Тема 4. Методы научного познания в современной специальной педагогики и специальной психологии
ВОПРОСЫ: Общенаучная методология специальной педагогики. Полифункциональность специальной педагогики. Основные группы методов исследования: методы имперического познания, методы теоретического познания, метатеоретические методы. Специальная педагогики как отрасль научно-педагогического знания на этапе развития постнеклассической науки (постмодернизм). Полифундаментальность и методологическая относительность в методологии исследований по специальной педагогике. Фундаментальные научные концепции, лежащие в основе современных познавательных моделей в специальной педагогике (теория систем; теория информации; теория самоорганизации; теория управления). Современные методологические основания специальной педагогики – общефилософские, общенаучные, частнонаучные. Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного подхода в исследованиях по специальной педагогике. Использование в специальной педагогике методологии смежных наук. Идеи, теории, концепции частнонаучного уровня методологии исследований в специальной педагогике (важнейшее психологические, психолингвистические и лингвистические, социологические, педагогические теории и концепции; теории и концепции специальной педагогики). Герменевтика и феноменология как частнонаучная методология гуманитарного подхода в исследованиях по специальной педагогике.
Основные понятия (законспектировать определение каждого понятия в тетрадь):
Специальная педагогика, специальная психология, этапы развития специального образования, коррекционно-педагогическая деятельность, теоретико-методологические основы, теории, концепции, методологии, методы, методологические подходы. Антропологический подход; аксиология; аксиологическая концепция отношения социума к лицам с отклонениями в развитии; классическая наука; неклассическая наука; постнеклассическая наука; национальная система специального образования; лечебная педагогика; коррекционная педагогика; специальная педагогика; герменевтика; гуманизм; интерактивный подход; история философии; философия науки; полифундаментальность; этика; гуманистическая этика; деонтология.
КСР
(темы для реферирования)
1. Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки
2. Развитие специальной педагогики на базе достижений технологической и информационной революцией ХХ в., в контексте интеграции научного и гуманитарного знания. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности
3. Научные основания специальной педагогики и специальной психологии
4. Методы научного познания в современной специальной педагогики и специальной психологии
5. История и философия специальной педагогики и психологии
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист (1 стр.) (пример оформления титульного листа – см. приложение – 1)
2. План (1 стр.) (пример оформления плана реферата – см. приложение 2)
3. Изложение основного материала (10-15 стр. печатного текста или 7-10 стр. рукописного текста)
4. Заключение
5. Список использованных источников (пример оформления литературы – см. приложение 3).
Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте.
Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см,
шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.
Объем реферата 10-15 листов печатного текста.
Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются (графики и рисунки снизу, таблицы сверху) и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение 1).
Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в правом верхнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется (правила оформления титульного листа – см. в приложении 1).
Литература – 70% литературы не ранее 2012 года (не менее 5 источников).
Ссылки на литературу по тексту (обязательно) в таком формате: [1, с. 25]. Использование цитат (источников) без ссылок будет считаться плагиатом. В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата
Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Работы в файлах, скрепленные канцелярскими скрепками приниматься не будут. Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.
Реферат не будет зачтен в следующих случаях:
а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц, ошибки в тексте и т.д.)
б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).
Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.
При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:
Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников (как минимум 5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.
Подготовка к написанию реферата предполагает внимательное изучение каждого из источников информации и отбор информации непосредственно касающейся избранной темы. На этом этапе работы важно выделить существенную информацию, найти смысловые абзацы и ключевые слова, определить связи между ними.
Содержание реферата ограничивается 2-3 главами, которые подразделяются на параграфы (§§).
Сведение отобранной информации непосредственно в текст реферата, должно быть выстроено в соответствии с определенной логикой.
Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;
а) во введении логичным будет обосновать выбор темы реферата – «актуальность темы» (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?); цель (должна соответствовать теме реферата); задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы; историография (обозначить использованные источники с краткой аннотаций – какой именно источник (монография, публикация и т.п.), основное содержание вцелом (1 абз.), что конкретно содержит источник по данной теме (2-3 предложения).
б) в основной части дается характеристика и анализ темы реферата вцелом, и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами. В конце каждой главы (каждого параграфа) должен делаться вывод, который начинается словами: «Таким образом, …», «Итак, …», «В заключение главы отметим…», «Все вышесказанное позволяет сделать вывод …», «Подводя итог …» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по §§ главы (объем 0,5 – 1 лист). В содержании не обозначается.
в) заключение содержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа). Однако прямая их переписка нежелательна; выгодно смотрится заключение, основанное на сравнении. Уместно высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.