Выявление мотивов учебной деятельности

Младших школьников методом анкетирования

Инструкция: Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, с которыми согласны.

А Н К Е Т А

1. Учусь потому, что интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, чтобы потом хорошо работать.

4. Учусь, чтобы доставлять радость родителям.

5. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

6. Учусь, чтобы не опозорить свою звездочку, класс.

7. Учусь, чтобы не быть незнайкой.

8. Учусь потому, что нравится учиться.

Для обработки данных используйте табл.1

Вычислите % соотношения каждой мотивировки (общее число ответов - 100%).

Сделайте вывод о необходимом педагогическом воздействии для развития положительных мотивов учения.

Таблица 1

Общее число Число ответов с мотивировкой
ответов
                   
100%                  

Изучение мотивов учения с помощью методики их столкновения

Предложите ученику решить две задачи, записав их условия пишут на доске или на карточках. Установка: за решение первой задачи будет поставлена отметка в журнал, те, кто решит вторую задачу, примут участие в математической игре. Допустимо решить только одну задачу.

Можно предложить другое задание. В конце урока детям раздают листочки и дают установку: «Ребята, на следующем уроке математики мы можем выполнить одно из двух заданий: или будем решать интересные задачи, а для этого нужно думать, рассуждать, или проведем математическую игру. Это будет зависеть от вашего желания, которое вы должны написать на листочках».

Можно осуществить столкновение и других пар мотивов. Например: стремление заслужить похвалу учителя со стремлением получить отметку; стремление получить отметку и интерес к процессу мыслительной деятельности; интерес к мыслительной деятельности и интерес к игровой деятельности.

Содержание задач не должно быть известным до того, как они сделают выбор.

При подведении итогов учесть: какие мотивы преобладают у младших школьников, как можно формировать положительные мотивы.

Выявление преобладающих мотивов и их направленности у младших школьников.Необходимо составить три письменных задания одинаковой трудности по математике или русскому языку. От учащихся требуется как можно более точно выполнить их. При этом сообщают, что за первое задание отметку поставят в журнал и зачислят при выведении оценки; за второе отметки будут лишь учитываться для определения суммарного балла класса (общего показателя) для сравнения с другими классами; за третье, по желанию ученика, отметка может быть занесена либо в журнал (как в первом случае), либо зачислена в пользу класса (как во втором).

Очередность выполнения заданий устанавливает сам ученик. Полученные данные занесите в таблицы (табл.2,3).

Таблица 2

Фамилия ученика Очередность выбора заданий Время, затраченное на их выполнение Качество выполнения (отметка) Аккуратность выполнения Примечания
  1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3  
1.          
2.          
3.          
4.          

Таблица 3

Направленность мотивов Количество учащихся %
Интерес к делу    
Личный интерес    
Общественный интерес    

В примечании укажите выбор ученика по третьему заданию.

При анализе результатов установите, какой из мотивов учения преобладает у испытуемых, на что он направлен, т.е. что для каждого из учеников и класса наиболее важно: само дело, успех коллектива или собственный успех.

3. ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Практикум по возрастной и педагогической психологии Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. И. Щербакова. М.:: Просвещение, 1987. – 255.)

Выявление особенностей распределения внимания

1. Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождайте негромким постукиванием по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

2. Дайте испытуемым прочесть небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы он был хорошо понят. Затем предложите каждому ученику одновременно пересказать прочитанное и сосчитать количество ударов, которое вы будете производить по столу (удары следует делать с неравными интервалами - то быстро один за другим, то редко).

Оценить полученные данные. Сравните результаты разных испытуемых.

Выявление особенностей сосредоточения внимания

Перед учащимися ставят цель: внимательно рассмотреть предлагаемый предмет. В течение двух минут его показывают, а затем закрывают и предлагают детям подробно описать величину, цвет. Можно провести игру - соревнование.

Выявление устойчивости внимания

1. Каждому испытуемому дается лист, заполненный фигурами с разными значками в верхних фигурах. Попросите учащихся расставить такие значки по всему листу, при этом они могут сверять работу с образцом. Отметить количество ошибок и время, потраченное на выполнение задания, а также то, как оно выполняется: часто ли испытуемые отвлекаются, возвращаются к работе сами или нужно им напоминать об этом. По полученным результатам, по количеству затраченного времени и поведению школьников во время задания сделайте вывод об устойчивости их внимания.

2. Ребенку дается бланк с перепутанными линиями и предлагается проследить ход каждой линии и поставить у ее правого конца тот же номер, что и у левого.

При наблюдении за испытуемым следует отметить:

· Что преобладает у него - установка на скорость или на точность.

· Уверен ли школьник в своих действиях, многократно ли себя проверяет.

· Трудно ли сосредоточить внимание на прослеживание линий, проявляется ли желание помочь себе каким - либо предметом (пальцами, карандашом и т.д.).

Изучение переключения внимания

1. Испытуемому показывается таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку. Учащийся должен показать и назвать число:

а) черного цвета от 1 до 12;

б) красного цвета от 12 до 1 и т.д.

2. Ученику предлагается нарисовать треугольники сначала основанием вниз, а затем – основанием вверх по три строки каждых. Время фиксируется. Далее предложить нарисовать 6 строк таких же треугольников. Время фиксируется и сравниваются результаты выполнения задания первым и вторым способом.

Изучение объема внимания

Используется тахистоскопическая методика.

Испытуемого усаживают перед экраном, на который с помощью эпидиаскопа проецируются на 0,5 секунд поочередно 5 карточек с изображением 8 согласных букв (Л, Х, Д, М, Г, Ш, С, Ч; ТЧСНВХЖК и т.д.). После предъявления каждой карточки испытуемый должен записать, какие буквы он успел заметить.

Результаты исследования заносятся в протокол (табл. 1).

Таблица 1

Номер карточки Предъявленное изображение Показания испытуемого Объем внимания Ошибки внимания
ЛХДМГШСЧ ЛФХСХГ 5 (назвал 5 букв правильно) 1 (буква Ф отсутствовала в карточке)

После проведения опыта подсчитываются средние данные по объему и ошибкам внимания.

Наши рекомендации