный суд. Юрисдикция сената.

7. Реформы местного и городского самоуправления.

8. Военная реформа. Правовые принципы воинской службы.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Предпосылки буржуазных реформ в России», «Контрреформы 80-х гг. XIX в. Причины и последствия».

Номер задания: 260-263.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 10: «Изменения в Российском законодательстве

в годы первой русской революции (1905-1907 гг.)»

Цель и задачи: изучить изменения в Российском законодательстве в 1905-1907 гг.

Вопросы к обсуждению:

1.Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка.

2.Законы о выборах в Государственную Думу:

А) Положение о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г.

Б) Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений 11 декабря 1905 г.

В) Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу 3 июня 1907 г.

3. Свод основных государственных законов 23 апреля 1906 г.:

А) о прерогативах монархической власти

Б) о порядке формирования высших органов власти и управления в России

В) о правах и обязанностях российских подданных.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Предпосылки, ход и итоги первой русской революции».

Номер задания: 269-290.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 11: «Государство и право России в условиях кризисного развития (1914 – октябрь 1917 гг.)»

Цель и задачи: изучить эволюцию аппарата государства и правовой системы России в условиях кризисного развития (1914 – октябрь 1917 гг.)

Вопросы к обсуждению:

1.Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.

2.Тенденции развития гражданского, финансового и уголовного права.

3.Февральская революция 1917 г. и свержение монархии.

4.Временное правительство: поиск путей выхода из кризиса и их реализация.

5.Законодательная политика Временного правительства. Уголовное и административное законодательство Временного правительства.

6.Реформа судебных органов.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Временное правительство и Советы».

Номер задания: 311-330

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 12: «Первые конституционные акты Советского государства. Конституция 1918 года»

Цель и задачи: изучить первые конституционные акты Советского государства и Конституцию 1918 года

Вопросы к обсуждению:

1. Важнейшие правовые акты II Всероссийского съезда Советов – попытка законодательного оформления власти большевиков:

А) Декрет о мире - начало новой дипломатии и нового национального строительства

Б) Декрет о земле – зарождение нового социального строя

В) другие акты II съезда Советов (обращение “Рабочим, солдатам и крестьянам!”, Декрет об образовании Рабочего и крестьянского правительства, Декларация прав народов России).

2. III Всероссийский съезд Советов и его решения. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа о государственном и социальном строе, государственном устройстве России.

3. Подготовка и принятие первой советской Конституции 1918 г.:

А) Конституция 1918 г. об органах власти и управления

Б) избирательное право, гражданские права и свободы по Конституции 1918 г.

4. Образование СССР. Характеристика законодательных актов, провозгласивших СССР.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Федеративное устройство России по Конституции 1918 г.».

Номер задания: 356-378.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 12: «Советская страна в условиях новой экономической политики. Образование СССР»

Цель и задачи: изучить особенности правового обоснования новой экономической политики и проблемы ее реализации.

Вопросы к обсуждению:

1. Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны. Кризис политики «военного коммунизма».

2. Переход к новой экономической политике. Успехи развития страны на пути осуществления нэпа.

3. Политическая борьба в стане и ее влияние на НЭП. Трудности и противоречия новой экономической политики.

4. Создание СССР.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Национальные отношения и национально-государственное строительство в 20 – начале 30-х годов».

Номер задания: 389-400,458,459.

Источники:

обязательные:1-4;

дополнительные: 14,20,63-82,92

Занятие с ИАМ по теме 12:

«Кодификация советского права и судебная реформа первой половины 20-х годов»

Цель и задачи: изучить особенности кодификации советского права и судебной реформы первой половины 20-х годов

Вопросы к обсуждению:

1.Развитие социалистической законности в условиях НЭП.

2.Гражданский кодекс РСФСР: разработка, принятие, основные черты права.

3.Земельный и трудовой кодекс РСФСР 1922 г.: правовое регулирование частнохозяйственных отношений.

4.Уголовный кодекс 1922 г.: основные черты права.

5.Судебная реформа 1922г.: принципы судоустройства, создание прокуратуры, адвокатуры.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Репрессивные органы в системе судопроизводства».

Номер задания: 401-411.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 12: «Конституция СССР 1936 г.

(«Конституция победившего социализма»)»

Цель и задачи: изучить содержание Конституции СССР 1936 года

Вопросы к обсуждению:

1.Ускоренное построение социализма в СССР. Политическое развитие страны. Культ личности И.В. Сталина.

2.История разработки и принятия Конституции 1936 г.

3.Государственный механизм СССР по Конституции 1936 г.:

А) изменения в системе Советов

Б) законодательные органы власти СССР

В) исполнительная власть в СССР

Г) судебная власть и прокуратура

Д) Конституция 1936 г. о роли большевистской партии в политической жизни СССР

4.Конституция 1936 г. о правах и обязанностях советских граждан

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Конституция 1936 г. об организации государственного единства страны».

Номер задания:412-421,460.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 13: «Конституция СССР 1977 г.: проблемы построения общенародного государства и развитого социализма»

Цель и задачи: изучить основные черты Конституции СССР 1977 года

Вопросы к обсуждению:

1.История разработки и принятия последней советской Конституции.

2.Конституция 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС

3.Органы власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

4.Конституция 1977 г. о формах государственного единства

5.Права и обязанности советских граждан по Конституции СССР 1977 г.

6.Конституция РСФСР 1978 г.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Поправки и изменения Конституции РСФСР 1978 г. во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ в».

Номер задания: 437-447

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 13:

«Переломный этап в развитии страны в середине 80 – начале 90-х годов»

Цель и задачи: изучить особенности развития государства в середине 80 – начале 90-х годов

Вопросы к обсуждению:

1. Объективная необходимость коренных перемен в жизни общества. Начало перестройки, ее сущность и последствия.

2. Первые некоммунистические партии. Половинчатые реформы. Референдум о сохранении Союза.

3. Ново-Огаревский проект нового Союзного договора.

4. Усиление политической борьбы в обществе. Распад СССР и возникновение Содружества независимых государств.

5. Россия на пути реформирования. Ее место в системе мирового сообщества.

6. Правовая реформа: основные черты и особенности.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности реализации Конституции 1993 года».

Номер задания: 454-457,488-502

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 14

«Становление и развитие государства и права Российской Федерации»

Цели и задачи: исследовать особенности становления и развития государственно-правовой системы РФ .

Вопросы к обсуждению:

1.Декларация о государственном суверенитете России и ее юридический смысл.

2.Съезд Советов Российской Федерации и его судьба. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 г.

3.Конституция РФ 1993 г. о государственном устройстве Российской Федерации. Основные принципы государственного строительства.

4.Полномочия, структура и характер функционирования высших органов власти и управления РФ по Конституции 1993 г.

5.Основные направления развития права в современный период. Возрождение идей естественного права и их отражение в законодательстве и в Конституции Российской Федерации.

6.Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему : «Правовые взгляды юристов. Правовое оформление различных форм собственности».

«Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»

Номера задания: 454-457,488-502.

Источники:

Обязательные:1-4

Дополнительные:5-8

Занятие по теме 15 «Совершенствование государственного механизма

Российской Федерации на современном этапе»

Цели и задачи: исследовать особенности становления и развития механизма государства на современном этапе.

Вопросы к обсуждению:

1.Рационализация структуры органов государственной власти и управления Российской Федерации. Создание федеральных округов.

2.Изменение принципов формирова­ния Совета Федерации.

3.Институт полномочных представителей президента РФ и их функции и задачи.

4.Совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти.

5.Учреждение Государственного совета Российской Федерации, его структура, основные задачи, состав и организация работы.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Основные тенденции изменения в политическом и государственном устройстве РФ в начале XXI века».

«Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»

Номера задания: 454-457,488-502.

Источники:

Обязательные:1-4

Дополнительные:5-8

Занятие по теме 15

«Модернизация правовой системы России на современном этапе»

Цели и задачи: исследовать особенности развития правовой системы России на современном этапе.Проверка уровня усвоения знаний изученного материала; обеспечение четкого уяснения результатов систематизации материального законодательства как базовой основы осуществления правосудия.

Вопросы к обсуждению:

1.Дополнительные меры по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.

2.Судебная и налоговая реформы.

3.Усиление роли и надзорных функ­ций Прокуратуры РФ.

4.Следственный комитет РФ какфедеральный государственный орган в России: причины формирования и полномочия.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»

Номера задания: 454-457,488-494

Источники:

Обязательные:1-4

Дополнительные:5-8

Занятие с ИАМ по теме 15 «Правотворчество и систематизация законодательства

в условиях становления новой государственности»

Цели и задачи: исследовать особенности правотворчества и систематизации законодательства России на современном этапе.

Вопросы к обсуждению:

1.Место и роль Конституции Российской Федерации в развитии отечественного правосудия. Конституирование судебной власти в России.

2.Особенности систематизации гражданского законодательства Российской Федерации.

3.Опыт систематизации и развития уголовного законодательства в России (1993-2015гг.).

4.Проблемы соответствия уголовного законодательства принципам современного правосудия.

5.Проблемы систематизации и кодификации административного законодательства.

6.Особенности систематизации процессуального законодательства.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Проблемы применения гражданского законодательства»

Номера задания: 454-457,495-502.

Источники:

Обязательные:1-4

Дополнительные:5-8

Наши рекомендации