Занятия семинарского типа для студентов очной формы обучения

Практическое занятие по теме 1 – «Предмет, периодизация и структура римского права» - 2 часа.

Цели и задачи: провести анализ периодов развития римского права, рассмотреть основные институты римского частного права, выявить факторы, повлиявшие на их формирование, определить динамику развития правовой системы в целом.

Вопросы к обсуждению:

1.Предмет римского права Значение римского права в истории права.

2.Периодизация римского права. Причины расцвета римского права в классический период.

3.Структура римского права. Частное и публичное право.

4.Основные институты римского частного права. Учение об исках.

5.Цивильное право, право народов, преторское пра­во в системе римского права.

6. Рецепция римского права.

Подготовить ответы на вопросы:

1.Как можно объяснить следующее выражение: «Древний Рим трижды завоевывал мир, сначала легионами, затем христианством и правом»? О каких завоеваниях идет речь, как они связаны с историей римского права?

2.Рассмотрите все виды императорских конституций и определите, какие из них являются источником публичного, а какие – частного права, какие из них могут относиться одновременно и к публичному, и к частному праву.

3.Как следует трактовать выражение римского юриста Марциана о том, что преторский эдикт являлся «живым голосом цивильного права»?

4.Назовите причины рецепции римского права в Германии.

5.Какую роль в рецепции римского права сыграло каноническое право?

Задания для самостоятельной работы: Составление таблицы периодов развития римского права с указанием новелл и хронологических рамок их возникновения, сферы использования и исторической судьбы.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 2 – «Источники Римского права» - 2 часа.

Цели и задачи: рассмотреть и сравнить основные источники Римского права.

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и виды источников римского права.

2. Законы.

3. Сенатусконсульты.

4. Эдикты магистратов и преторское право.

5. Кодификация римского права.

6. Кодификация Юстиниана

7. Иные памятники.

Подготовить ответы на вопросы:

В чем отличие обычая от закона? Что такое санкционированный обычай?

Приведите примеры обычаев, прочитав Законы XII таблиц.

Опишите процедуру принятия законов в период Республики.

Как изменился порядок принятия законов в период империи?

Объясните, каким образом эдикт претора, который действовал только один год, стал источником права.

Почему во II в. эдикты преторов перестали быть источником права?

Как деятельность и мнение юристов стали источником римского права?

В чем причины принятия закона 426 г. «О цитировании юристов»?

Что вы знаете о наиболее известных римских юристах?

Расскажите о разработке и структуре Свода римского права императора Юстиниана.

Докажите ошибочность утверждения о забвении римского права до XI в.

Возникновение школы глоссаторов. Ее подход к изучению римского права.

В чем заслуги и недостатки школы постглоссаторов?

В какой степени римское право повлияло на структуру и содержание Гражданского кодекса Франции 1804 г. и Германского гражданского уложения 1900 г.?

Задания для самостоятельной работы: Составление таблицы по каждому источнику римского частного права с указанием хронологических рамок его возникновения, сферы использования и исторической судьбы.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 3: «Право лиц» - 2 часа.

Мозговой штурм.

Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание основных категорий физических лиц в Римском праве.

Работа в малых группах.

Цель - изучить правовое положение физических и юридических лиц, практиковать навыки изучения признаков разных социальных групп; умение выделять основные признаки правового статуса; раскрывать содержание гражданства, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Вопросы к обсуждению: 1. Понятие лица и правоспособности в римском праве. 2. Соотношение между свободой, гражданством и семейным состоянием 3. Правовое положение латинов и перегринов. 4. Правовое положение рабов. 5. Лица самовластные (своего права) и подвластные (чужого права). 6. Юридические лица в римском праве. Казусы:

1. КАЗУС. Аппий в день своего 24-летия получил от дяди в подарок дом, который он сразу сдал в наем Гаю на 2 года. Через полгода Аппий, ссылаясь на то, что ему еще не исполнилось 25 лет, потребовал реституции, так как из-за своей неопытности он не мог найти более выгодного нанимателя и теперь терпит убытки. Прав ли Аппий?

Если Аппий продал дом Гаю, а через год захотел его вновь перекупить, но Гай отказался, после чего Аппий предъявил требование о реституции, обоснованно доказывая, что он более года назад продал дом на 1/3 дешевле его реальной стоимости, какое решение примет суд?

2. КАЗУС. Гай вступил в брак с Ливией, у которой за шесть месяцев до этого муж погиб на войне. Претор возбудил процесс об объявлении Гая бесчестным. Последний оправдывался незнанием закона, по которому за женитьбу на женщине, носящей траур, гражданин подвергался инфамии. Будут ли эти доводы приняты во внимание? Изменится ли ваше решение, если Гай докажет, что он не знал о том, что срок траура не истек?

3. КАЗУС. Аппий, будучи опекуном Авла, дал согласие на покупку у него раба и на принятие наследства Сервия. Родственник Авла указал на незаконность действий Аппия, так как опекун не может давать разрешения на сделку, относящуюся к имуществу самого опекуна; к тому же умерший Сервий был должником Аппия и в случае принятия наследства Авл становится должником опекуна. Обоснованны ли эти возражения?

4. КАЗУС. Легат (должностное лицо, посланное в провинцию сенатом) после руководства строительством оборонительных сооружений предъявил к самому богатому жителю города требование о возмещении расходов на поездку на том основании, что ответчик – член муниципии (городской общины) и ее граждане несут солидарную ответственность за расходы, которые были осуществлены в интересах всего города. Прав ли легат?

Дискуссия:

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на обсуждаемый вопрос, и анализируется каждая из них.

Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правовое положение вольноотпущенников».

Номер задания:1-6,98-110,307-309.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

-

Практическое занятие по теме 4 – «Государственное право» - 2 часа.

Цели и задачи: рассмотреть эволюцию механизма римского государства.

Вопросы к обсуждению:

1.Порядок комплектования и компетенция сената.

2.Магистраты: сущность, классификация и функции. Порядок избрания и принципы деятельнос­ти.

3.Народные собрания (комиции): порядок формирования и функции.

4.Кризис республики в 1 в. до н.э. и установление военных дикта­тур Суллы и Цезаря. Принципат и доминат.

5.Ре­формы Октавиана Августа. Утрата сенатом, магистратурой и народ­ными собраниями их былого значения.

6. Реформы Диоклетиана и Константина и их последствия.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правовое положение импера­тора».

Номер задания: 316-324.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 5 – «Уголовное право и уголовный суд» - 2 часа.

Цели и задачи: рассмотреть порядок осуществления уголовного судопроизводства.

Вопросы к обсуждению:

1.Виды преступлений в период республики и империи.

2.Классификация наказаний и их особенности (смертная казнь, ссылка, сопряженная с каторжными работами, высылка, тюремное заключение, изгнание, телесные наказания, штрафы и конфискации, позорящие наказания).

3.Идея уст­рашения в период поздней республики и империи и способы ее реализации.

4.Функции судебной власти, судей и жрецов-понтификов.

5.Уголовная юрисдикция консулов и квесторов.

6.Судебная власть народных собраний.

Подготовить ответы на вопросы:

1.Каковы функции судьи в особых комиссиях с участием при­сяжных заседателей.

2.Дайте характеристику единоличному (когниционному) процессу перио­да империи.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Апелляционное производство».

Номер задания: 325-332.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие с теме 6: «Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав» - 2 часа.

Цель и задачи:изучить формы гражданского процесса и механизм его реализации.

Мозговой штурм.

Цель – формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание основных признаков гражданского процесса, стадий гражданского процесса; содержания понятий – легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс

Работа в малых группах.

Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения признаков разных видов гражданских процессов; умение выделять основные признаки исков разных видов и форм; раскрывать содержание исков и стадий гражданского процесса, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Вопросы к обсуждению: 1. Судебная защита и этапы ее развития. 2. Легисакционный процесс. 3. Формулярный процесс. 4. Экстраординарный процесс 5. Средства защиты: иски и интердикты - понятия и виды. Контрольные вопросы

1. Найдите примеры разрешенного самоуправства в Законах XII таблиц.

2. В чем проявилось ограничение самоуправства в классическом римском праве?

3. Каковы будут последствия, если кредитор после неоднократного напоминания должнику о возврате долга вошел к нему в дом и изъял необходимую сумму?

4. Каким должностным лицам в Древнем Риме принадлежала юрисдикция?

5. На какие два этапа делится процесс в Древнем Риме? Кто выступал в качестве судьи на втором этапе?

6. Укажите характерные черты легисакционного процесса?

7. КАЗУС. Гай предъявил иск к своему соседу Гнею и произнес перед претором следующие слова: «Я требую, чтобы Гней за каждую вырубленную в моем саду виноградную лозу заплатил по 25 ассов».

8. Какое решение примет претор в легисакционном процессе?

9. Почему в конце периода Республики легисакционный процесс был вытеснен формулярным? Опишите этот процесс.

10.Назовите составные части формулы претора.

11.Допускалось ли обжалование судебных решений в легисакционном и формулярном процессах?

12.Судебный процесс, установленный в период империи, римляне называли экстраординарным, почему?

13.Каким является иск о возврате долга: вещным или персональным? Почему вещные иски называют абсолютными, а персональные – относительными?

14.Что означает право на эксцепцию?

15.Какие иски называются кондикционными?

16.Чем судопроизводство, основанное на интердиктах, отличается от обычного?

17.С какой целью закон устанавливает сроки давности?

18.С какого момента начинает действовать законный срок предъявления иска, если в одном случае нарушено право собственности, а в другом – не исполнено обязательство по договору?

Дискуссия

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на обсуждаемый вопрос, и анализируется каждая из них.

Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Исковая давность», Составление схемы, содержащей общие и специфические характеристики легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов

Номер задания:7-14,120-124,333-344.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие с ИАМ по теме 7: «Семейное право» - 4 часа.

Цель и задачи:изучить институт семьи и брака в римском праве.Мозговой штурм. Цель – формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание основных признаков агнатов и когнатов, фамильный статус, формы брака и положение женщины в семье, имуществен­ное положение супругов в различных формах брака.

Работа в малых группах.

Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения признаков разных отношений родства у римлян; умение выделять основные признаки лица своего права и лица чужого права; раскрывать содержание форм брака и конкубината, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Вопросы к обсуждению:1. Отношения родства у римлян: сородичи, агнаты и когнаты. 2. Фамильный статус: лица своего права и лица чужого права (подвластные). 3. Формы брака и положение женщины в семье. Конкубинат.4. Имуществен­ное положение супругов в различных формах брака.5. Власть домовладыки и положение детей. Отцовская власть. 6. Имущественное положение подвластных детей.

Казусы

1. КАЗУС. Жена Тита, желая сделать ему подарок, оплатила его дом. Но тесть Тита, упрекнув дочь в расточительности, обратился к юристу с вопросом о том, есть ли основания для признания этой уплаты незаконной. Разрешите дело.

2. КАЗУС. Гней развелся с Ливией, с которой состоял в браке sine manu. Он согласился вернуть ей имение, потребовал возместить затраты, которые он понес, построив там мельницу и украсив дом росписями на стенах и скульптурами. Будут ли удовлетворены требования Гнея?

3. КАЗУС. Сея, выйдя замуж за Павла, передала ему в качестве приданого 5 тыс. сестерциев, на которые муж купил дом. После развода Сея, потребовала дом, Павел согласился вернуть деньги. Как разрешить спор?

4. КАЗУС. Дом, входящий в приданое Юлии, сгорел от удара молнии. Гай, муж Юлии, представил ей 10 тыс. сестерциев на ремонт дома. Дом был отремонтирован. На оставшиеся 500 сестерциев Юлия купила себе рабыню-служанку. После ссоры Гай потребовал возврата 10 тыс. сестерциев из ее приданого, ссылаясь на запрет дарений между мужем и женою. Какое решение вынесет суд?

5. КАЗУС. Ливия вступила в брак с Марком, который был ей должен с учетом процентов 1000 сестерциев; эта сумма стала считаться приданым Ливии. Через два года, после развода, Ливия потребовала возврата 1000 сестерциев, а также процентов за весь срок супружества. Марк согласился вернуть 1000 сестерциев. Каково ваше решение?

6. КАЗУС. Фабий в течение нескольких лет сдавал внаем дом – приданое его жены. После развода жена потребовала не только возврата дома, но и полученных доходов. Законны ли ее требования?

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Опека и попечительство: основные черты и порядок назначения».

Номер задания: 19-25,129-132,353-359.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 8: «Вещи и владение в римском праве» - 2 час.

Цель и задачи:изучить систему вещных прав, сущность владения и механизм его защиты.Вопросы к обсуждению:1.Содержание и система вещных прав. Понятие "вещь" в частном праве.

2.Классификация вещей в римском праве.

3. Понятие “владение” и его отличительные признаки. Способы приобретения вла­дения. Приобретательская давность.

4. Виды владения и владельческие ситуации в римском праве.

5.Защита владения. Способы защиты вла­дения. Интердикты.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Определение владельческой доли».

Номер задания:32-35,137-144,363-369.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 9: «Право собственности и право на чужие вещи» - 4 часа.

Цель и задачи:изучить институт права собственности в римском праве и способы ее защиты.Вопросы к обсуждению:1. Понятие "собственность" и ее формы в римском праве. 2. Приобретение и утрата права собственности. 3. Защита права собственности. Способы защиты права собствен­ности.4. Виды прав на чужие вещи. Сервитуты. 5. Эмфитевзис и суперфиций. Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Залог по цивильному праву».Казусы:

1. КАЗУС. Марк по договору купли-продажи передал Титу золотое ожерелье с помощью обряда манципации, в котором принимали участие 4 свидетеля. На этом основании через месяц Марк потребовал расторжения договора. Как будет разрешен спор?

2. КАЗУС. Тит передал на хранение Вописку два мешка соли с соглашением, что если у хранителя возникнет нужда в этом продукте, он использует его, а затем вернет в том же мешке соль такого же качества и в том же количестве. Вописк поставил мешки в сарай, который сгорел ночью от удара молнии. Тит потребовал возместить стоимость или заменить погибшую соль. Прав ли он? Изменится ли ваше решение, если Вописк успел открыть мешок и взять чашку соли?

3. КАЗУС. Тит, уезжая на длительный срок в провинцию, предал Гнею золотой браслет для вручения их общему другу – будущему юбиляру Тицию. Поручение оказалось неисполненным, так как через месяц Тиций умер. Гней решил, что передавать браслет некому и стал его носить. По прошествии более 3 лет Гней отказался вернуть вещь возвратившемуся из провинции Титу на том основании, что он стал ее собственником. Правомерны ли притязания Гнея?

4. КАЗУС. Гней приобрел на рынке раба, который не принадлежал продавцу, а был украден у Мания. В отсутствие Гнея брат Мания забрал раба себе. Когда Гней обнаружил, что утратил владение рабом, он потребовал его возмещения. Брат Мания возразил, что Гней не может предъявлять иска о возвращении вещи, так как не стал ее собственником. Ваше решение.

5. КАЗУС. Тит нашел бревно, принадлежавшее Тиберию, но, считая эту вещь ничейной, изготовил из нее мебель. Спустя месяц, узнав об этом, Тиберий потребовал передать ему мебель на том основании, что он собственник материала. Тит предложил возместить стоимость бревна или вернуть такое же. Тиберий отказался. Как решить спор? Изменится ли решение, если Тит нашел брусок меди и изготовил из нее статую?

6. КАЗУС. Гней заключил с Тиберием договор покупки у него статуи и сразу оплатил ее стоимость. Тиберий передал покупателю ключи от сарая, где находилась вещь, указав, что Гней может забрать ее в любое время, что тот и сделал спустя месяц. Через три года после заключения договора Тит предъявил к Гнею иск об истребовании у него статуи на том основании, что эта вещь была у него украдена 4 года назад. Гней указал, что он добросовестно владел вещью 3 года, и поэтому она стала его собственностью; Тит же возразил, что на самом деле статуя находится в доме ответчика 2 года и 11 месяцев. Ваше решение.

7. КАЗУС. На границе имений Аппия и Гая лежал вкопанный в землю огромный кусок мрамора. Если Аппий отломил кусок мрамора, то может ли Гай предъявить иск на том основании, что его сосед без разрешения распоряжается их общей собственностью? Если Гай выкопал мрамор и перенес его на свой участок, то будет ли удовлетворено требование Аппия о разделе этой вещи?

8. КАЗУС. Тит купил у Децима лошадь, и, пообещав оплатить ее стоимость через месяц, увел к себе. Спустя несколько дней лошадь пропала. В результате поисков лошадь была обнаружена у Авла, который купил ее на рынке. Тит предъявил к Авлу виндикационный иск о возврате своей вещи. Авл отказался его удовлетворить на том основании, что он приобрел лошадь и оплатил ее стоимость, не зная, что она ворованная; кроме того, Авл доказывал, что Тит не заплатил за вещь ни одного асса и поэтому не может предъявлять виндикационный иск. Ваше решение.

9. КАЗУС. Аппий обнаружил у Гая своего украденного месяц назад раба и потребовал его возвращения. Гай отказался это сделать, указав, что он получил раба на хранение от Тиберия и вернет эту вещь только ему. Что Вы посоветуете Аппию?

10. КАЗУС. Тит принял от Юния на хранение несколько мешков зерна до весны. Накануне посевной Тит приобрел у Фабия земельный участок, который засеял зерном Юния. Осенью Титу предъявил виндикационный иск Цельс об истребовании земельного участка на том основании, что Фабий продал чужое имущество, в действительности принадлежавшее Цельсу. Это и было доказано в суде. Тит согласился вернуть Цельсу земельный участок после уборки урожая. Но права на урожай предъявил Юний, так как урожай выращен из его посевного, зерна, и Цельс, ссылавшийся на то, что урожай на корню является принадлежностью земли. Как разрешить спор?

Номер задания:39-44,150-164,375-384.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 10: «Обязательственное право» - 2 час.

Цель и задачи: изучить понятие и виды обязательств в римском праве.

Вопросы к обсуждению: 1.Понятие и виды обязательств. 2.Элементы обязательства и условия их действительности. 3.Исполнение обязательств. 4.Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства. 5.Понятие договора и условия его действительности. 6.Содержание договора и порядок его заключения. 7.Развитие договорного права и система договоров у римлян. 8.Квази-контракты и их разновидности.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Пакты и их виды».

Номер задания:63-66,180-183,187-189,400-404,409-412.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 11: «Виды договоров и условия их действенности» - 2 час.

Цель и задачи: изучить понятие и виды договоров в римском праве.

Вопросы к обсуждению:

1.Понятие и виды договоров. Нексум. Стипуляция.

2.Развитие римского договорного права в классический период. Систематизация контрактов Гаем.

3.Основания классификации дого­воров в римском праве.

4. Основания действительности договоров.

5. Содержание договорного обязательства.

6.Условия и сроки договора. Возникновение юридических последствий и их прекращение. Отлагательные и отменительные условия договора. Виды сроков.

7.Цель договора. Заключение договора. Представительство. Мес­то исполнения договора.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Закон­ность и определенность содержания договора».

Номер задания: 190-193,405-408.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие с ИАМ по теме 12 «Обеспечение обязательств» – 4 часа.

Мозговой штурм.

Цель – формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание обеспечения обязательств по римскому праву, способы обеспечения обязательств; на ответственность должника за неисполнение обязательств.

Работа в малых группах.

Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения средств обеспечения обязательства; умение выделять сущностные характеристики обеспечения обязательств по римскому праву; раскрывать содержание средств обеспечения обязательства, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Задачи:Рассмотреть порядок исполнения обязательств, способы обеспечения и ответственность за неисполнение.

Вопросы к обсуждению:

1.Понятие обеспечения обязательств по римскому праву.

2.Способы обеспечения обязательств.

3.Исполнение обязательства. Условия исполнения обязательства.

4.Средства обеспечения обязательства. Фор­мы залога в римском праве.

5.Просрочка исполнения. По­следствия просрочки.

6.Ответственность должника за неисполнение обязательств.

7.Формы вины должника. Поня­тие вреда и размер его возмещения.

8.Прекращение обязательств и его основания: исполнение, зачет, новация, невозможность исполнения.

Казусы:

1. Казус. Публий узнал, что его сын вернул ростовщику деньги, которые брал взаймы без разрешения отца. Публий потребовал от ростовщика вернуть деньги, ссылаясь на закон, по которому лица “чужого права” не должны брать взаймы деньги без разрешения домовладыки. Ваше решение.

2. Казус. Квинт пообещал дать Титу взаймы 100 сестерциев в начале следующего месяца. Когда в назначенный срок Тит пришел за обещанной суммой, Квинт отказал ему, сказав, что сам нуждается в деньгах. Тит обратился в суд с требованием принудить Квинта исполнить свое обязательство. Ваше решение.

3. Казус. Авл, поверив, что у Тиберия сгорел дом, заключил с ним два договора: с помощью стипуляции пообещал дать через неделю 100 сестерциев и согласился отдать внаем свой дом за символическую плату – 10 ассов в месяц. Узнав через несколько дней об обмане, Авл отказался исполнить свои обе­щания. Тиберий обратился в суд. Ваше решение. Объясните суть деления договоров на абстрактные и каузальные, договоры “строгого права” и “доброй совести”.

4. Казус. Децим нанял земельный участок у Марка на три года. По истечении трех лет Децим еще год продолжал пользоваться арендованным участком; Марк не возражал. Но на пятый год аренды он заявил о прекращении договора и потребо­вал от Децима освободить землю. Децим утверждал, что договор продлен в результате молчания Марка в прошлом году не на один, а на три года; к тому же неправомерно требовать прекра­щения договора в середине сельскохозяйственного сезона. Разберите данную ситуацию.

5. Казус. Маний продал Вописку дом, затем потребовал признания договора недействительным, так как покупатель подарил дом племяннику, а Маний надеялся, что в нем будет жить сам Вописк.

В чем заблуждался продавец? В каких услови­ях договора заблуждения являются существенными?

6. Казус. Луций продавал на рынке капусту и, расхвали­вая ее, кричал, что она делает здорового еще здоровее, а боль­ного вылечивает. Мимо шел Марк, страдавший от болей в спине. Он купил десять кочанов капусты и питался ими несколько дней, но боли не прекратились. Тогда он обратился в суд и потребовал возвращения денег, так как предмет договора не соответствует тем качествам, о которых говорил продавец. Марк представил свидетелей, которые подтвердили, что Луций обещал, что его капуста вылечит от всех болезней. Ваше решение.

7. Казус. Тит продал Марку браслет как золотой. Спустя несколько дней Марк обнаружил, что браслет медный, и потре­бовал от Тита вернуть деньги на том основании, что договор недействителен. Тит, указав, что он добросовестно заблуждался, согласился снизить цену браслета. Разрешите казус. Изменится ли решение, если браслет оказался изготовленным из золота, но менее высокой пробы?

8. Казус. Авл, отчаявшись уговорить Публия продать ему участок земли, захватил его раба и, подняв над ним меч сугрозой убить, потребовал, чтобы Публий написал хирографу о продаже ему земли, что тот и сделал.

Будет ли этот договор признан действительным?

9. Казус. Гай не сумел вовремя вернуть долг Тицию. Кредитор согласился отсрочить уплату долга, если должник предоставит ему право прохода через его земельный участок. Гай согласился, но после уплаты долга стал препятствовать Тицию пользоваться сервитутом на том основании, что договор был заключен под угрозой. Ваше решение.

10.Казус. Клар для выкупа своего сына из плена занял у Тиция крупную сумму денег, предоставив в качестве общего залога свое имение с домом. По истечении оговоренного срока кредитор потребовал продажи имения и возврата хотя бы части долга. Клар согласился и покинул имение, захватив с собой домашнюю утварь, одежду, раба-слугу, а также телят, родив­шихся после заключения договора займа. Тиций потребовал вернуть эти вещи в имение. Прав ли он?

11. Казус. Кратин, взяв взаймы у Катона 800 сестерциев, передал ему в качестве залога двух рабов. После уплаты половины долга Кратин потребовал возвращения одного раба; кредитор отказался, сказав, что вернет рабов после возвраще­ния всего долга. Прав ли Катон?

12. Казус. Тиций попросил взаймы у Мевия и пообещал в обеспечение дать несколько вещей в форме ипотеки. До по­лучения денег Тиций продал некоторые из вещей. Мевий предоставил Тицию заем, который тот не сумел вернуть вовремя. Мевий пришел к Тицию, чтобы забрать заложенные вещи и обнаружил отсутствие некоторых из них. Узнав, кому эти вещи, были проданы, он предъявил к новому владельцу требование об их возвращении.

Разрешите дело. Изменится ли решение, если Тиций продал вещи после получения денег?

13.Казус. К Марку после принятия им наследства умер­шего отца были предъявлены следующие требования: завер­шить строительство дома, который его отец обязывался постро­ить по договору подряда; вернуть украденную умершим вещь; заплатить штраф. Должен ли Марк удовлетворить эти требования?

14.Казус. Марк за 100 сестерциев купил у Сервия раба для товарищества, членом которого он был, пообещав продавцу принести деньги через неделю. Спустя месяц Сервий, не дождавшись платы, предъявил Марку иск о возвращении раба или уплаты денег с учетом процентов за время просрочки. Марк сообщил, что передал раба в товарищество, куда, кроме него, входят еще три человека, ввиду чего он лично готов передать истцу 25 сестерциев.

Какое решение примет суд? С какого момента раб стал собственностью товарищества?

15.Казус. Тиций был должен Сею 1000 сестерциев. Желая уменьшить размер выплачиваемых процентов, Тиций предло­жил Сею принять 600 сестерциев, обещав вернуть оставшуюся сумму через месяц. Сей не принял предложение, указав, что в заключенном договоре не была оговорена возможность упла­ты долга по частям. Тогда Тиций запечатал 600 сестерциев с надписью “Долг для Сея” и сдал на хранение магистрату. Через месяц Тиций вернул кредитору 1000 сестерциев с процентами, но за последний месяц проценты рассчитал исходя из суммы 400 сестерциев. Сей с этим не согласился.

Правомерны ли действия Тиция?

16.Казус. Аппий возвращался домой с вазой. Шедший навстречу раб, столкнулся с ним и ваза разбилась. Позже Аппий узнал среди купленных его управляющим рабов того, кто разбил вазу, и предъявил иск о возмещении ее стоимости к бывшему господину раба.

Будет ли удовлетворено требование Аппия?

17.КАЗУС. Тиберий отказался заплатить Гаю неустойку, предусмотренную в договоре купли-продажи зерна за просроч­ку исполнения, на том основании, что из-за недопоставки зерна Гай не только не понес никаких убытков, но даже наоборот, если бы продавец поставил все зерно вовремя, то оно погибло бы из-за того, что шли дожди, а зернохранилища у Гая были заняты.

Будут ли судом эти доводы приняты во внимание?

18.Казус. Несколько лет подряд значительная часть запа­сов зерна портилась из-за плесени. Тогда хорошие домохозяева, в том числе Гней, стали более тщательно просеивать и высуши­вать зерно. 10 мешков просушенного зерна Гней отдал на хранение Тиберию, который положил эти мешки рядом со своими, в которых зерно было высушено и просеяно как обычно. Затем выяснилось, что зерно Гнея было заражено зерном Тиберия и испортилось. Депонент потребовал возместить стоимость испорченного зерна.

Будет ли его требование удовлетворено?

19. Казус. Гней взял у соседа лошадь, чтобы перевезти дрова из леса. По дороге лошадь погибла от удара камнем, скатившимся с горы. Сосед Гнея потребовал возместить стои­мость лошади. Ваше решение.

20. Казус. Клавдий не выполнил своего обязательства перед Титом по договору купли-продажи и не поставил в на­значенный срок зерно, из-за чего у Тита умерло от голода несколько рабов. Покупатель потребовал не только вернуть деньги, уплаченные за зерно, но и возместить стоимость погибших рабов. Обоснованны ли требования Тита?

21. Казус. Авл и Тиберий с целью получения доходов от морских перевозок приобрели корабль и наняли капитаном Аппия, который в первом же плавании посадил корабль на мель. Часть груза была испорчена. Иск был предъявлен к Аппию, но тот отказался его удовлетворить. Может ли ущерб быть истребован с хозяев корабля?

Авл и Тиберий утверждают, что непосредственно договор перевозки был заключен с капитаном корабля. Предположим, что Авл согласился возместить 1/3 ущерба на том основании, что это соответствует его доле во владении кораблем. Прав ли он?

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Порядок и способы обеспечения обязательств – основные моменты и эволюция в процессе развития Римского права»

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие с ИАМ по теме 13 «Отдельные виды обязательств» - 4часа.

Цели и задачи: изучить и сравнить виды обязательств в Римском праве.

Мозговой штурм.

Цель – формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание и виды вербальных, литеральных, реальных и консенсуальных контрактов, а также пактов по римскому праву.

Работа в малых группах.

Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения средств обеспечения обязательства; умение выделять сущностные характеристики каждого вида контрактов, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и виды вербальных контрактов.

2. Понятие и виды литеральных контрактов.

3. Понятие и виды реальных контрактов.

4. Понятие и виды консенсуальных контрактов.

5. Безымянные контракты: понятие и виды. “Одетые” пакты”.

6. Понятие и виды квазиконтрактов.

7. Понятие и виды деликтов, квазиделиктов.

Казусы:

1. КАЗУС. Маний и Гелий решили заключить договор стипуляции. Маний спросил: «Обещаешь дать 100 сестерциев?» Гелий ответил: «Обещаю дать 200 сестерциев». Заключен ли договор стипуляции?

2. Казус. Сервий попросил на время у Тита несколько кувшинов. Один из них оказался с трещиной, и вино вытекло. Сервий потребовал от Тита возместить стоимость вина. Ваше решение.

3. Казус. Авл взял на неопределенный срок у своего соседа телегу в пользование. Через три дня сосед встретил Авла на дороге с груженой телегой и потребовал ее немедленного возврата. Авл отказался, указав, что для завершения работ ему необходимы еще два дня. Ваше решение.

4. Казус. Гней взялся хранить имущество Луция – несколько мешков зерна и мебель. Ночью воры взломали сарай и украли вещи Луция, который, упрекнув Гнея в том, что он не поставил сторожа у сарая, потребовал возместить стоимость вещей. Ваше решение.

5. Казус. Децим укрыл бежавшего раба, собираясь увезти его в соседний город и продать. Он попросил Публия подер­жать раба у себя, но когда тот узнал, что раб ворованный, то отказался его вернуть, заявив, что передаст вещь только хозяину. Децим обвинил Публия в нарушении договора хране­ния и обратился в суд. Какое решение будет принято?

6. Казус. Авл долгое время упрашивал Гая купить у него статуэтку за 20 сестерциев. Однажды Гай узнал, что Тиберий ищет именно такую вещь. Тогда он взял статуэтку у Авла, показал ее Тиберию, тут же заключил с ним договор о ее продаже за 30 сестерциев и получил деньги. Авлу же Гай передал 20 сестерциев, сказав, что покупает у него статуэтку. Спустя некоторое время Тиберий узнал о действиях Гая и потребовал признания договора недействительным и возвращения денег на том основании, что Гай продал ему чужую вещь, ведь в момент заключения договора он не был собственником статуэтки. Как разрешить спор?

7. Казус. Децим, у которого приближался юбилей, сообщил Гнею, что ожидает получить от своего клиента ценный подарок. Тогда Гней предложил купить будущий подарок за 100 сестерциев. Децим согласился и тут же получил деньги. В день юбилея клиент поздравил Децима и преподнес ему букет цветов, который сразу был передан Гнею. Тот не принял цветы, сказав, что ожидал получить действительно ценную вещь, и потребовал от Децима вернуть деньги. Децим отказался от этого предложения. Ваше решение.

8. Казус. Маний предложил Тиберию купить у него несколько кувшинов хорошего вина, которые ему привезут на следующей неделе из имения. Тиберий согласился и уплатил продавцу часть стоимости вина. Когда же покупателю принесли через несколько дней кувшины, в них оказался уксус. Тиберий потребовал возвращения денег, упрекнув Мания в обмане. Продавец оправдывался тем, что уксус – тоже вино, только скисшее, и соглашался снизить цену. Тиберий же настаивал на признании договора недействительным. Ваше решение. Имеет ли значение, когда скисло вино: до или после заключения договора?

9. Казус. Марк купил у Вописка участок земли на берегу реки, оплатил его стоимость и пообещал вступить во владение им через два месяца, когда вернется из путешествия. За это время река намыла значительный участок земли к купленному. Вописк потребовал увеличить покупную цену. Марк отказался. Ваше решение.

Если река смыла половину купленного участка и Марк потребовал возвратить половину выплаченных денег, обоснованно ли его требование?

10. Казус. Луций заключил с Сервием договор о продаже ему кресла. Сервий сразу передал половину стоимости вещи и пообещал на следующий день принести оставшуюся часть суммы и забрать кресло. Но ночью воры взломали дверь и похитили некоторые вещи Луция, в том числе кресло. Сервий потребовал возвращения денег, а Луций, говоря, что вещь пропала не по его вине, настаивал на том, чтобы покупатель доплатил оставшуюся часть суммы.Ваше решение

11. Казус. Квинт, покупая у Тита раба, осмотрел его и осведомился у продавца о его достоинствах и недостатках. Тит ответил, что раб очень спокоен и трудолюбив. Сделка состоялась. Но когда Квинт привел раба домой, обнаружилось, что тот хромает. Тогда покупатель обвинил Тита в обмане, потребовал возвращения денег и возмещения убытков. Квинт отказался.

Ваше решение.

12. Казус. Публий в качестве подарка ко дню рождения продал своему другу Гаю раба-художника за половину его реальной стоимости. Но спустя некоторое время друзья поссо­рились, и Публий потребовал признания сделки недействительной, так как под договором купли-продажи фактически скрывался договор дарения. Прав ли он? Изменится ли решение казуса, если такой договор был заключен между супругами? А если Публий продал раба за символическую плату 1 асс?

13. Казус. Павел купил у Сея раба, оплатил его стоимость и сказал, что заберет его через месяц, после возвращения из поездки в провинцию. В этот период раб заболел и Сей потратил деньги на его лечение. Когда Павел пришел за рабом, продавец потребовал возместить понесенные издержки. Правомерно ли его требование?

14. Казус. Аррий купил у Авла рабыню, по словам продавца, хорошую ткачиху. Вернувшись через 5 месяцев с войны, Аррий обнаружил, что достоинства рабыни, как ткачихи, были явно преувеличены; не утешило его и то, что рабыня родила ребенка. Аррий потребовал от Авла забрать рабыню и вернуть выплаченную сумму плюс те доходы, которые он надеялся получить за работу “мастерицы”. Авл согласился принять рабыню обратно, вернуть полученную за нее сумму, но отказался возмещать неполученный доход и потребовал отдать ему родившегося ребенка. Как разрешить спор?

15.Казус. Гней за свой счет отремонтировал сарай в имении, которое он нанимал у Тита. После окончания договора нанима­тель потребовал возместить расходы. Тит отказался, ибо в до­говоре не было предусмотрено, что Гней отремонтирует сарай. Кто прав?

16. Казус. Юлий сдал свой земельный участок Авлу в пользование до востребования, пока один из них не заявит о прекращении договора. После смерти Юлия его наследник потребовал от Авла освободить земельный участок. Авл возра­зил, что договор мог быть расторгнут только по его заявлению или заявлению Юлия; смерть последнего означает, что осталась одна возможность прекращения договора, и он имеет право пользоваться землей пожизненно. Обоснованны ли возражения Авла?

17. Казус. Авл, вернувшись с войны, обнаружил свой дом разрушенным. Тогда Луций, друг Авла, предоставил ему свой дом в пожизненное пользование с правом извлечения из него доходов. Спустя некоторое время Авл отремонтировал свой дом и переселился в него, а освободившийся дом Луция сдал внаем на пять лет Титу. Через год после заключения договора Авл умер, Луций потребовал выселения Тита из дома, а тот, в свою очередь, предъявил иск к наследнику Авла о предоставлении ему такого же дома внаем на оставшиеся четыре года. Ваше решение.

18. Казус. Сервий арендовал у Тита дом на один год, внеся плату вперед. Через полгода дом сгорел от удара молнии. Сервий потребовал возврата половины уплаченных денег. Тит ему отказал, заметив, что он и так в убытках. Сервий обратился в суд.

Должен ли он предъявлять иск из договора найма или из права на кондикцию?

19. Казус. Луций подрядился построить дом Сексту. За день до приемки работы дом сгорел от удара молнии. Секст потребовал построить дом заново. Луций согласился это сде­лать только на основании нового договора, и после оплаты работы за сгоревший дом. Кто прав?

20.Казус. Сервий после смерти отца узнал, что тот принял на себя поручение от Тита купить для него скаковую лошадь. Сервий исполнил это поручение и отвел лошадь Титу, но тот отказался принять ее и оплатить стоимость, указав, что для него было важно, чтобы поручение исполнил именно отец Сервия как знаток скаковых лошадей. Прав ли он?

21. Казус. Гай исполнил поручение Вописка – отремонтировал его дом. Качество ремонта удовлетворило Вописка, но когда Гай попросил возместить ему затраты на материал и оплату работников, доверитель согласился оплатить лишь часть требуемой суммы, заявив, что если бы он сам ремонтировал дом, то затраты были бы значительно меньше. Прав ли он?

22.Казус. Маний и Тит заключили договор товарищества с целью покупки в провинциях и продажи в Риме зерна с условием равного распределения прибыли и убытков. Спустя месяц Тит, не сообщив Манию, включил в товарищество своего племянника Сервия. Тот проявил добросовестность и стара­тельность, но по неопытности в порученных ему операциях потерпел убытки. Когда Маний узнал о Сервии и итогах его деятельности, то отказался участвовать в возмещении убытков, указав, что он не заключал с Сервием договора о товариществе. Прав ли он? Правильным ли будет решение о возложении на Сервия всех понесенных в результате его деятельности убытков?

23. Казус. Децим, будучи членом доходного товарищества, длительное время успешно, в отличие от своих товарищей, вел дела, но не возражал против равного распределения доходов, как и было предусмотрено в договоре. Но в очередной хозяй­ственной операции Децим проявил халатность (в состоянии опьянения продал за бесценок товар), но, несмотря на это, стал возражать против взыскания убытков только с него, напомнив товарищам, что он часто делился с ними прибылью, получен­ной им одним. Прав ли он?

24. Казус. У Гнея умер отец, который был членом процве­тающего товарищества. После вступления в наследство Гней заявил, что не будет забирать имущественной доли отца, а заменит его. На возражения членов товарищества он ответил, что к наследнику переходит не только имущество умершего, но и его права. Ответьте Гнею.

Гней, обиженный тем, что его не хотят принимать в товари­щество, перестал кормить овец, которых его отец должен был продать в связи с деятельностью товарищества. Овцы умерли. Члены товарищества потребовали возместить убытки. Гней же сказал, что он не обязан заботиться о чужих вещах. Ваше решение.

25.Казус. Тит договорился с Гнеем об обмене своей лошади на быка и сразу отвел лошадь во двор Гнея. Тот, в свою очередь, пообещал завтра сходить в свое имение и привести Титу быка. На следующий день Гней вернул Титу лошадь, заявив, что он передумал меняться. Тит отказался принять лошадь и потребовал предоставить ему быка в соответствии с соглашением. В противном случае ему придется покупать быка на рынке за цену, превышающую стоимость лошади, и он потерпит убытки. Как разрешить спор?

26. Казус. Авл решил продать ювелирное украшение, но не знал его реальной стоимости. Боясь продешевить, он передал через раба вещь для оценки своему родственнику Вописку. Тот оценил изделие и пообещал вернуть его через месяц: украшение понравилось жене Вописка и она решила его поносить. Авл потребовал вернуть вещь и после отказа решил предъявить иск в суд. Но задумался: из какого договора или основания возникает его право на иск? Договор хранения, поручения? Что вы посоветуете Авлу?

27. Казус. Аппий имел естественного сына (т. е. рожденно­го от рабыни), который был собственностью Гнея. Тогда Аппий купил у другого гражданина естественного сына Гнея и договорился с последним о том, что оба они отпустят сыновей друг друга на свободу. Аппий исполнил свое обещание, а Гней – нет. Какой иск должен предъявить Аппий? Какой был заключен договор?

28.Казус. Тит, находясь в состоянии опьянения, жестоко избил раба Сервия. Раб входил в состав цирковой труппы, приносившей Сервию ежемесячный доход 100 сестерциев. Поэ­тому хозяин не пожалел средств на трехмесячное лечение раба. Как бы вы посоветовали Сервию определить размер убытков?

29. Казус. У Тиция в имении полгода жил медведь, найденный в лесу раненым. Затем медведь убежал и напал на Сервия, нанеся ему телесные повреждения и разорвав одежду. Сервий предъявил Тицию иск о возмещении вреда. Будет ли он удовлетворен?

Если бы Сервий убил медведя, то мог ли Тиций потребовать передачи ему шкуры зверя на том основании, что он был его хозяином?

30. Казус. Во время пожара, вызванного грозой, Авл, опасаясь, что огонь дойдет до его дома, разобрал сарай своего соседа. Тот предъявил к Авлу иск на основании Аквилиева закона о возмещении ущерба. Имеет ли значение тот факт, что огонь не дошел до места, на котором стоял сарай соседа?

Задания для самостоятельной работы:

Составление таблицы и схемы, содержащих как общую классификацию контрактов, так и классификацию контрактов в рамках их отдельных видов.

Составление таблицы, содержащей классификацию договоров.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Практическое занятие по теме 14: «Наследственное право» - 2 час.

Цель и задачи: изучить институт наследования в римском праве.

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие наследования. Универсальное и сингулярное преемство.

2. Порядок и основные этапы наследования.

3. Наследование по завещанию.

4. Наследование по закону.

5. Легаты в римском праве.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Фидеикомиссы: понятие и особенности реализации».

Номер задания:80-89,221-248,434-440.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-9.

Наши рекомендации